Избирательная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Современный этап развития избирательного права и избирательной системы Российской Федерации берет свое начало с конца 1993 года. Указом президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» было прервано осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Избир.право контрольная.docx

— 49.76 Кб (Скачать файл)

1.ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Избирательная система  Российской Федерации - совокупность норм, правил, регламентирующих порядок проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных собраний и глав администрации субъектов Российской Федерации. Избирательная система Р.Ф. является смешанной. Выборы президента и большинства глав администрации субъектов федерации проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства; выборы депутатов Государственной Думы по смешанной системе, т.е. половина депутатов избирается по системе пропорционального представительства, а др. половина - по мажоритарной относительного большинства; выборы в законодательное собрание в большинстве регионов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. 29 ДК 1927 были опубликованы декреты СНК "О выборном начале и организации власти в армии" и "Об уравнении всех военнослужащих в правах".

   

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ  В РФ

    • Понятие и источники избирательного права.
    • Принципы избирательного права.
    • Избирательный процесс.
    • Виды избирательных систем.

 ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Современный этап развития избирательного права и избирательной системы  Российской Федерации берет свое начало с конца 1993 года. Указом президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» было прервано осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. Последующими указами президента Российской Федерации, исходя из принципиальных положений существовавшего к этому времени проекта новой Конституции Российской Федерации, были утверждены: положение о федеральных органах власти, положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и положение о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральная Конституция установила основы и принципы государственного строя, систему органов государственной  власти и местного самоуправления, которые в корне изменили порядок  формирования органов государственной  власти и местного самоуправления. Именно из этих конституционных начал  и вытекают современные основы избирательных  прав российских граждан. Российская Федерация, согласно статьям 1 и 10 Конституции, есть демократическое федеративное государство  с республиканской формой правления. Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 3 Конституции зафиксировано, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Словосочетание «избирательное право» в юридической науке имеет два значения. Первое значение - это субъективное право гражданина РФ избирать и быть избранным. Как видим, сама формулировка избирательного права с этой позиции имеет в своей структуре две части: право избирать и право быть избранным. Остановимся поподробнее на каждом из этих прав.

Право избирать (активное избирательное  право) принадлежит всем гражданам  Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными либо отбывающих наказание в виде лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Верхнего возрастного ценза для активного избирательного права в РФ не предусмотрено.

Право быть избранным (пассивное избирательное  право) имеет более высокий возрастной ценз по сравнению с активным избирательным правом, в зависимости от должности, на которую претендует кандидат. Так для депутатов Государственной Думы минимальный возраст установлен 21 год, для Президента РФ - 35 лет и т.п. Верхнего возрастного ценза для пассивного избирательного права также не установлено.

Что же касается второго значения избирательного права, то оно рассматривается  с объективной стороны, как система  правовых норм, регламентирующих периоды  выборов депутатов законодательных (представительных) органов и выборов должностных лиц государства и местного самоуправления.

Первым федеральным законом  в цепи новейшего избирательного законодательства, принятым в соответствии с федеральной Конституцией, стал Закон «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994 г.), отмененный и замененный Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 25 сентября 1994 г. А в последующем ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. Этот акт зафиксировал базовые положения и «стандарты» демократических свободных выборов.

Избирательное право является одним  из динамично развивающихся институтов в общей системе публичного конституционного права, регулирующего вопросы ротации  власти по итогам выборов в государственные  органы и органы местного самоуправления. В настоящее время уже сложились  три нормативных массива - федеральный, субъектов РФ и муниципальный, которые  являясь относительно самостоятельными, регулируют общественные отношения в области избирательных правоотношений.

Источниками избирательного права  являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан  РФ избирать и быть избранными в  органы государственной власти и  органы МСУ и регулирующие порядок  осуществления этого права.

 Среди источников избирательного права в науке выделяют:

Конституция РФ, которая является основным источником избирательного права. Ее нормы являются исходными для всего избирательного законодательства. Именно в Конституции РФ записано, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Это положение составляет одну из основ конституционного строя РФ. Конституция РФ определяет содержание избирательных прав граждан РФ (ст.32 Конституции РФ). Конституция РФ определят круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами РФ, и устанавливает уровень их нормативного урегулирования.

