Определенная
законодателями избирательная система
влияет не только на персональный и
партийный составы представительного
органа, но и на все стадии избирательного
процесса, начиная с выдвижения кандидатов
и их списков, их представления и
регистрации и заканчивая определением
результатов голосования. Кроме
того, другие важные элементы политической
жизни страны находятся под весьма
сильным воздействием избирательной
системы, в частности, развитие многопартийности,
отражение реального спектра политических
сил, работоспособность и стабильность
законодательной и исполнительной власти
и т.д.
В 2003 году
на выборах региональных парламентов
в Российской Федерации осуществлен
переход от преимущественно мажоритарной
(лишь в ограниченном числе регионов
применялись смешанная или пропорциональная
системы) к смешанной избирательной
системе, а в настоящее время
в некоторых регионах – уже
и к исключительно пропорциональной
системе.
На федеральных
парламентских выборах в 2007 г. также осуществлен
переход от преобладавший в четырех избирательных
циклах 1993-2003 годов смешанной (мажоритарной
и пропорциональной) избирательной системы
к исключительно пропорциональной системе,
т.е. к выборам по партийным спискам, выдвинутым
политическими партиями.
12.10.2008 г.,
в единый день голосования, выборы депутатов
региональных парламентов в четырех субъектах
Российской Федерации (Забайкальском
крае, Иркутской, Кемеровской и Сахалинской
областях) прошли по смешанной избирательной
системе.
В четырех
регионах используются закрытые партийные
списки без разделения на региональные
группы кандидатов и лишь в Забайкальском
крае – закрытые списки с разделением
на региональные группы. Во всех регионах
к распределению депутатских
мандатов допускаются не менее двух
списков кандидатов, исключение –
Иркутская область с допустимым
минимумом в три списка кандидатов.
В трех субъектах
Российской Федерации (Чеченской Республике,
Иркутской и Кемеровской областях)
так называемый заградительный барьер
составляет 7%; в Сахалинской области –
6%, а в Забайкальском крае – 5%.
Заградительный
барьер - это минимальный процент голосов
избирателей, который необходимо преодолеть
спискам кандидатов, выдвинутых избирательными
объединениями, для того, чтобы принять
участие в распределении депутатских
мандатов в органе законодательной власти.
Барьер вводится для того, чтобы избежать
излишнего дробления состава избранного
законодательного органа (так называемая
лоскутность парламента), которое может
негативно сказаться на его работе.
В выборах
имеют право принимать участие
избирательные объединения, выдвинувшие
и зарегистрировавшие список кандидатов,
и кандидаты, выдвинутые избирательными
объединениями или путем самовыдвижения,
и зарегистрированные в установленном
порядке.
Остановимся
еще на одном базовом понятии - избирательных
правах граждан. Именно на их реализацию
направлено все законодательство о выборах
и вся деятельность участников избирательного
процесса – избирателей, партий, кандидатов,
избирательных комиссий.
Избирательные
права граждан Российской Федерации
могут быть классифицированы на активное
избирательное право и пассивное
избирательное право.
В Федеральном
законе «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» даются
следующие определения избирательных
прав: активное избирательное право - право
граждан Российской Федерации избирать
в органы государственной власти и органы
местного самоуправления; пассивное избирательное
право - право граждан Российской Федерации
быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления;
избирательные права граждан - конституционное
право граждан Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
а также участвовать в других избирательных
действиях в порядке, установленном Конституцией
Российской Федерации, названным Федеральным
законом, иными федеральными законами,
конституциями (уставами) и законами субъектов
Российской Федерации.
Избирательные
права относятся к политическим
и находятся в теснейшей взаимосвязи
с правом на участие в управлении
делами государства.
Реализация
избирательных прав в рамках избирательного
процесса взаимосвязана с иными
конституционными правами и свободами,
в частности: свободой мысли и
слова; свободой искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию
любым законным способом; на объединение;
собираться мирно, без оружия, проводить
собрания, митинги, демонстрации и т.д.
