Избирательное право РФ: активное и пассивное. Понятие избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассмотрены такие вопросы как понятие преступления и понятие избирательного право РФ. Преступление – это ведущее понятие в уголовном праве. Закон устанавливает какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, что необходимо для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны личности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности окружающей среды, конституционного строя РФ, мира и безопасности человечества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений (ст. 2 УК РФ).

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . 3
1. Понятие преступления . . . . . . . 6
2. Избирательное право РФ: активное и пассивное. Понятие избирательной системы . . . . . . . . 12
3. Задача . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . 21
Список литературы . . . . . . . . 24

Файлы: 1 файл

право 11 к.р..docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

б) при совершении лицом  особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.

При признании рецидива преступлений не учитываются:

а) судимости за умышленные преступления небольшой тяжести;

б) судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет;

в) судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась  отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы, а также судимости, снятые или погашенные в порядке.

Рецидив преступлений влечет более строгое наказание на основании  и в пределах, предусмотренных  УК РФ, а также иные последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Избирательное право РФ: активное и пассивное. Понятие избирательной системы.

Понятия избирательная система  и избирательное право во многом совпадают, а в обиходе часто  употребляются как идентичные. Тем  не менее определенное различие между ними все же имеется.

Понятие избирательной системы  складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов  и определения результатов голосования. Термин "избирательная система" имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования.

В мире наиболее распространены типы избирательных систем, выделяемые по способу распределения депутатских  мандатов в представительном органе власти и по результатам выборов: 1) мажоритарная; 2) пропорциональная; 3) смешанная.

1. Мажоритарная избирательная  система является упрощенной. Мажоритарная  избирательная система (от франц. majorite — большинство), при которой  избранным считается кандидат, кандидаты или партия, за которых проголосовало большинство избирателей. В данном случае распределение депутатских мандатов основывается на большинстве голосов, поданных за кандидата или политическую партию. Таким образом, депутатские мандаты получают лица, непосредственно за которых проголосовали избиратели.

Мажоритарные избирательные  системы по способу определения  большинства могут быть:

- относительными (распределение  осуществляется по принципу «простого  большинства»);

- абсолютными (в этом случае требуется наличие «абсолютного большинства» голосов: не менее 50 % + 1 голос);

 

- квалифицированными (используется  «квалифицированное большинство  голосов», т. е. побеждает кандидат, политическая партия, получившие  не менее 3/4, 2/3, 4/5 голосов избирателей).

2. Пропорциональная избирательная  система - порядок распределения  депутатских мандатов, при котором  каждая политическая партия, блок  получают такое число мандатов, которое будет пропорциональным  числу поданных за нее голосов.

Пропорциональная избирательная система (используется только при проведении выборов в коллегиальные органы по многомандатным округам), при которой каждый избиратель голосует не за отдельного кандидата, а за одну из партий (выдвинутый ею список кандидатов), в результате чего каждая партия получает для своих кандидатов количество мандатов (мест в выборном органе), прямо пропорциональное полученному ею числу голосов избирателей. Обычно партийные кандидаты получают мандаты в той очередности, в которой они были расположены в партийном списке.

При использовании пропорциональной избирательной системы, чтобы воспрепятствовать  участию в выборах чрезмерного  числа партий (многие из которых  не имеют реальных шансов победить на выборах), может применяться так  называемый заградительный барьер. Это установленный законом минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии для участия в распределении мандатов. Такой барьер используется также в целях формирования парламента с минимальным числом фракций.

3. Смешанная. Иногда выборы проводятся по смешанной системе, когда одна часть выборного органа избирается по мажоритарной избирательной системе, а другая — по пропорциональной.

В РФ используются обе вышеуказанные  избирательные системы, поэтому  РФ - государство со смешанной формой избирательной системы, т. е. половина (225) депутатов высшего представительного органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 - по пропорциональной системе исходя из числа голосов избирателей, поданных за тот или иной список кандидатов или политический блок.

При этом в РФ минимальное  число голосов (на выборах в Государственную  Думу Федерального Собрания РФ), при  получении которого партия или блок допускаются к распределению  мандатов, - 7 % от числа избирателей, принявших участие в выборах.

В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие  по существу совершенно отдельную и  неповторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права  тоже употребляется в широком  и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право - это право избирать, а пассивное - право быть избранным.