Федеральные законы являются наиболее распространенным видом источников избирательного права в РФ. Именно ими регулируются проведение выборов в федеральные органы государственной власти, а также устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан РФ при проведении выборов во все государственные органы власти и органы, и органы местного самоуправления РФ. Среди таких законов можно выделить: ФКЗ «О референдуме РФ»; обозначенный выше Ф3 №67; ФЗ «О выборах Президента РФ»; ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»; ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»; ФЗ «О политических партиях» и др.

Конституции (уставы) и законы субъектов РФ. Они устанавливают порядок выборов в органы власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. В этих нормативно-правовых актах закрепляется ряд важнейших норм избирательного права: определяются срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также условия осуществления гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Система избирательных законов субъектов РФ, как правило, состоит из законов о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы местного самоуправления.

Нормативные акты избирательных комиссий. Их отличительной особенностью является то, что они не создают новых избирательных процедур, а их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов. Их можно классифицировать по следующим основаниям:

а) по степени определенности в федеральном избирательном законодательстве:

    • прямо обозначенные в федеральном законе;
    • прямо не обозначенные в федеральном законе, но издаваемые на его основе;

б) по юридической силе:

    • нормативные акты прямого действия;
    • нормативные акты, содержащие поручения избирательным комиссиям субъектов РФ работать и принять определенный нормативный акт; акты-рекомендации;

в) по предмету правового регулирования:

    • нормативные акты, регулирующие порядок выдвижения и регистрации кандидатов, деятельности избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей;
    • нормативные акты, регулирующие порядок ведения предвыборной агитации и финансирования;
    • нормативные акты, касающиеся подготовки и проведения выборов, определения их результатов избирательными комиссиями;
    • нормативные акты местного самоуправления. Они могут определять ряд избирательных процедур в соответствии с действующим законодательством.

 ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Основными принципами избирательного права являются те закрепленные нормами  права требования и условия, без  соблюдения которых выборы не могут  быть признаны законными.

Принципы проведения в РФ выборов и референдума закреплены в ст.3 Ф3№67, где в частях 1 и 2 сказано следующее:

«... Гражданин Российской Федерации  участвует в выборах и референдуме  на основе всеобщего равного прямого  избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании. Участие  гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным ...».

Таким образом, считаю возможным выделить следующие принципы:

    • Всеобщее право;
    • Равное право;
    • Прямое голосование;
    • Тайное Голосование;
    • Свобода участия.

Раскроем сущность каждого из этих принципов: Всеобщность избирательного права означает то, что правом на участие в выборах и референдуме обладают все граждане РФ, не зависимо от пола, расы, национальной и иной принадлежности, за исключением случаев приведенных выше.

Активным избирательным правом обладает гражданин РФ, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором  расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие  в выборах в органы государственной  власти или местного самоуправления.

На основании международных  договоров РФ и в порядке, установленном  законом, иностранные граждане, постоянно  проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют  право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном  референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Равное избирательное  право означает, что граждане РФ участвуют в выборах на равных условиях. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа, с разным числом мандатов, то каждый избиратель имеет равное число голосов.

Прямое голосование, т.е. гражданин РФ, голосует на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (списков кандидатов), за внесенный на референдум вопрос или против него непосредственно. Таким образом, именно волеизъявление самих избирателей и является ответом на поставленный вопрос, а решение принимается без посредников.

Тайное голосование, в процессе голосования исключается возможность какого-либо контроля над волеизъявлением гражданина. Для этого отводятся специальные места для голосования, в зданиях ставятся изолированные кабинки, в которые избиратели входят и на момент голосования находятся там по одному, бюллетень для голосования не имеет нумерации, что также исключает возможность установить лицо, отдавшее свой голос в бюллетене за того или иного кандидата.

Добровольность участия  в выборах. Данный принцип исходит из того, что участие в выборах и референдуме является правом, а не обязанностью гражданина, а стало быть он сам, а никто другой, решает, будет ли он участвовать в выборах или референдуме, отдаст он свой голос за того или иного кандидата, против всех кандидатов, за или против поставленного на референдуме вопрос.

