История брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:58, доклад

Описание работы

Брак (греч. γάμος — брак; производное от глагола брать[1]), или бра́чный сою́з, супру́жество — регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачноговозраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям. Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста. В ряде стран при оформлении брака может быть заключён брачный контракт.

Файлы: 1 файл

История брака.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

 

Вот уже несколько тысячелетий  основной моделью взаимоотношений  мужчины и женщины является супружеский  союз. 

Брак (греч. γάμος — брак; производное от глагола брать[1]), или бра́чный сою́з, супру́жество — регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачноговозраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям. Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста. В ряде стран при оформлении брака может быть заключён брачный контракт.

 

Историки утверждают, что институт брака появился более  четырех тысяч лет назад. В  условиях первобытно-общинного строя  устойчивые брачные отношения были редкостью. Семьи состояли из групп в несколько десятков человек — небольшого количества мужчин и намного большего числа общих женщин и детей. Но с развитием общества люди стали нуждаться в более стабильной структуре взаимоотношений мужчин и женщин. Первая документально подтвержденная брачная церемония, соединявшая одного мужчину и одну женщину, была отмечена в Месопотамии примерно в 2450 году до н. э.

В подавляющем большинстве  обществ прошлого считалось, что  люди не должны свободно выбирать своих  брачных партнеров, особенно на таком шатком основании, как любовь. Главной целью брака был не столько правильный выбор партнера для совместной жизни в любви, сколько правильный выбор родни по линии супруга или супруги. Так, в родоплеменных сообществах брачные союзы создавали узы между кланами. А в период Античности, в эпоху Средневековья и Нового времени — до конца XVIII века — с помощью брака высшие классы объединяли состояния, формировали военные коалиции, закрепляли мирные договоры, добивались более высокого социального статуса и политического могущества; представители среднего класса стремились обзавестись родней «со связями», а приданое невесты зачастую становилось для мужчин большим материальным подспорьем; низшие же классы — крестьяне и ремесленники — приобретали таким образом новых работников в семью и налаживали связи с соседями.

Родители считали  само собой разумеющимся право устраивать женитьбу детей, а порой и расторгать браки, заключенные без их согласия. Незаконнорожденные дети не имели никаких  юридических прав по отношению к семьям родителей, что также являлось одной из причин укоренения прочного института брака, как главной движущей силы в продолжении рода.

Даже законные жены и дети были лишены многих элементов  правовой защиты. Конечно, и в прошлом  многим людям удавалось создать семьи «по любви», но это было скорее счастливым стечением обстоятельств.

 

Брак на Руси

 

Известно, что  древнейшей формой брака, господствовавшей до принятия христианства у большей  части восточнославянских племен, было умыкание будущих жен во время "бесовских игрищ", как их называли церковники. Оно существовало и после принятия христианства не одно столетие, следы его прослеживаются в былинах и песнях. Обычно умыкание совершали на праздниках в честь бога "женитвы" Лада.

Традиционно эти праздники  начинались с "красной горки" (ранней весной) и заканчивались ко дню Ивана Купала (к середине лета). Описание умыкания в древнейших летописных сводах свидетельствует, что оно происходило по соглашению сторон.

Характерной чертой восточнославянского  языческого обряда является совершение его " у воды" ( у реки, как правило). В 988 году Русь приняла христианство, и с этого времени все семейные отношения попали под контроль церкви. Она стала их главным регулятором, стремясь захватить монопольное право заключения браков. С этого времени на Руси появляются новые свадебные традиции, в начале соблюдавшиеся лишь в среде господ, а с течением времени распространившиеся на все слои общества.

На Руси в  прошлые века жених и невеста  обязаны были сначала сообщить о  своем желании создать семью приходскому священнику. Он объявлял об этом прихожанам, и, если никто из них не сообщал о фактах, препятствующих заключению брака, в специальной книге делалась запись, подписанная священником, поручителями жениха и невесты и самими женихом и невестою. Фактически это означало обручение.

В традиционной свадьбе у каждого своя роль, каждый день — особый, в каждой песне  свой смысл. 

 

Невесте полагалось плакать сразу же, как только в  доме появляются сваты. Этим она демонстрировала  свою любовь к отчему дому, к родителям. За несколько дней до брака родители жениха едут к родителям невесты на рукобитье. И снова она причитает о том, как плохо ей будет на чужой стороне.

