Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:30, контрольная работа
Перепись – это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого – полный учет численности и характеристика состава какого-либо явления путем записи в статистический формуляр каждой из единиц, составляющих это явление. Перепись характеризует состояние явления на определенный момент времени.
Введение
История переписи населения в России
Основные принципы проведения переписей населения
Программа переписи населения
Заключение
Список использованной литературы
Необходимость строгой централизации управления переписи вытекает из того, что перепись населения — это сложная и дорогостоящая операция, требующая координации усилий огромного числа участников. Как уже говорилось, данные, полученные в ходе переписи, должны быть сопоставимы независимо от того, кто именно и в какой части страны проводит перепись. Вся собранная информация должна направляться для обработки в единый общенациональный информационно-вычислительный центр.
Все это требует наличия специальных государственных органов, ответственных за проведение переписи. В нашей стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ). В составе Госкомстата имеется специальное Управление демографической статистики, состоящее из трех отделов, один из которых — Отдел переписей населения — и осуществляет непосредственное оперативное и методическое руководство подготовкой и проведением переписей.
В США переписи проводит Бюро цензов Министерства торговли. В других странах также имеются соответствующие органы.
Каждый из таких органов имеет разветвленную сеть региональных и местных подразделений (у нас в стране они называются статистическими управлениями и статистическими бюро при местных администрациях), образующих строгую иерархическую вертикаль.
Вся эта система работает в соответствии с положениями, установленными или законодательно, или специальными правительственными решениями, которые принимаются за несколько лет до проведения переписи и в которых устанавливаются сроки ее проведения, критический момент, ее основные задачи, а также даются поручения другим органам государственной власти в части оказания содействия проведению переписи населения.
Примером такого правительственного акта является Постановление Правительства РФ № 1064 от 22 сентября 1999 г.
В некоторых странах проведение переписей регламентируется конституцией. Например, в США конституция устанавливает обязанность президента и администрации каждые 10 лет проводить переписи населения. Это связано с тем, что на основе данных переписей населения устанавливается число избирателей по территориям и их представительство в конгрессе США. Согласно этому конституционному требованию, начиная с 1790 г. в США каждые 10 лет проводится перепись населения, и за эти 200 с лишним лет не было пропущено ни одной.
У нас в стране, к сожалению, конституционная или хотя бы законодательная обязанность правительства регулярно проводить переписи населения до недавнего времени не была установлена. Именно поэтому столь необходимая регулярность в их проведении, которая многими авторами считается еще одним принципом проведения переписей населения, фактически не соблюдалась. Отсутствие законодательной базы проведения переписей населения обусловливало то, что они каждый раз проводились по специальному постановлению правительства. В начале 2002 г. был принят Федеральный закон № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения». Надо надеяться, что с принятием и введением в действие этого закона проведение переписей населения в нашей стране приобретет наконец-то устойчивый и регулярный характер и станет невозможной ситуация, подобная той, которая имела место с переписью 1999 г.
Как уже говорилось,
помимо перечисленных выше 7 принципов
проведения современных
переписей населения некоторые авторы
называют и другие. В частности, говорится
об уже упоминавшемся принципе
регулярности (периодичности) проведения пер
ПРОГРАММА ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ
Программа переписи населения состоит из двух частей: собственно программы сбора информации в ходе переписи населения и программы разработки ее материалов, т. е. перечень разработочных статистических таблиц, которые будут построены и опубликованы после окончания переписи.
Разработка программы переписи должна отвечать определенным принципам, соблюдение которых служит гарантией получения достоверной и надежной статистической информации о населении. Эти принципы в своей основе совпадают с теми правилами, которыми руководствуются социологи, проводящие социологические опросы.
Прежде всего должна
быть обеспечена сопоставимость данн
Вопросы переписного листа должны задаваться в четкой и ясной форме, не допускающей неоднозначную их интерпретацию. Проще говоря, все люди должны одинаковым образом понимать вопросы переписного листа. При этом желательно, чтобы хотя бы некоторые вопросы переписи была закрытыми, т.е. содержащими исчерпывающий перечень возможных альтернативных ответов. Например, вопрос о брачном состоянии обязательно должен быть закрытым и возможно более полным, дабы у опрашиваемого была возможность более точно отнести себя к тому или иному брачному статусу. Немаловажно, чтобы формулировки вопросов не вызывали негативного отношения и подозрений, что ответы могут быть использованы против переписываемого лица.
Конкретное содержание программы переписи населения определяется ее задачами. Поэтому программы отдельных переписей населения могут в той или иной степени отличаться друг от друга. Но очевидно, что в них в любом случае должен быть некий блок, инвариантный относительно конкретных задач каждой данной переписи населения. Эта задача может решаться по-разному, В последнее время одновременно со сплошной переписью населения, бланк которой содержит некий постоянный корпус вопросов, на которые отвечают все жители страны, проводят выборочный опрос, программа которого может меняться от переписи к переписи и на вопросы которого отвечает лишь часть населения. Сочетание сплошного и выборочного опроса позволяет эффективно обеспечивать сопоставимость данных разных переписей с решением каких-то конкретных задач текущего периода. Выборочные опросы проводились в нашей стране во время переписей 1970, 1979 и 1989 гг., причем каждый раз по своей программе. Программа переписи населения 2002 г. также предусматривала проведение выборочного опроса, тема которого — вопросы занятости.