Рассмотрим эти принципы более  детально. Всеобщее избирательное право (согласно статье 4 названного Федерального закона) означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Недопустимость ограничений избирательных прав граждан вытекает из статьи 19 Конституции, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от перечисленных выше обстоятельств. В то же время, согласно статье 32 Конституции и Федеральному закону, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Следует отметить, что эти ограничения носят временный характер. Они автоматически снимаются после освобождения из мест лишения свободы или при признании гражданина по решению суда дееспособным. Избирательными правами не обладают также проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором Российской Федерации, Федеральным законом не установлено иное.

Активное избирательное право (право  избирать), как мы видим, возникает  у гражданина Российской Федерации  по достижении 18-летнего возраста. Основания  и порядок приобретения российского  гражданства определяет Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года. Однако приобретение гражданином пассивного избирательного права (права быть избранным) Конституцией и федеральным законодательством  поставлено, в ряде случаев при выборах президента Российской Федерации, в зависимость от дополнительных факторов или условий, прежде всего от достижения определенного возраста, а также от срока проживания гражданина на определенной территории Российской Федерации. Другими словами, оно ограничено цензами (возрастными и оседлости). Введение иных, помимо перечисленных, дополнительных цензов недопустимо. Установление же конкретных ограничений по возрасту и сроку проживания зависит от характера выборов.

Так, согласно статьям 81 и 97 Конституции, президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан определил, что минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления. Если выборы проводятся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, то этой территорией является территория этого субъекта Федерации. При выборах в органы местного самоуправления территорией проживания является территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

Количество голосов, которыми обладает избиратель, зависит от применяемой  при выборах в тот или иной орган избирательной системы, а  при референдуме - от количества вопросов, выносимых на всенародное голосование. К примеру, если выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе  в одномандатных округах, каждый избиратель имеет право на один голос. Если же выборы проводятся по той же системе, но во много мандатных округах, избиратель получает столько голосов, сколько необходимо избрать депутатов по округу. При выборах по смешанной избирательной системе (при одновременном применении мажоритарной системы и системы пропорционального представительства) избиратель обладает, как минимум, двумя голосами: один голос он вправе отдать за кандидата по одномандатному избирательному округу (или проголосовать против всех кандидатов), а второй - за список избирательного объединения (или проголосовать против всех списков).

Именно по смешанной избирательной  системе проводятся выборы депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Государственная  Дума состоит из 450 депутатов: 225 депутатов  избираются по одномандатным (один округ-Один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками.

При выборах депутатов Государственной  Думы каждый избиратель получает и  заполняет два избирательных бюллетеня различной формы - избирательный бюллетень по федеральному избирательному округу и избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу. В первом бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от наименования того избирательного объединения, избирательного блока, за федеральный список кандидатов которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех федеральных списков кандидатов». Во втором избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов». Следовательно, он обладает двумя голосами.

Применительно к реализации пассивного избирательного права принцип равного  избирательного права означает, что  всем гражданам предоставляются  одинаковые условия для реализации их права быть избранными. Любой  гражданин в зависимости от характера  выборов, достигнув определенного  возраста и постоянно или преимущественно  проживая на территории, где проводятся выборы, имеет право наравне с  другими выдвигать свою кандидатуру  и претендовать на избрание. Все  кандидаты должны обладать равными  правами и нести равные обязанности  на всех стадиях избирательного процесса, в частности, они должны иметь  равные возможности в ведении  предвыборной агитации и создании избирательных  фондов, быть равны перед законом  и судом.

Прямое избирательное право  означает, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации  за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют  устанавливать прямую связь между  избирателями и депутатами, главами  исполнительных органов государственной  власти и выборными должностными лицами органов местного самоуправления. Вместе с тем, по федеральному избирательному законодательству, в отношениях между  депутатами и избирателями в настоящее  время не предусмотрен так называемый императивный мандат, который должен был бы включать в себя обязательность наказов избирателей своим кандидатам при выборах, систематические отчеты депутатов перед избирателями и право отзыва депутатов при невыполнении ими наказов избирателей.

