Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:10, реферат
Идея гражданского общества возникла в Европе, в античном обществе. Но впоследствии западная цивилизация дала толчок развитию некоторых основ для появления зачатков гражданского общества и в других цивилизациях.
Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах Античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римского частного права). Но это были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.
История формирования гражданского общества в мире
Идея гражданского общества
возникла в Европе, в античном обществе.
Но впоследствии западная цивилизация
дала толчок развитию некоторых основ
для появления зачатков гражданского
общества и в других цивилизациях.
Формирование и развитие гражданского
общества заняло несколько веков. Отдельные
элементы гражданского общества существовали
в некоторых странах Античного мира (Греция,
Рим), где развитие ремесла и торговли
породило товарно-денежное производство,
получившее оформление и закрепление
в ряде институтов частного права (особенно
римского частного права). Но это были
только элементы, очаги гражданского общества,
существовавшие лишь в отдельных регионах
и сочетавшиеся с вертикальными структурами
сословно-кастовых обществ.
В масштабе больших регионов Европы, а
затем Америки можно обозначить три этапа
развития гражданского общества, переход
от каждого из которых к последующему
знаменовался существенными изменениями
общественного и государственного строя,
социальными и политическими потрясениями,
массовыми движениями, столкновениями
классов, коренными преобразованиями
общественной идеологии.
На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались
экономические, политические и идеологические
предпосылки гражданского общества. К
ним относятся развитие промышленности
и торговли, специализация видов производства
и углубленное разделение труда, развитие
товарно-денежных отношений. При поддержке
городов и городского сословия в ряде
стран возникали централизованные национальные
государства, обладавшие рядом признаков
современных государств (суверенитет,
государственная казна, профессиональный
управленческий аппарат и др.). К этому
же времени относятся переворот в общественной
идеологии, бурное развитие искусства
и культуры, широкое распространение протестантской
буржуазной этики, оформление в теорию
естественного права основных общих идей,
связанных с представлениями о гражданском
обществе как о социально-политическом
идеале. Во главе борьбы угнетенных сословий
против феодального неравенства и привилегий
стояли горожане. От начала революции
в Англии (1640 г.), как отмечено, ряд историков
ведут отсчет Нового времени.
На втором этапе (примерно конец XVII-конец
XIX в.) в наиболее развитых странах сформировалось
гражданское общество в виде первоначального
капитализма, основанного на всеобщем
юридическом равенстве и частном предпринимательстве.
В XX в. началась социализация гражданского
общества - третий этап его развития.
Народы и государства Европы прошли исторический
путь от античного полиса, через феодализм,
к той стадии развития, когда, наконец,
стало возможным осмысление самой идеи
гражданского общества, появление общества
независимых, но способных сплотиться
ради достижения своих целей личностей,
когда стали возникать необходимые элементы
этого общества. В Западной Европе эта
новая ситуация привела к созданию новой
идеологии - либерализма, в основание которого
было положено признание политических
и экономических прав индивида в рамках
законов, понимаемых как обобщение естественных
потребностей цивилизованных людей.
Таким образом, импульс античных
обществ, воспринятый Западной Европой
в эпоху Возрождения, дал основание
для уникальных перемен, приведших
через буржуазные революции в
Новое время к появлению
Возникновение гражданского общества
в мире связано с появлением капиталистических
производственных отношений, разрушивших
жесткие рамки сословно-феодального строя
и увеличивших значимость отдельного
человека в обществе. Замена сословных
привилегий всеобщим юридическим равенством
определила качественно новое положение
личности в обществе. Индивиды, независимо
от их социального и имущественного положения,
были признаны полноправными участниками
общественной жизни и превратились из
подданных государства в граждан.
Начало этому процессу положило формирование
представительного государства, которое
стало выступать от имени всего населения.
Для этого было законодательно признано
юридическое равенство людей на основе
наделения их правами и свободами. Замена
сословного неравенства всеобщим юридическим
равенством определила качественно новое
социальное положение личности. Теперь
индивиды, независимо от их социального
происхождения и имущественного положения,
были признаны свободными и полноправными
участниками общественной жизни. Наиболее
существенной экономической предпосылкой
свободы индивида явился институт частной
собственности, который способствовал
формированию развитого гражданского
самосознания. Конечно, юридическое равенство
не предполагает фактического равенства,
а означает всего лишь равенство возможностей.