Понятия "избирательная  система" и "избирательное право" носят собирательный характер. В  Российской Федерации они включают в себя по существу пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

1) порядок избрания Президента  РФ;

2) порядок избрания депутатов  Государственной Думы;

3) порядок избрания глав администраций субъектов РФ;

4) порядок избрания депутатов  законодательных органов субъектов  РФ;

5) порядок избрания органов  местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем  регулируется отдельными правовыми  актами, хотя есть и общие для  всех источники права. Различия между  ними проявляются при определении  пассивного избирательного права, порядка  определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

Порядок выборов устанавливается  конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Избирательное  право можно рассматривают в  двух аспектах – объективном и  субъективном.

Избирательное право в  объективном, широком смысле данного понятия это:

- система правовых норм, регулирующих порядок формирования  выборных органов государства  и местного самоуправления, т.е.  один из конституционно-правовых  институтов;

- совокупность правовых  норм, регулирующих отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов органов власти (парламента и др.) или должностных лиц (президента, губернатора, мэра и др.);

- совокупность правовых  норм, регулирующих весь комплекс  избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Избирательное право как  совокупность правовых норм имеет систему:

1) федеральное законодательство  о выборах и референдуме;

2) законодательство о  выборах и референдуме субъектов  РФ.

Элементы системы избирательного права РФ выделяются в зависимости от уровня принятия нормативных актов.

Нормативные акты, регулирующие избирательное право:

1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

2) федеральные законы (ФЗ  от 12 июня 2002 г. №7-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.), ФЗ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г.), ФЗ от 26 ноября 1996 г. №38-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями от 22 июня 1998 г.), ФЗ от 5 августа 2000 г. №13-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ от 10 января 2003 г. №9-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.);

3) конституции (уставы) субъектов  РФ;

4) законы субъектов РФ;

5) уставы муниципальных образований.

Эта система правовых норм устанавливает:

- основные принципы избирательного  права;

- требования к избирателям  и кандидатам на выборные должности;

- порядок формирования  и деятельности органов, осуществляющих  подготовку и проведение выборов;

- порядок образования  избирательных округов и избирательных  участков;

- правовой статус избирателей  и кандидатов на  выборные должности;

- порядок выдвижения кандидатов  на выборные должности, проведения  предвыборной агитации и голосования, определения результатов выборов;

- порядок обжалования  результатов выборов.

Термин «избирательное право» применяется также для обозначения  одного из субъективных прав российских граждан.  Поэтому от избирательного права как совокупности правовых норм (в объективном смысле) следует отличать избирательное право в субъективном смысле — право конкретного лица участвовать в выборах.

Избирательное право в  субъективном, узком смысле слова  это:

- конституционное право  граждан избирать и быть избранными  в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

- гарантированная государством  возможность гражданина участвовать  в выборах органов государства  и местного самоуправления,

Избирательное право в  узком смысле слова включает в себя:

1) пассивное избирательное  право граждан РФ (право быть  избранными в органы государственной  и муниципальной власти);

2) активное избирательное  право граждан РФ (право избирать  в выборные органы власти).

Активное избирательное  право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

1) признанные вступившим  в законную силу решением суда  недееспособными (ограниченно дееспособными);

2) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное  право принадлежит гражданам  с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в  органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

1) занимающий на момент  выборов государственную должность,  обязанности по исполнению которой,  несовместимы с выборной должностью;

2) осужденный к лишению  свободы приговором суда, вынесенным  в установленном порядке; 

3) признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

3. Задача

Иванов обратился в  органы ГИБДД с просьбой зарегистрировать принадлежащий ему автомобиль «Москвич», который он купил у частного лица Кузьмичева К., гостившего летом у его соседей. Как выяснилось, автомобиль, проданный Иванову, значиться в угоне, поэтому был изъят у него с целью возвращения его законному владельцу.

1. Правомерны ли действия должностных лиц?

2. Подлежит ли автомобиль возврату законному владельцу?

3. Может ли Иванов компенсировать свои убытки?

1. Гражданский Кодекс  Российской Федерации в этих  случаях защищает интересы гражданина, у которого автомобиль был  украден. Попав в такую ситуацию, новый владелец может потерять  автомобиль и уплаченные деньги. Но только при соблюдении определенных  формальностей. 

Машина, как правило, помещается на охраняемую стоянку ГИБДД или  ближайшего отделения милиции до получения результатов дополнительной проверки. Органы ГИБДД должны в  течение 3-х суток (всего дается не более 10-ти суток) провести дополнительную проверку автомобиля на угон.

Информация о работе Избирательное право РФ: активное и пассивное. Понятие избирательной системы