Переписной лист, как правило, состоит из трех частей: адресной части, вопросов, представляющих собственно программу переписи, и вопросов, включение которых в перепись обусловлено необходимостью обеспечить связь переписи с какими-то другими опросами и обследованиями.
Адресная часть переписного листа состоит из имени и адреса переписываемого. Кроме того, она включает в себя вопрос об отношении переписываемого к главе семьи или, как это было в переписях 1989 г. и 2002 г., к лицу, записанному первым на данном переписном бланке.
Включение адресной части необходимо для обеспечения возможности проверки полноты охвата переписью населения и качества заполнения переписных листов, а также для разработки в последующем данных переписи в территориальном разрезе. Как было сказано выше, перепись 2002 г. в этом отношении является досадным исключением, поскольку из ее основного бланка адресная часть фактически исключена. Имя и адрес переписываемого лица имеются только в списке домохозяйства, но не в переписном листе, что, разумеется, увеличит трудности при обработке результатов переписи.
Вопрос об отношении к главе семьи или к лицу, переписанному первым, необходим для выделения и последующего изучения семей или домохозяйств.
Собственно программа переписи обычно включает в себя вопросы, которые можно объединить в следующие группы:
• вопросы, позволяющие отнести переписываемого к той или иной учетной категории, т.е. к постоянному или наличному населению;
• вопросы о личных демографических характеристиках опрашиваемых. Это вопросы о поле, возрасте и брачном состоянии опрашиваемого;
• вопросы о социально-экономических характеристиках опрашиваемых, т.е. вопросы об уровне образования, профессии, занятиях, источниках дохода, социальном положении;
• вопросы об этнических характеристиках опрашиваемых, т.е. вопросы об этнической принадлежности, родном языке, других языках, на которых говорит опрашиваемый, а также вероисповедании, или конфессиональной принадлежности. В нашей стране последняя характеристика фиксировалась только в переписях 1897 и 1937 гг.;
• вопросы, имеющие отношение к изучению воспроизводства населения, в частности брачности и рождаемости. Речь идет о вопросах о порядковом номере брака, дате вступления в брак или его прекращения, а также о вопросах относительно числа рожденных женщиной детей или, как это было в переписи 1989 г., желаемом и ожидаемом числе детей в семье;
• вопросы о миграции, т.е. вопросы о длительности проживания в данной местности и о прежнем месте жительства. Эти вопросы особенно важны в тех странах, где отсутствуют полицейская регистрация по месту жительства и соответственно текущий учет миграции. Вопросы, связанные с другими обследованиями,обычно варьируют от переписи к переписи и полностью определяются задачами текущего момента. Это могут быть вопросы, связанные с теми или иными экономическими проблемами, касающиеся жилищных условий опрашиваемых, и т.п.
Перечисленные разделы программы переписи населения получают конкретное выражение в переписных листах данной переписи населения. В качестве примера в приложении 2 приводится программа переписи 2002 г. Переписной лист переписи содержит вопросы о занятости, миграции и числе детей, рожденных женщиной, а также о жилищных условиях опрашиваемых. Кроме того, по особой сокращенной программе опрашивались иностранные граждане-нерезиденты, т.е. лица, временно находящиеся в нашей стране. Сбор информации по перечисленным выше признакам позволяет в дальнейшем в обобщенном виде представить комплекс демографических, социально-экономических и других характеристик населения начиная от его численности и структуры и кончая, например, данными, необходимыми для прогнозирования рождаемости. Обязательная публикация данных переписи населения также впервые в нашей стране установлена Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе основные статистические сведения о развитии экономики дают предприятия в статистической отчетности. В то же время потребности государства в разносторонних статистических материалах настолько велики, что наряду со статистической отчетностью большое значение имеют и статистические переписи. Материалы переписей дополняют, а в ряде случаев проверяют материалы отчетности.
Итак, переписи населения дают численность и структуру населения на тот или иной определенный момент времени.
Перепись – это специальная статистическая операция сбора, обобщения и анализа демографических, экономических и социальных данных. При этом собираемая информация привязана к некоторому вполне определенному моменту времени и касается каждого жителя страны или территории. Поэтому можно сказать, что современные переписи характеризуются всеобщностью, одномоментностью, наличием единой программы, а также самоопределением, конфиденциальностью и строгой централизацией управления. Кроме того, важнейшим принципом проведения переписи является непременное соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища, недопустимость использования собранной в ходе переписи информации в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, ограничения его прав и свобод.
Можно сказать, что степень демократической зрелости общества, степень развитости в нем гражданских институтов отражается в том, проводятся ли в стране, как и с какой регулярностью переписи населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. М., 1999.
2. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989.
3. Демография: современное состояние и перспективы развития: Учеб.пособие/ Под ред. Д.И. Валентея. М., 1997.
4. Медков В.М. Демография: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.