В Российской
Федерации голосование на выборах
является добровольным, отказ от него
не влечет никаких правовых последствий
для избирателя. Пассивным избирательным
правом гражданин обладает также вне зависимости
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям и других обстоятельств.
Ограничения
пассивного избирательного права устанавливаются
Конституцией Российской Федерации
и федеральными законами.
Демократические
выборы - это антипод гражданской
войны и силового решения вопроса
о власти.
В демократическом
государстве при достаточной
развитости политической культуры и
самодеятельности граждан практически
не бывает (скорее, и не может быть)
полного единодушия на выборах. Смысл
выборов не в том, чтобы продемонстрировать
мнимый консенсус между всеми
гражданами и социальными слоями,
который никогда, кроме чрезвычайных
ситуаций, не может быть достигнут
в развитом обществе, а в том, чтобы
все могли выразить свою волю, а
государственная власть - быть созданной
и действовать в соответствии
с этой волей. Через борьбу на выборах,
следовательно, в конечном счете, достигаются
стабильность и порядок в общественной
жизни.
Коль
скоро выборы - это борьба и состязательность
кандидатов, в них есть элемент
игры и азарта. Это вполне объяснимо,
поскольку граждане, участвующие
в выборах, оказываются перед
необходимостью не только определить
свои интересы в соответствии с предлагаемыми
им программами политических партий, но
и проявить симпатии или антипатии к конкретным
кандидатам. Во время избирательных кампаний
обычно наблюдается подъем эмоциональной
активности людей, порой сопровождаемый
разного рода эксцессами. В развитых обществах
поэтому вырабатываются определенные
стандарты политического поведения, подкрепляемые
соответствующими требованиями закона.
Выборы
дают выход накопившемуся у известной
части населения недовольству действиями
властей, они открывают единственно
возможный путь демократического разрешения
противоречий в обществе, исключая
физические столкновения людей и
путь навязывания большинству мнения
меньшинства или отдельных политиков.
Выборы - это своеобразная проверка
доверия граждан к своему государству.
глоссарий
№ |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Выборы |
- это форма прямого волеизъявления
граждан, осуществляемого в соответствии
с Конституцией РФ, федеральными
законами, конституциями, законами
субъектов РФ, уставами муниципальных
образований в целях формирования
органа государственной власти,
органа местного самоуправления
или наделения полномочиями должностного
лица |
2 |
Виды избирательных систем |
- это элемент политической системы
общества, совокупность общественных
отношений, возникающих в процессе
реализации основного политического
права граждан – избирать и
быть избранными |
3 |
Избирательное право |
- это урегулированная Конституцией
и законами деятельность органов
и групп избирателей по подготовке
и проведению выборов в государственные
органы и органы местного самоуправления |
4 |
Избирательный округ |
- территория, в которой осуществляется
непосредственное избрание депутатов
и должностных лиц |
5 |
Избирательная система |
- это часть политической системы
общества, совокупность общественных
отношений, возникающих в процессе
реализации основного политического
права граждан – избирать и
быть избранными |
6 |
Мажоритарная система |
- система абсолютного большинства
голосов, т.е. получение кандидатом
более ½ голосов избирателей,
принявших участие в голосовании |
7 |
Местный референдум |
- это референдум, проводимый среди
обладающих правом на участие
в референдуме граждан РФ, место
жительства которых расположено
в границах муниципального образования |
8 |
Объективное избирательное право |
- это система правовых норм, регулирующих
общественные отношения, связанные
с выборами органов государства
и местного самоуправления |
9 |
Пропор-циональная система |
- обеспечивает соответствие между
количеством голосов избирателей,
полученных списком кандидатов,
и числом доставшихся им мандатов |
10 |
Референдум |
-это всенародное голосование
с целью выявить общественное
мнение страны для принятия
окончательного решения по важному
государственному вопросу |
11 |
Смешанная система |
- призвана соединить позитивные
стороны мажоритарной и пропорциональной
избирательных систем |
12 |
Субъективное избирательное право |
- это гарантированная государством
возможность для гражданина избирать
и быть избранным в различные
государственные и местные органы |
Список использованных
источников
Нормативно-правовые
акты
- Всеобщая декларация прав человека [текст] (принята на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюций 217А от 110.12.1948 г.) // Российская газета, 10 декабря 1998 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
- Европейская Конвенция о защите прав человека от 21.09.1970, 20.12.1971, 01.01.1990, 06.11.1990, 25.03.1992, 11.05.1994
// Собрание законодательства РФ. 8.01.2001. № 2. Ст.163 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
- Международный пакт о гражданских и политических правах. Принята резолюцией 2200А Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г. [текст] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17(1831). Ст.291
// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
- Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) [текст] (поправки от 30.12.2008) // Российская газета, 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл.