Тайное голосование означает, что при выборах исключается возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателей. Достигается это целым рядом предусмотренных в законодательстве организационных мер. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в списки избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Заполняются бюллетени избирателями в специально оборудованных кабинах или комнатах, в которых не допускается присутствие иных лиц. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные избирательные ящики. Член участковой избирательной комиссии должен быть немедленно отстранен от участия в ее работе, а наблюдатель должен быть удален из помещения для голосования, если они нарушат тайну голосования или попытаются повлиять на волеизъявление избирателя.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Процесс выборов (или избирательный  процесс), независимо от характера и  уровня выборов, включает в себя целый  ряд основных, взаимосвязанных, определенных по времени, в некоторых случаях  взаимопроникающих, этапов и процедур: назначение выборов, образование избирательных  округов и избирательных участков, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование  и определение результатов выборов. На каждом из этапов законодательством  определены участники правоотношений, их полномочия, предусмотрены, как правило, гарантии, обеспечивающие выполнение тех или иных процедур на определенном этапе, зафиксирован порядок действий субъектов правоотношений или принятия ими решений.

Рассмотрим кратко основные этапы избирательного процесса на примере федеральных выборов:

  1. Процедура или этап назначения выборов. В соответствии со ст. 102 Конституции Российской Федерации выборы президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
  2. Образование избирательных округов и избирательных участков. Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.
  3. Формирование избирательных комиссий. Подготовку и проведение выборов на федеральном уровне обеспечивают: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии (при выборах Президента Российской Федерации); территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
  4. Составление списков избирателей. Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представленных по установленной форме главой местной администрации.
  5. Выдвижение и регистрация кандидатов. Выдвижение кандидатов на должность президента Российской Федерации может производиться политическими партиями, а также непосредственно избирателями. Выдвижение кандидата политической партии производится на съезде (конференции) политической партии.
  6. Предвыборная агитация. Согласно федеральному законодательству граждане Российской Федерации, кандидаты на должность президента Российской Федерации, кандидаты в депутаты Государственной Думы, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.
  7. Голосование и определение результатов выборов. При выборах президента Российской Федерации избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Признание выборов несостоявшимися:

1.При голосовании за списки кандидатов право распределения мандатов получили менее 2-х списков.

2.За списки, получившие право участвовать в распределении мандатов в сумме проголосовали менее 50 % избирателей.

3.Все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования.

4.Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и не один из них не получил необходимого для избрания числа голосов избирателей.

Под фальсификацией итогов голосования понимается:

  • включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
  • заведомо неправильное составление списков избирателей;
  • замена действительных бюллетеней;
  • незаконное уничтожение официальных бюллетеней;
  • заведомо неправильный подсчет голосов избирателей.

Наблюдатели вправе:

1.Знакомиться со списками избирателей.

2.Находиться в день голосования в помещении для голосования.

3.Присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования.

4.Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям.

5.Обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросы проведения голосования.

6.Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии об итогах голосования.

7.Носить нагрудный знак с  обозначением своего статуса.

Наблюдатели не вправе:

1.Выдавать избирателям бюллетени.

2.Расписываться за избирателя в получении бюллетеня.

3.Заполнять за избирателя бюллетени.

4.Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования.

5.Принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете голосов.

6.Совершать действия, противоречащие работе комиссии.

7.Проводить агитацию среди избирателей.

8.Участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ

Избирательная система - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В мировой практике получили наибольшее распространение две избирательные  системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют много различных вариантов.

Мажоритарная избирательная  система. Ее главной особенностью является то, что избранным считается тот кандидат (список кандидатов), которые получили большинство голосов избирателей. Различаются три разновидности мажоритарной избирательной системы:

  • относительного большинства;
  • абсолютного большинства;
  • квалифицированного большинства.

Мажоритарная система  относительного большинства - это система, при которой считается избранным кандидат (список кандидатов), получивший по сравнению с другими наибольшее количество голосов, независимо от того, сколько голосов подано против этого кандидата.

Второй тур голосования по кандидатуре  Президента проводится по такой системе.

Мажоритарная система  абсолютного большинства - эта система обозначает, что избранным считается кандидат или список кандидатов, за которого проголосовали не менее 50% голосов избирателей плюс один голос.

Такая система отличается тем, что  если никто из кандидатов сразу не набрал более половины голосов избирателей, то проводится второй тур, в котором  участвуют два кандидата, набравшие  в первом туре наибольшее по сравнению  с остальными кандидатами число  голосов. Такая система используется в первом туре голосования по кандидатуре Президента РФ.

Мажоритарная система  квалифицированного большинства - это система, при которой избранными считаются кандидат или список кандидатов, получившие заранее установленное квалифицированное число голосов избирателей.

