История авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Авторское право возникло не сразу, и было результатом длительной эволюции. Некоторые положения, на которых базируется авторское право на современном этапе пришли к нам из очень далеких времен. Прежде всего, это связь между произведением и его автором. Еще в древние времена заимствование или искажение чужого произведения считалось недопустимым и осуждалось обществом.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

Глава I. Развитие системы международной охраны авторских прав.

I.1. Возникновение института авторского права.

Авторское право возникло не сразу, и было результатом длительной эволюции. Некоторые положения, на которых  базируется авторское право на современном  этапе пришли к нам из очень  далеких времен. Прежде всего, это  связь между произведением и  его автором. Еще в древние  времена заимствование или искажение  чужого произведения считалось недопустимым и осуждалось обществом.

В Средние века предшественниками  авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе  последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства  придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом  творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно1.

С течением веков жалобы на искажение текста раздавались  все сильнее. Например, Мартин Лютер  негодовал по поводу широкого перепечатывания  его произведений: «Вред ещё можно  было бы терпеть, если бы люди только плохо  обращались с моими книгами. Но теперь они печатают мои книги, проявляя такую спешку, что, когда я затем  читаю эти книги, я их не узнаю… Это мошенничество - обманывать простого человека с помощью нашего имени»2.

Лютер, в первую очередь, протестовал против искажения текста книг, он был не согласен с таким  положением вещей. 

Большинство исследователей связывают возникновение института  авторского права с появлением книгопечатания в Европе. Иоханн 
Генсафлейш по прозванию Гуттенберг в 1440 году выпустил первую печатную книгу, которая, к сожалению, не сохранилась до наших времен. Изобретение 
Гуттенберга привело к тому, что процесс изготовления копий произведений 
стал заметно проще, цена на книги понизилась, теперь рукопись могла быть напечатана большим тиражом и широко распространена. Результаты творческого труда авторов стали полноценным товаром и могли приносить доход. И первыми, кто поставил вопрос о необходимости особой 
охраны для произведений, стали издатели. Они были вынуждены обратиться за защитой своих интересов к властям, которые стали выдавать первоиздателям охранные грамоты, называемые «привилегии».

Постепенно количество привилегий стало увеличиваться и в некоторых  государствах власти выдавали заинтересованному  лицу одну общую привилегию, которой  это лицо могло пользоваться при  выполнении соответствующих условий.

Первым шагом от системы  привилегий к системе авторского права было принятие в Англии 10 апреля 1710 года особо закона – Статута  Королевы Анны, который и ввел авторское  право. Закон, принятый британским парламентом, защищает авторов книг, карт и чертежей. Автор произведения обладает правами на своё творение на протяжении 14-ти лет и после истечения этого срока имеет право продлить его ещё на 14 лет. Регистрация производится в судах. До вступления в действие Статута Анны, автор мог продать своё произведение (рукопись) и после этого терял на неё права, а издатель получал бессрочные права на приобретённый текст. Таким образом, британцы видели вред в сохранении монопольных интересов издателей и приняли закон против них3.

31 мая 1790 года Конгресс США принял закон о предоставлении авторских прав, который создал федеральное авторское право и обеспечил его действие на протяжении четырнадцати лет. Если автор оставался жив на момент истечения срока, он имел возможность продлить свои права еще на четырнадцать лет. Если автору не надо было продлевать свое авторское право, то и обществу также не было нужды настаивать на сохранении копирайта - труд автора становился общественным достоянием. Так как федеральный закон отменяет действие любого противоречащего закона штата, федеральный закон об охране копирайта вытеснял любые копирайтные законы штатов.

Во Франции появление  законодательства об авторском праве  было прямым следствием буржуазной революции 1789 года, отменившей все дореволюционное  законодательство, а вместе с ним  и существовавшую ранее систему  привилегий, выданных отдельным авторам  и издателям. Вместо этого были приняты два Декрета – Декрет от 13 июля 1791 года «О праве публичного представления произведения» и Декрет от 13 июля 1793 года «О праве на воспроизведение»4. Декрет 1791 года признал за авторами 
драматических произведений исключительное право на публичное 
представление в течение всей жизни автора, которое после его смерти 
переходило по наследству сроком на 5 лет. Декрет 1793 года признал за 
авторами разного рода письменных произведений, композиторами и 
художниками исключительное право продавать, передавать для продажи, 
распространять свои произведения на территории Республики, а также 
уступать полностью или частично право собственности на них. 

Теория авторского права  Франции и других стран системы  римского права акцентировала внимание на идее о том, что охрана должна распространяться как на имущественные, так и на личные интересы автора. В  центре внимания закона об авторском  праве должен быть автор. Именно он  
должен изначально наделяться всеми полномочиями по использованию своего произведения, которые могут быть им в последующем в том или ином объёме переданы другим лицам. При этом передача автором права 
использования произведения другому лицу не означает, что прекращается правовая связь творца с его произведением. Признаваемые за автором личные права осуществляются им независимо от того, кто и на каком основании в данный момент обладает правом использования произведения. Такая концепция авторского права получила название 
концепции "прав автора" (droit d'auteur). Наибольшее распространение 
данная концепция получила в европейских странах, в первую очередь во 
Франции и Германии.

В странах общего права (главным  образом, в Великобритании и США) авторское право развивалось  в другом направлении. Здесь за создателем произведения признавалось право, основанное на естественных правах собственности. Однако при создании законов об авторском  праве создателям произведений была предоставлена лишь ограниченная имущественная  защита. Законы не кодифицировали всё  общее право, а заменили его, предоставив  имущественные права в форме  срочного права на воспроизведение. 