Перед самой  свадьбой — девичник. Приезжает  жених с подарками; все, кроме  невесты, веселятся, не обращая особого внимания на ее плач.

День брака — самый торжественный. Продолжающую причитать невесту готовят к венцу, жениха тоже одевают в лучшее и при этом охраняют.

В невестин дом  сходятся гости, приезжает говорливый дружка с женихом, «выкупает» место за столом. После долгих переговоров, сдобренных шутками-прибаутками, едут в церковь: жених отдельно, невеста отдельно. 

 

После венчания невеста перестает плакать: дело сделано. Новобрачных везут к  жениху в дом, где их уже поджидают  родители жениха: отец с иконой и мать с иконой и хлебом-солью. 

 

На второй день — княжий стол в доме жениха. 

 

Третий день — семейный, а также встреча невесты с  соседями.

И, наконец, отводины: тесть  зовет к себе зятя с родственниками, молодая прощается с родителями; отводные (свадебные чины) отводят новобрачных в их дом. На этом свадебный обряд считается завершенным.

 

 

ЛЮБОВЬ И МОРАЛЬ

Все начало меняться благодаря идеям Просвещения, поставившим под сомнение право  старшего поколения и государства  диктовать условия молодым. Общественным идеалом стал свободный выбор партнера, основанный на любви и совместимости характеров, и к началу XIX века критерием успешности брака стала забота его участников друг о друге и о детях. Новые идеи побудили многие страны облегчить процедуру развода, но и породили ряд проблем и вопросов. И главный среди них — что будет побуждать людей жить в браке после того, как любовь угаснет?

 Количество разводов  неуклонно увеличивалось. Но все-таки  консервативное отношение к институту  брака, когда главой и хозяином в семье считается муж, а женщине отводится подчиненная роль, сохранилось вплоть до семидесятых годов XX века. Так, еще в 1950-х годах наилучший шанс на прочный брак женщинам давало замужество с мужчинами, твердо верившими в идеал «мужа-кормильца семьи». Но к 70-м годам XX века ситуация стала меняться, так как менялась жизнь, менялись экономические, а вместе с ними и социальные условия. И многие мужчины уже не могли в полной мере осуществлять функции мужа-кормильца.

Женщины обрели экономическую  независимость, кроме того, была упразднена правовая дискриминация незаконнорожденных детей, современные условия жизни в значительной степени облегчили быт одиноких людей — как мужчин, так и женщин. В совокупности все это создало ситуацию, в которой социальная значимость брака коренным и необратимым образом уменьшилась.

СОЮЗ НЕЗАВИСИМЫХ ИНДИВИДОВ

Сегодня, в условиях равенства полов и  свободы выбора, для того, чтобы  брак был успешен, требуются другие качества, навыки и модели поведения, чем в прошлом. И нынешние мужчины уже по-другому смотрят на вопросы образованности и карьерных успехов жены. По данным социальных опросов, они стали придавать интеллекту и образованию партнерши куда больше значения, чем умению готовить и вести домашнее хозяйство. Социологи также утверждают, что у образованных, хорошо зарабатывающих женщин вероятность развода гораздо меньше. А проблема образования и брака поменяла полюса. Женщины предпочитают выбирать партнеров по крайней мере с таким же уровнем образования или выше. Но нынешние молодые мужчины менее зрелые, чем были представители их пола двадцать лет назад. Данные статистики показывают, что современные девушки лучше образованы, чем парни, а потому более амбициозны в достижении целей и зачастую достигают больших успехов в плане карьеры. Еще социологи отмечают, что у женщин с низкими доходами гораздо более велик риск оказаться в униженном положении, когда их партнер не соблюдает равенства в семье, даже при том, что сам он также может заниматься низкооплачиваемой работой или вовсе не иметь ее.

Аналитики компании ACNielsen, исследовавшие семейные ценности во всем мире, пришли к выводу, что  почти половина населения не верит  в то, что супружество может  длиться долго, а треть считает, что вступать в брак не стоит, поскольку  это явление устаревшее. И в России настроения и отношение к браку не слишком отличаются от общемировых. А согласно исследованию, проведенному в Англии, ученые сделали вывод, что институт брака просуществует не дольше 2050 года. Корень зла видят в урбанизации современного общества. Научно-технический прогресс так упрощает условия жизни, что борьба за существование отходит на второй план, как и необходимость в семье, которая была инструментом этой борьбы.


Информация о работе История брака