Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:05, реферат
В начале этой работы речь пойдет об избирательных системах как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.
Таким образом, мы увидели все своеобразие избирательных систем трех различных государств. Попробую попарно сравнить их.
Российская и немецкая избирательная системы имеют сходство в том, что каждый избиратель обладает двумя голосами, а также, что голосование идет как по партийным спискам, так и по кандидатам. Голосование по одномандатным округам проходит в России и в Германии по мажоритарной системе простого большинства. Только в Германии, в отличие от России, результаты голосования по одномандатным округам и по земельным спискам партий связаны. Из отличий следует отметить еще и то, что в России используются общефедеральные партийные списки, а в ФРГ – земельные. Что касается сходства, то стоит упомянуть и 5%-й барьер, который установлен в обоих государствах для того, чтобы партия получила представительство в парламенте.
В Германии народом избирается только парламент и местные органы власти, а бундесканцлер не избирается напрямую населением. Поэтому сравнивать его избрание с выборами президента в России бессмысленно.
Теперь я хотела бы перейти к
сравнению избирательной
Что касается США и России, то здесь можно написать примерно то же, что я написала выше, сравнивая избирательные системы США и Германии. Опять же, в США отсутствуют партийные списки и, следовательно, пропорциональная система. По одномандатным округам при выборах в нижнюю палату парламента в обеих странах действует мажоритарная система относительного большинства. В США представители сената избираются напрямую населением, а в России в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Количество одномандатных округов при выборах в нижнюю палату парламента рассчитывается исходя из численности проживающего в них населения.
Что касается президентских выборов, то здесь есть большая разница. В России Президент избирается населением напрямую, а в США – косвенно, путем избрания коллегии выборщиков. Несмотря на это, американский президент считается всенародно избранным. Эта система выборщиков показала на выборах 2000 года свою несостоятельность.
Несмотря на различия в избирательных системах в рассмотренных мною государствах, это дает право на существование и нормальное функционирование каждой из них.
1 Известно, что такое требование устанавливалось для избрания народных депутатов советскими избирательными законами, принятыми после вступления в силу Конституции СССР 1977 года и основанных на ней конституций союзных и автономных республик. В условиях тоталитарного режима, когда выборы представляли собой лишь практически обязательную для граждан ритуальную процедуру, при которой надо было “выбрать” одного из одного, достижение такого большинства было делом несложным
2 Лейкман Э. И Ламберт Дж. Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М.: ИЛ, 1958
3 Левин И.Б. О реформе избирательной системы в Италии. // Полис,1993, N3, с.82
4 Левин И.Б. указ. Соч., с 80.
5 Подробные правила распределения см.:Лейкман Э. И Ламберт Дж.Д. Указ. Соч., с. 309-334
6 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 38. Ст. 4339.
7 См., например: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «0б обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными «органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №9. Ст.5497,
8 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3443.
9 Избирательное объединение – политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Федерации, а его действующий устав зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования. Избирательный блок – добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
10 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 22. Ст. 2572.
--
Информация о работе Избирательная система и ее особенности в России