Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:46, контрольная работа
Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость
центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Органы
государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём
назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом
избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава
государства – Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются
органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного
самоуправления.
I. Введение...................................................................................................................... 2
II. Избирательное право:
1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды....... …………………………3
2. Избирательная система и избирательное право...................................................... 4
3. Принципы избирательного права..............................................................................6
4. Гарантии избирательных прав граждан................................................................... 9
III. Реализация избирательного права:
1. Законодательство о выборах....................................................................................10
2. Порядок проведения выборов................................................................................. 11
3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан………………..... 13
IV. Заключение.............................................................................................................. 14
СОДЕРЖАНИЕ :
I. Введение......................
II. Избирательное право:
1. Выборы: юридическая
природа, назначение и виды....
2. Избирательная
система и избирательное право.
3. Принципы
избирательного права..........
4. Гарантии
избирательных прав граждан....
III. Реализация избирательного права:
1. Законодательство
о выборах.....................
2. Порядок проведения
выборов.......................
3. Ответственность
за нарушение избирательных
IV. Заключение....................
I. ВВЕДЕНИЕ.
Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако
ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование,
пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали
шаг в этом направлении,
т.е. к государству с
этому стремится и Россия.
Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость
центральных и местных
органов государственной
государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём
назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом
избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава
государства – Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются
органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного
самоуправления.
Выборы - это форма
прямого народного
демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на
неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия
на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается
стабильность и порядок в общественной жизни.
Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству
действиями властей, они
открывают единственно
разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех
людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое
правление.
II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды.
Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих
представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти.
Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам
суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в
установленных Конституцией пределах.
Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании
решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть
всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют
все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы
проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за
досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими,
федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то
проводится второй тур, что называется повторным голосованием.
Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы
были свободными, справедливыми и подлинными.
Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и
запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей
гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской
Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч.3 ст.3).
Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического
избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы
при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима
эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта
голосов – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей,
доступ СМИ и т.д.).
Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность
избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям
реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и
на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.
2. Избирательная система и избирательное право.
В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами
и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Эти отношения,
связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются
избирательной системой в широком смысле слова. Термин «избирательная система»
имеет и узкий смысл, когда он употребляется применительно к порядку
определения результатов голосования. В узком смысле различаются
пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным
голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает
тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) системы.
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе
которой лежит принцип большинства
Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих
группировок, отражающих интересы
незначительного числа
пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт».
Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов,
исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов
избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения –
карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв,
групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его
небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным
обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги
голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь
нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести
своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и
впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз
Правых Сил и др.
Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и
пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая
система применяется на выборах Государственной Думы.
«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном.
Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих
общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного
самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы
выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Субъективное
избирательное право –
это гарантированная
граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).
Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят собирательный
характер. В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают
порядок избрания:
- Президента РФ;
-
Депутатов Государственной
- Глав администраций субъектов РФ;
-
Депутатов законодательных
-
Органов местного
Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание
Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только
Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов
Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет
специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме
избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а
также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Однако
отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положения
избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения
избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам
конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе
органов государственной власти.
3. Принципы избирательного права.
Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и
условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны
легитимными. Принципы российского избирательного права, под которыми
понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность народовластия в
государстве, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32
и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при
тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19
сентября 1997 г. добавляет ещё добровольность.
Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые
граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в
выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам,
достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не
означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации
наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве
обозначается термином «абсентеизм»), это может иметь значение политического
решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие
политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает
определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются
недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а
при выборах Государственной Думы – 25. На последних выборах Президента РФ,
которые состоялись 26 марта 2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за
В.Путина проголосовали 52,64 избирателей. Отсюда получается, что за
действующего Президента России проголосовала лишь третья часть населения
страны, а остальные либо не голосовали вообще, либо проголосовали против.
Кроме граждан России активное
избирательное право
иностранцам, постоянно проживающим на территории муниципального образования,
в котором проводятся выборы. Правом быть избранным не граждане не обладают.
Пассивное избирательное право ограничивается рядом дополнительных условий,
установленных Конституцией, Федеральными законами и законами субъектов
Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет,
имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10 лет, это
обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы
государства знать и понимать специфику условий жизни в стране. При выборах
главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата, установленный
Федеральным законом 21 год. такой же возраст установлен и для кандидатов в
депутаты Государственной Думы, а для главы исполнительного органа
Государственной власти (Президента) субъектов Федерации установлен
минимальный возраст 30 лет.
Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации.
Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного
избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане,
признанные судом не дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах
лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения являются временными, после
отмены решения суда о признании недееспособным или отбытия срока наказания,
гражданин вправе избирать и быть избранным в полном объёме.
Равное избирательное право, этот принцип предполагает равную для каждого
возможность воздействовать на результаты выборов. Каждый избиратель имеет
один голос и все голоса имеют равный вес. Следовательно, процедуры,
касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей
и составления избирательных списков является недопустимым. На каждого
депутата должно приходится примерно одинаковое число жителей или избирателей