Пропорциональная избирательная  система - это такая система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Данная система используется при проведении выборов депутатов в представительные органы государственной власти, когда в них принимают участие политические партии, которые формируют свои списки кандидатов по многомандатным округам.

Еще одни видом избирательных систем можно выделить смешанную избирательную систему. Она применяется при выборах депутатов и соединяет в себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем. В РФ она применялась при выборах депутатов Государственной Думы, где из 450 депутатов 225 избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 225 по пропорциональной системе по единому федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ - ПОНЯТИЕ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ  ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Собственность – отношения между людьми по поводу судьбы вещей. Собственник имеет право владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Имущество – это материальные вещи: дома, оборудование и т.д. – и нематериальные права. Вещи, являясь объектами права собственности, делятся на недвижимые и движимые.

Владение – это право реально обладать имуществом. Пользование –     право извлекать из имущества пользу, выгоду в виде доходов, продукции и т.д.

Распоряжение – это право определять судьбу имущества: его можно подарить, продать, сдать в аренду или распорядиться им другим способом.

Собственник может передать своё имущество  в доверительное управление другому  лицу – доверительному управляющему.

Имущество может находиться в собственности  граждан и юридических лиц  Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Права всех собственников  защищаются равным образом.

Вещные права имеются и у  лиц, которые не являются собственниками. К таким правам относятся: право пожизненно наследуемого владения земельным участком, право постоянного пользования земельным участком, право ограниченного пользования чужим земельным участком, право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА  СОБСТВЕННОСТИ

Человек, создавший для себя вещь, является её собственником. Используя  своё имущество, человек становится собственником полученных плодов, продукции, доходов. Право собственности на имущество можно приобрести и путём его покупки, мены, дарения и на основании другой сделки.

В некоторых случаях закон устанавливает  особый порядок возникновения права  собственности, например, право собственности на новую вещь, на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее регистрации, которое возникает с момента такой регистрации.

Право собственности возникает  и путём сбора вещей в общедоступных  местах (сбор ягод, грибов, ловля рыбы и т.д.).

Существуют и вещи, не имеющие  собственника. Они называются бесхозными. Если это недвижимость, например дом, то её ставит на учёт орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Через год  орган, уполномоченный управлять муниципальным  имуществом, может обратиться в суд  с требованием о признании  права муниципальной собственности  на эту вещь.

Брошенные вещи любой человек может  обратить в свою собственность. Если человек нашёл утерянную вещь, то он обязан возвратить её владельцу. Если вещь найдена в учреждении, в транспорте, то её нужно сдать владельцу этого помещения, транспорта. Вещь можно сдать в милицию или орган местного самоуправления на хранение.

Особый правовой режим установлен для кладов. Клад – это зарытые в землю или скрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственники которых не могут быть установлены либо утратили на них право. Он поступает в собственность лица, владеющего недвижимым имуществом (земля, дом и т.д.), где клад был обнаружен.

Если клад представляет собой памятник истории или культуры, то его необходимо сдать в государственную собственность. Нашедший клад имеет право получить вознаграждение в размере 50 процентов  от его стоимости.

Иногда возникают ситуации, когда  человек, не являясь собственником  имущества, добросовестно, открыто  и непрерывно владеет недвижимым имуществом как своим собственным. В этом случае через 15 лет такого владения он приобретает право собственности. На иное имущество право собственности возникает через 5 лет.

 

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 

Право собственности прекращается при следующих условиях: при продаже имущества, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и в иных случаях, предусмотренных законом.

Собственность может быть изъята у  собственника принудительно по основаниям, предусмотренным законом.

К ним относятся:

  • взыскание имущества по обязательствам;
  • отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
  • реквизиция имущества: в случаях стихийного бедствия, аварии, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, по решению государственного органа имущество в интересах общества может быть изъято у собственника с выплатой ему стоимости имущества;
  • конфискация имущества – безвозмездное изъятие имущества по решению суда в виде санкции за совершённое преступление или иное правонарушение.

ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Имущество может находиться в общей  собственности двух или нескольких лиц. В этом случае доли каждого из собственников могут быть определены (долевая собственность) или не определены (совместная собственность).

