Избирательная система и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

В начале этой работы речь пойдет об избирательных системах как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.

Файлы: 1 файл

Избирательная система и е особенности в России.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ

 

Таким образом, мы увидели все своеобразие  избирательных систем трех различных  государств.  Попробую попарно сравнить их.

Российская и немецкая избирательная  системы имеют сходство в том, что каждый избиратель обладает двумя  голосами, а также, что голосование  идет как по партийным спискам, так  и по кандидатам. Голосование по одномандатным округам проходит в России и в Германии по мажоритарной системе простого большинства. Только в Германии, в отличие от России, результаты голосования по одномандатным округам и по земельным спискам партий связаны. Из отличий следует отметить еще и то, что в России используются общефедеральные партийные списки, а в ФРГ – земельные. Что касается сходства, то стоит упомянуть и 5%-й барьер, который установлен в обоих государствах для того, чтобы партия получила представительство в парламенте.

В Германии народом избирается только парламент и местные органы власти, а бундесканцлер не избирается напрямую населением. Поэтому сравнивать его избрание с выборами президента в России бессмысленно.

Теперь я хотела бы перейти к  сравнению избирательной системы  США и Германии. Здесь следует  подчеркнуть, что выборы в США проходят по мажоритарной системе, то есть никаких партийных списков здесь нет. В отличие от сената США в немецкий бундесрат (верхняя палата парламента) нет прямых выборов представителей от штата. В бундесрате заседают представители правительств федеративных земель, а в сенат США  избирается один представитель от каждого штата. В США, как и в Германии, на выборах в нижнюю палату парламента в одномандатных округах действует мажоритарная система относительного большинства. Количество одномандатных округов пропорционально населению, в них проживающему.

Что касается США и России, то здесь  можно написать примерно то же, что  я написала выше, сравнивая избирательные  системы США и Германии. Опять  же, в США отсутствуют партийные  списки и, следовательно, пропорциональная система. По одномандатным округам при выборах в нижнюю палату парламента в обеих странах действует мажоритарная система относительного большинства. В США представители сената избираются напрямую населением, а в России  в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Количество одномандатных округов при выборах в нижнюю палату  парламента рассчитывается исходя из численности проживающего в них населения.

Что касается президентских выборов, то здесь есть большая разница.  В России Президент избирается населением напрямую, а в США – косвенно, путем избрания коллегии выборщиков. Несмотря на это, американский президент считается всенародно избранным. Эта система выборщиков показала на выборах 2000 года свою несостоятельность.

Несмотря на различия  в избирательных  системах в рассмотренных мною государствах, это дает право на существование  и нормальное функционирование каждой из них.

 

Список использованных источников

 

  1. Козлова  Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: Учебник. -М.: Юристъ, 1998. -520с.
  2. Федеральный Закон от 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации".
  3. Федеральный Конституционный Закон от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации".
  4. Федеральный закон 1995 г. "О выборах президента Российской Федерации"
  5. Федеральный закон 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
  6. Федеральный закон 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"
  7. Grundgesetz fuer die Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1996.
  8. McClure C.H., Yahrbrough W.D. The United States of America. 1943.
  9. Tatsachen ueber Deuetschland. Frankfurt/Main, 1996.
  10. Гельман В.Я. Создавая правила игры: Российское избирательное законодательство переходного периода. // Полис, 1997, №4.
  11. Голосов Г.В. Пределы электоральной инженерии: «Смешанные несвязанные» избирательные системы в новых демократиях. // Полис, 1997, №3.
  12. Конституция Российской Федерации. М., 1996.
  13. Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ. СПб, 1995.
  14. Структура и динамика российского электорального пространства (Круглый стол) // Полис, 2000, №2.
  15. Таагпера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем.  // Полис, 1997, №3.
  16. Ягромская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации в России.// Университетская политология России. М., Полис, 1999.

1 Известно, что такое требование устанавливалось для избрания народных депутатов советскими избирательными законами, принятыми после вступления в силу Конституции СССР 1977 года и основанных на ней конституций союзных и автономных республик. В условиях тоталитарного режима, когда выборы представляли собой лишь практически обязательную для граждан ритуальную процедуру, при которой надо было “выбрать” одного из одного, достижение такого большинства было делом несложным

2 Лейкман Э. И Ламберт Дж. Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М.: ИЛ, 1958

3 Левин И.Б. О реформе избирательной системы в Италии. // Полис,1993, N3, с.82

4 Левин И.Б. указ. Соч., с 80.

5 Подробные правила распределения см.:Лейкман Э. И Ламберт Дж.Д. Указ. Соч., с. 309-334

6 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 38. Ст. 4339.

7 См., например: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «0б обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными «органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №9. Ст.5497,

8 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3443.

9 Избирательное объединение – политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Федерации, а его действующий устав зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования. Избирательный блок – добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

10 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 22. Ст. 2572.

--




Информация о работе Избирательная система и ее особенности в России