Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:36, курсовая работа
Задачи:
- теоретическая разработка понятия и выявление особенностей источников права социального обеспечения, определение их места в общей системе источников права;
- рассмотрение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе источников права социального обеспечения;
- исследование права человека на социальное обеспечение в международных источниках;
- изучение видов и системы источников права социального обеспечения;
- изучение отдельных категорий норм социального обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Характеристика источников права социального обеспечения…………………………………………………………………….…6
1.1. Понятие источников права социального обеспечения………………….…6
1.2. Классификация источников права социального обеспечения……….……8
ГЛАВА 2. Анализ источников права социального обеспечения………19
2.1 Анализ международных норм права социального обеспечения………….19
2.2 Анализ российских норм права социального обеспечения…………….....21
2.3 Изменение источников права социального обеспечения на 2010-2013г……………………………………………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....26
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….29
Курсовая работа
по дисциплине: «Право социального обеспечения»
ТЕМА: «ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
Казань 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Характеристика источников
права социального обеспечения…………………………………………………
1.1. Понятие источников права социального обеспечения………………….…6
1.2. Классификация источников права социального обеспечения……….……8
ГЛАВА 2. Анализ источников права социального обеспечения………19
2.1 Анализ международных норм права социального обеспечения………….19
2.2 Анализ российских норм права социального обеспечения…………….....21
2.3 Изменение источников
права социального обеспечения на 2010-2013г……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Источники права – одна из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке, которая была и остается предметом самого пристального внимания ученых, как в общей теории права, так и в отраслевых научных дисциплинах. Изучение любой отрасли права, как правило, начинается с рассмотрения предмета, метода правового регулирования и источников права данной отрасли. В то же время специальная монографическая литература по вопросам, касающимся источников права, не очень обширна, хотя многое в теории источников права уже решено раз и навсегда и представляет собой аксиому юриспруденции, однако многое требует еще разработки с новых позиций, модификации, пересмотра. Научных исследований, специально посвященных источникам права социального обеспечения, которые отражали бы современное состояние данной отрасли, вообще не проводилось.
С началом
социальных реформ в России
и формированием концепции
Актуальность
исследования во многом
Необходимость исследования источников права социального обеспечения объективно обусловлена также утверждением принципов правового, социального государства, обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что на практике часто весьма проблематично. Для того чтобы сделать источники права совершенными и эффективными, необходимо добиться серьезных позитивных сдвигов как в правотворчестве, так и в правоприменении. В первую очередь речь идет о проблемах целостности и единства правового пространства России, правильного понимания соотношения источников права федерального уровня и субъектов Российской Федерации, системности развития источников права, их кодификации, применения объективных критериев дифференциации в правовом регулировании материальных отношений. В праве социального обеспечения прослеживается тенденция увеличения количества, многообразия источников, появления новых видов, таких как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, модельные законы, соглашения СНГ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, местного самоуправления, социально-партнерские соглашения, локальные акты. Ведется дискуссия о признании судебного прецедента источником права. Кроме того, происходит изменение предмета права социального обеспечения за счет расширения регулируемых им общественных отношений в связи с модификацией самих видов социального обеспечения (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг); усложняется само регулирование социально-обеспечительных отношений, которые приобретают новые свойства и признаки, развиваются во все более изменяющихся взаимосвязях с другими пограничными отношениями.
Для достижения цели данной работы поставлены следующие задачи:
- теоретическая разработка понятия и выявление особенностей источников права социального обеспечения, определение их места в общей системе источников права;
- рассмотрение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе источников права социального обеспечения;
- исследование права человека на социальное обеспечение в международных источниках;
- изучение видов и системы источников права социального обеспечения;
- изучение отдельных категорий норм социального обеспечения.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Термин «источник права» обычно имеет два значения.
Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой закрепляющей в праве волю и интересы народа.
Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.
Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права
мы знаем, что под источниками
права понимаются внешние формы
выражения правотворческой
Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.
В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения.
В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения бурно обновляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или изменяются дополняются либо принимают ся новые, более прогрессивные, соответствующие рыночный отношениям.1
В правовой науке укоренились
в основном два понятия источника
права. Первое понятие источника
права в материальном смысле, как
реальной силы, создающей правовые
предписания и обеспечивающей их
исполнение, в том числе, естественно,
принудительное. Второе понятие источника
права в формальном смысле, как
внешней формы выражения
В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.
Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации (они рассматриваются отдельно в гл. 30). Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами.
Итак, источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.2
1.2. Классификация источников права социального обеспечения
Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:
Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.
По степени важности и
субординации источники делятся
на законы и подзаконные акты законодательства
в сфере социального
Следовательно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
По Конституции РФ вопросы
регулирования отношений в
В соответствии со ст.55 (п.2) Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.4
В Российской Федерации охраняются
труд и здоровье людей, обеспечивается
государственная поддержка
Статья 18 Конституции РФ
декларирует, что права и свободы
человека и гражданина являются непосредственно
действующими. Кроме того, в ряде
статей Конституции РФ закреплены основные
права граждан в сфере
Федеральные законы, в свою очередь, делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ,
Текущими называются федеральные
законы, которые принимаются на основе
и во исполнение Конституции и
конституционных федеральных
В особый вид выделяют также
кодифицированные законы - это крупные
акты, предназначаемые комплексно регулировать
определенную сферу общественных отношений.
Кодифицированным актом в области
социального обеспечения
По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.
Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).