24.05.2009.
- Федеральный конституционный закон РФ от 10.10.1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» [текст] (ред. от 27.09.2002) // Собрание законодательства РФ, 16.10.1995. № 42. Ст.3921
// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
- Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [текст] (ред. от 12.05.2009)
// Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст.2253
// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
- Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [текст] (ред. от 07.52.2096) // Парламентская газета.
08.10.2003. № 186
// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
- Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [текст] (ред. от 12.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст.2253.
// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
- Федеральный закон РФ от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [текст] (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. № 206. 19.10.1999 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
- Федеральный закон РФ от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [текст] (ред. от 12.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 02.12.1996. № 49. Ст.5497// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
- Федеральный закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [текст] (ред. 08.05.2009) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст.3032 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 24.05.2009.
Литература
- Авакьян С.А. Выборы 1993 – 1994 гг. в Российской Федерации: Правила и процедуры. – М., 1993.
- Белкин А.А. Избирательные ограничения // Правоведение. – 1992. – № 1
- Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в Российской Федерации.
Политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. - 1997. - № 8.
- Веденеев Ю.А. Избирательное право: Роль и место в системе права России // Вестн. Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 2003. - № 2.
- Веденеев Ю.А. Источники избирательного права Российской Федерации // Вестн. Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 2003. - № 6.
- Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. – 1999. - № 5.
- Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Политика и федеральные выборы // Государство и право. – 1995. - № 3.
- Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. – 1997. - № 8.
- Вешняков А.А. Становление института свободных выборов в Российской Федерации // Журнал о выборах. - 2003. - № 3.
- Выдрин И.В. Институт общественных наблюдателей за выборами органов власти // Государство и право. – 1996. - № 6.
- Ефремова Н. Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. - 1998. - № 3.
- Зиновьев А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. – 1995. - № 1.
- Иванов В.В. Договор в избирательном праве «сложносоставных» субъектов Российской Федерации // Правоведение. - 2000. - № 1.
- Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История, теория, практика. – М., 1996.
- Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. – М., 1995.
- Князев С. Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. - 1998. - №2.
- Князев С. Д. Избирательный процесс: Понятие, особенности и структура // Правоведение. - 1999. - № 3.
- Князев С. Д. Избирательные споры // Правоведение. - 2001. - № 3.
- Лысенко В.И. Некоторые проблемы развития российского избирательного права // Государство и право. – 1995. - № 8.
- Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. - 2001. - № 10.
- Матейкович М.С. Актуальные проблемы судебной защиты избирательных прав граждан // Государство и право. - 2003. - № 4.
- Матейкович М.С. Необходимо усовершенствовать механизм судебной защиты избирательных прав граждан // Российская юстиция. - 2003. - № 3.
- Постников А.В. Избирательное право России: Научное и учебное издание. – М., 1996.
- Халин И. Н., Стружак Е. П. Организационно-правовые проблемы в работе избирательных комиссий: (На примере федеральных избирательных кампаний в отдельно взятом субъекте Российской Федерации) // Журнал о выборах. - 2003. - № 2.
- Хрусталев Е. Н. Избирательный процесс: Понятие и стадии // Правоведение. - 1998. - №2.
- Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал российского права. – 2004. - № 11.