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ  НА ЗЕМЛЮ

Человек имеет право владеть  земельным участком на правах собственности: продавать его, дарить, отдавать в долг, залог, аренду, распоряжаться им другим способом. Права собственника могут быть ограничены законом в зависимости от назначения земли.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ  НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Гражданин может иметь в собственности  жилое помещение, которое он может  использовать для личного проживания и проживания членов его семьи.

Если человек имеет в собственности  квартиру в многоквартирном доме, то он имеет право также на долю в паве собственности на общее имущество дома. Это несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Собственники квартир для обеспечения  эксплуатации многоквартирного дома образуют товарищество собственников квартир (товарищество является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей  в соответствии с законом о товариществах собственников жилья).

ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Собственник вправе требовать своё имущество из чужого незаконного владения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ЗАДАЧА

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

Между Агеевым и Хлоповым сложились неприязненные отношения по поводу использования спорного участка земли. Однажды поздно вечером Агеев, пьяный, пробрался на веранду дома, где находился Хлопов и нанёс ему несколько ножевых ранений в грудь и живот. Считая, что Хлопов мёртв, Агеев с целью сокрытия содеянного облил керосином дом и поджёг его. Во время пожара погибли Хлопов (смерть которого наступила от воздействия высокой температуры) и его сестра с десятилетней дочерью. На следствии Агеев показал, что он ничего не знал о лицах, находившихся в доме, помимо Хлопова.

Квалифицируйте действия Агеева. Изменится  ли квалификация содеянного, если бы Агеев  знал о лицах, находившихся в доме?

Ответ:

За преступления совершённые Агеевым  к нему должны быть применены статьи: убийство (ст.105); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111). Умышленным преступление считается тогда, когда лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело наступление общественно опасных последствий, ждало, желало или создавало эти последствия; умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст.167). А также обстоятельства, отягчающие наказание, так как Агеев был в состоянии алкогольного опьянения; преступление совершено по мотивам вражды, а также с целью скрыть другое преступление.

Квалификация содеянного не изменится, но если бы Агеев знал о лицах, находившихся в доме и всё же совершил данные преступления, то наказание было бы суровее.

Состав преступления  -  совокупность признаков, указанных в уголовном законе и характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление.

Состав преступления состоит из четырёх элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны. Суд назначает человека преступником, если в его деяниях есть состав преступления.

Объект преступления – общественные отношения, охраняемые нормами уголовного права. Это то, на что направлено преступление, на что преступник посягает. В данном случае, объектом преступления является Хлопов.

Объективная сторона – это внешняя сторона поведения в форме действия или бездействия. Объективная сторона характеризуется местом и временем совершения преступления, обстановкой, способом, орудием и средствами, общественной опасностью и противоправностью действия. В данном случае, поздно вечером Агеев, пьяный, пробрался на веранду дома, где находился Хлопов и нанес ему несколько ножевых ранений в грудь и живот.

Субъект преступления – вменяемое лицо совершившее преступление, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность со ст.20 Уголовного кодекса РФ. В данном случае, субъектом преступления является Агеев.

Субъективная сторона  – характер вины человека. Человек виновен, если он совершил преступление умышленно или по неосторожности. В данном случае,  субъективной стороной является убийство (ст.105) Хлопова, с целью сокрытия преступления Агеев облил керосином дом и сжег его (ст.167). В данном деле имеется косвенная субъективная сторона -  в этом доме помимо Хлопова находились его сестра  с дочерью, про которых Агеев не знал (причинение смерти по неосторожности).

 

  

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

2.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

3.Зиновьев А.В., Поляшова И.С.«Избирательная система России: теория практика и перспективы».

4.Дмитриев Ю.А., Исраэлян В.Б. «Избирательное право и процесс в Российской Федерации».

5.» Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации». Учебник для вузов. Отв. ред. А.А. Вешняков. М.

6.Ерыгин А.А., Корнев В.Н., Федулов В.И. «Избирательное право России». Учебное пособие.

7.Зотова З.М. «Политические партии и избирательный процесс».

8.Лучин В.О., Мазуров А.В. «Новый Закон о референдуме. Право и политика».

9.Матейкович М.С. «Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации».

10.Руденко В. «Право на участие в референдуме: тенденции развития современного российского законодательства».

11.Шкатулла В.И.,Надвикова В.В.,Сытинская М.В. «Правоведение». Учебное пособие.

 

 

 

 

 



 

 


Информация о работе Избирательная система Российской Федерации