Однако это создавало определенные условия
для проявления талантов и способностей
личности. Реальное функционирование
гражданского общества началось с принятия
биллей о правах в Англии, США и Декларации
прав человека и гражданина во Франции.
До появления гражданского общества в
подавляющем большинстве стран существовали
абсолютистско-монархические режимы.
Государство средствами прямого принуждения
или с помощью правил сословной системы
жестко регламентировало жизнь индивидов.
Государство в лице монарха одним сословиям
даровало некоторые права и привилегии,
а других лишало всего. Переход от традиционного,
феодального общества к гражданскому,
в основе своей буржуазному, означал появление
гражданина как самостоятельного социального
и политического субъекта с неотъемлемыми
правами и обязанностями. Развитие горизонтальных
невластных социальных связей, образовывавшихся
автономными ассоциациями граждан, наталкивалось
на противодействие централизованного
государства. Однако государство вынуждено
было не только считаться с возникшими
ассоциациями граждан, но и встать на путь
правового упорядочения своих отношений
с населением, существенно перестроить
собственные властные структуры. Не во
всех странах конфликт между гражданским
обществом и государством был разрешен
установлением конституционно-правовых
принципов их взаимоотношений. В ряде
случаев он вылился в открытые столкновения
парламента как органа народного представительства
и королевской власти по поводу их политической
роли и объемов властных полномочий. Такие
столкновения, подчас перераставшие в
настоящую гражданскую войну, стоили в
общей сложности многих миллионов жизней.
Борьба была отражением продолжавшегося
поиска конкретных политико-организационных
форм обеспечения Стабильного и умеренного
правления, при котором осуществлялось
бы сбалансированное распределение политической
власти в обществе.
Переход от абсолютистско-монархического
правления к демократии начинался,
как правило, с подчинения государства
и гражданского общества правовым нормам,
с введения принципа разделения властей,
составивших единую систему конституционализма.
Однако соотношение государства и гражданского
общества, пределы вмешательства государства
в жизнь граждан в разных странах имели
конкретно-исторические формы.
Англо-американская модель конституционализма
акцентирует внимание на свободе как доминирующей
ценности, не допускает вмешательства
государства в жизнь гражданского общества,
которое само определяет задачи государства.
В Декларации независимости Соединенных
Штатов Америки (1776 г.) такая определяющая
роль гражданского общества была выражена
следующим образом: все люди имеют равные
прирожденные права на жизнь, свободу,
независимость, собственность, на счастье
и безопасность; народ — источник власти,
и ему принадлежит суверенитет, правительство
— слуга народа. Все государственные власти
должны действовать в интересах народа,
а если они нарушают его интересы, то народ
имеет право на восстание и свержение
правительства, не выполняющего свои прямые
обязанности, и прежде всего обязанность
заботиться о благе всего народа.
В дальнейшем, как показал опыт, в США и
Великобритании использовалось государственное
регулирование экономики. Идея регулирующего
воздействия государства наиболее четко
проявилась в «новом курсе» Ф. Рузвельта
в 30-х годах, а затем в период после второй
мировой войны.
В Западной Европе отношения между государством
и гражданским обществом складывались
иначе и дали другую модель конституционализма
— евроконтинентальную. Традиции сильного
государства, отсутствовавшие в США и
островной Великобритании, сформировали
особый режим отношений государства и
гражданского общества, который нашел
свое отражение в концепции правового
государства, наиболее активно разрабатывавшейся
в Германии. В ней акцент был сделан на
идею об особой роли государства в жизни
общества. Свобода индивида ставилась
в зависимость от мощи государства, поскольку,
лишь будучи сильным, государство способно
гарантировать защиту прав человека, его
индивидуальную свободу, порядок в обществе,
т. е. идея государственного порядка, национального
единства ставилась выше ценности свободы
личности.
В силу длительной эволюции и разнообразия
конкретных форм конституционализм как
режим отношений государства и гражданского
общества имеет различное толкование.
В тех странах, где гражданское общество
было зрелым, система конституционализма
положила начало процессу постепенного
перехода к демократии, первым шагом на
этом пути было действительное ограничение
функций монарха и расширение полномочий
народного представительства (парламента).
Информация о работе История формирования гражданского общества в мире