В 1841 году в США состоялся  первый громкий процесс об авторском  праве. Суд признал виновным в нарушении архивиста, который опубликовал письма первого президента США Джорджа Вашингтона в своём журнале.

А в 1853 году известная писательница Гарриет Бичер-Стоу обратилась в суд с иском против издателя, который самовольно перевел её книгу «Хижина дяди Тома» на немецкий язык и начал продавать книгу в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, постановив, что перевод — это не просто копирование.

В 1886 году было подписано первое полномасштабное международное соглашение о защите авторских прав — Бернская конвенция. Целью конвенции было обеспечить взаимное признание авторских прав различными государствами и установление международных норм для их защиты. Европейские страны договорились создать единую процедуру регистрации авторских прав, а не регистрировать копирайт в каждом отдельном государстве. Бернская Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. К примеру, в 1908 году было принято решение установить срок действия права в срок жизни автора плюс 50 лет.

А в 1891 году американские писатели инициировали принятие первого соглашения о международной защите авторских  прав. Причиной инициации этого соглашение во многом стало то, что США присоединились к Бернской Конвенции не сразу  и «пираты» начали активно издавать в США книги европейских писателей по очень низкой цене. Продукция американских писателей по этой же причине стала продаваться плохо.

Весь XIX и начало XX века были периодом расширения и развития, закрепленного в законодательстве авторского права. Все большее и большее число видов произведений было взято под правовую охрану (например, в 1879 году музыкальные произведения стало запрещено исполнять без разрешения автора, а в 1912 году авторским правом стали защищаться кинофильмы), а сама охрана была направлена против все большего и большего числа способов использования произведений. Время действия правовой охраны увеличилось до 50 лет после смерти автора. Сегодня это наиболее часто встречающийся срок охраны прав авторов.

В XX веке развитие института авторского права шло полным ходом. Авторским правом теперь можно было защищать все виды литературных произведений, кинофильмы, компьютерные программы, архитектурные проекты, компьютерную графику, художественные постановки и представления.

Знаковый судебный процесс  произошел в 1983 году. Британская энциклопедия подала в суд на органы школьного образования США, обвинив их в том, что они изготавливают для школ учебные телепередачи, в которых активно используют информацию энциклопедии. Эти передачи транслируются по многим школам, кроме того, доступ к записям имеют все желающие школьники и их родители. Суд встал на сторону Британской Энциклопедии, посчитав, что педагоги нарушили закон об авторских правах.

Известный писатель Джером Сэлинджер в 1987 году подал в суд на писателя Йена Хэмилтона, который подготовил его литературную биографию. Сэлинджер обвинил Хэмилтона в незаконном использовании писем, полученных Хэмилтоном от адресатов Сэлинджера. Суд запретил публикацию биографии.

В связи с таким бурным развитием института авторского права доходило и до смешного. Так, в 1991 году объектом судебного спора выступили телефонные книги. Одна компания-издатель подала в суд на другую, обвинив её в том, что она напечатала аналогичную информацию. Суд постановил, что адреса и телефоны жителей того или иного города не могут защищаться копирайтом, потому что являются «коллекцией фактов», которую каждый вправе собирать и публиковать.

С широким распространением сети Интернет, авторские права стали  нарушаться чаще. Журнал Playboy в 1993 году засудил владельца интернет-сайта, который вывесил на нём отсканированные фотографии девушек из журнала. В 1995 году один из пользователей сервера вывесил на нём материалы, защищённые копирайтом. Владелец авторских прав подал в суд на владельца сервера. Суд оправдал ответчика.

В 2001 году журналист, внештатный сотрудник газеты Нью-Йорк Таймс, выиграл процесс против этого издания. Причиной иска стало то, что издательство выложило ряд его материалов в базу данных, предлагаемую для коммерческого использования.

В России авторское право  начало развиваться только в 1828 году. Это связано с тем, что долгое время книгопечатание было государственной  монополией, а частные типографии появились много позже.

На протяжении всей истории  России господствовала цензура. В Цензурном  уставе 22 апреля 1828 года впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях  книг в виде приложения к Цензурному уставу. Издано того же числа Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему  основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет со смерти автора.

Затем последовало Высочайше  утвержденное мнение Государственного Совета 8 января 1830года "О правах сочинителей, переводчиков и издателей" , где право сичинителей признается уже правом собственности, и постановлено, "что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока". Наконец, в 1857 году Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.

К концу XIX века стало понятно, что частичное усовершенствование охраны авторских прав не приносит большого успеха. Решено было приступить к созданию нового закона. На это понадобилось 13 лет, и 20 марта 1911 года было принято «Положение об авторском праве». В законе раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.

Этот закон был значительном шагом в развитии авторского права, он вывел России на приемлемый уровень  по сравнению с другими странами.

Существенное влияние  на развитие института авторского права  в России оказала Октябрьская  Революция 1917 года. Центральный Исполнительный Комитет отменил все прежнее  гражданское законодательство. И 29 декабря 1917 года вышел новый советский  закон об авторском праве «О государственном  издательстве». Закон предложил  народной комиссии по просвещению приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков. Сочинения тех из писателей, по которым срок авторского права истек, должны были быть переизданы без особых формальностей.

26 ноября 1918 года декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.

16 мая 1928 года приняты «Основы авторского права», в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором. Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

Информация о работе История авторского права