Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:48, реферат
Право на благоприятную окружающую среду составляет важную часть конституционного статуса личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды. Эколого-правовой статус как отраслевая разновидность статуса личности базируется на отраслевой правоспособности. Поскольку конституционное право на благоприятную окружающую среду реализуется и в конкретных, и в общем правоотношениях, а условием реализации права в общем правоотношении служит общая же правоспособность, то отраслевая правоспособность совпадает в данном случае с общей, то есть возникает с момента рождения.
Введение……………………………………………......……………………………3
1. Экологические права в системе международно-признанных прав человека…………………………...…………………………………………………5
1.1. Экологические права человека в нормах международного права …………..5
1.2. Характеристика прав граждан в области охраны окружающей среды ……...7
Заключение …...…………………………………………………………………....13
Библиографический список ……...……………………………………………..14
- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
В свое время был подготовлен проект закона о гарантиях прав граждан на экологическую информацию, но до сих пор данный законопроект не принят. Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды, закрепленное Конституцией РФ, дает возможность реализовывать иные права в области охраны окружающей среды самими же гражданами, в том числе возможность возмещения ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением.
Право требовать соответствующую экологическую информацию гражданами предусматривается в Федеральных законах "Об экологической экспертизе", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительством РФ было принято Постановление от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Согласно утвержденному Порядку информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведения о деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в этой области10.
Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.
Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация.
Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют сбор, обработку и обмен информацией в своей сфере деятельности и представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий11.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях до органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
- координирует работу по сбору и обмену информацией;
- осуществляет сбор и обработку информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- представляет в Правительство Российской Федерации информацию о трансграничных, федеральных, региональных и территориальных чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по их ликвидации, а также ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ведет учет чрезвычайных ситуаций.
Заключение
Таким образом, целью правового регулирования отношений, возникающих по поводу экологических прав, является в конечном счете обеспечение соблюдения, реализации, защиты важнейшего из них и системообразующего, а именно - права на благоприятную окружающую среду. В этом смысле все другие экологические права имеют служебный характер.
Место права на благоприятную окружающую среду в системе прав человека предопределяется тем, что, обеспечивая основы жизнедеятельности, оно выступает как прирожденное, имманентно присущее человеку качество. Его трудно отнести к какому-либо одному виду прав по известным классификациям
Право на благоприятную окружающую среду опосредует специфические общественные отношения, которые, с одной стороны, а именно в части "права-пользования", не входят в предмет никаких других основных прав, поскольку объект пользования - состояние окружающей среды - индивидуален и самодостаточен.
С другой стороны, правомочия, объединяемые в категории "право-поведение" и "право-требование", имеют собирательный характер, включают в качестве способов реализации множество самостоятельных субъективных прав различной видовой принадлежности. Поэтому в содержании данного права можно увидеть разные групповые признаки.
Библиографический список
Правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газете. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 26.07.2010 №169-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2002. №1, ч. 2; Российская газета. 2010. 26 июля.
3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в последней ред. от 25.06.2012)//Российская газете. Федеральный выпуск №2874. 12 января 2002 г.
4. Федеральный Закон от 24 апреля 1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (в последней ред. от 24.04.2011)//Собрание законодательства РФ. 1995. №17. Ст. 1462.
5. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, Иран, 1971 г.).
6.Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972 г.)
Научная литература:
1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристь. 2012. – 670 с.
2. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. Учебник для вузов. - М: Юриспруденция. 2001. – 153 с.
3. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: учебник.- М.: Эксмо, 2006.
4. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах Текст. / О.Л. Дубовик. - М.: Проспект, 2001. – 56 с.
5. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Проспект. 2003. – 584 с.
6. Калиниченко П.А., Рациборинская Д.Н. Защита экологических прав в законодательстве Европейского Сообщества Текст. / П.А. Калиниченко, Д.Н. Рациборинская // Экологическое право. 2003. - № 2.
7. Экологическое право. Учебник /под ред. В.В. Тучкова. М.: Закон и право, 2012. – 520 с.
07 мая 2013 г.
Подпись ______________
г. Ростов-на-Дону
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газете. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
2 Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах Текст. / О.Л. Дубовик. М.: Проспект, 2001. С. 45.
.
3 Калиниченко П.А., Рациборинская Д.Н. Защита экологических прав в законодательстве Европейского Сообщества Текст. / П.А. Калиниченко, Д.Н. Рациборинская // Экологическое право. 2003. - № 2. С. 34
.
4 Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах Текст. / О.Л. Дубовик. М.: Проспект, 2001. С. 56
.
5 Экологическое право. Учебник /под ред. В.В. Тучкова. М.: Закон и право, 2004.С.78
.
6 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в последней ред. от 25.06.2012)//Российская газете. Федеральный выпуск №2874. 12 января 2002 г.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газете. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
8 Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.С.14
7.
9 Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник для вузов. М-: Право и закон.2010.С.14
6.
10 Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник, М-, Юристь. 2003. С.14
5.
11 Беличенко 10.П.. Шведов М.М. Рациональное использование и охрана водных объектов. М,: Россельхозичдаг, 2004.С.11
Информация о работе Экологические права в системе международно-признанных прав человека