Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:09, творческая работа
Экологические правоотношения — это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права. Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Новгородский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
Правоведение |
Тема |
Экологические правоотношения |
Фамилия |
Никифорова |
Имя |
Вероника |
Отчество |
Алексеевна |
№ контракта |
0220212400501035 |
Экологические правоотношения — это отношения в сфере охраны, оздоровления и
улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных
последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности,
урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.
Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным
основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их
объектам, степени правовой охраны и др. Так, в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» следует различать правовые отношения в сфере:
- естественных экологических
- земельных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и
охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического
фонда, природных ландшафтов;
- особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных
природных парков и др.).
Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются
граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их
участия в экологических
и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных
ресурсов, что, конечно, не исключает, а напротив, предполагает их большую роль
в их охране и рациональном использовании, то государственные органы
осуществляют регулирование рационального использования и охрану окружающей
природной среды.
По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения
подразделяются на четыре категории:
1) природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному
использованию природных ресурсов и охране природной среды;
2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные
органы государства, имеющие право на регулирование использования природных
ресурсов и на контроль за охраной природной среды;
3) общественные объединения
4) органы судебно-прокурорского
надзора, осуществляющие
экологических правоотношений.
В учебной литературе объекты экологических правоотношений подразделяются на
следующие три категории: - интегрированные — окружающая природная среда в
целом; - дифференцированные — отдельные природные объекты (земля, недра, воды,
леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический
фонд, природные ландшафты); - особо охраняемые — государственные природные
заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники
природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и
животных и места их обитания.
Содержанием правоотношений, в том числе и экологических, являются права и
обязанности участников этих отношений. Права и обязанности субъектов
правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав
одного участника правоотношения, как правило, означает и характеристику
обязанностей другой стороны.
Права граждан в области охраны окружающей природной среды нашли отражение и
легальное закрепление в действующих нормативных актах. Согласно им каждый имеет
право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии
и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением.
Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия
окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью,
аварий, катастроф, стихийных бедствий. Предусмотрев и механизм обеспечения
этого права, включающий планирование и нормирование качества окружающей
природной среды, меры по предотвращению экологически вредной деятельности и
оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и ликвидацию
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и др.
Правомочия граждан в области охраны окружающей природной среды:
- создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды,
фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной
среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые
сбережения;
- принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и демонстрациях, петициях,
референдумах по охране окружающей природной среды;
- требовать от соответствующих
органов предоставления
достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее
охране;
- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации
экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении
деятельности
предприятий и других объектов,
оказывающих отрицательное
на окружающую природную среду и здоровье человека;
Нормы экологического права делятся на три группы:
1) отраслевые (охрана и
использование отдельных
недр, вод, лесов и т.д.);
2) комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в
целом);
3) экологизированные (нормы других отраслей права - административного,
уголовного и др.).
Классификация норм права в целом может быть осуществлена по разным признакам,
основаниям:
1) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых
отношений нормы права подразделяются на отрасли;
2) по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом
регулировании:
регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие);
охранительные - предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных
прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической
ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав);
специализированные (нормы специального действия), т.е. нормы о нормах
(дефинитивные - содержащие
легальные определения
рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания
претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, и
оперативные - которые отменяют действие других норм, продлевают их действие или
распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений).
По характеру обязательности нормы подразделяются на:
- императивные - носящие категорический характер, требование которых не может
быть изменено;
- диспозитивные - предоставляющие участникам отношений право самим путем
соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.
С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы
технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию -
технические правила (СанПиНы, СНиПы и т.п.).
В экологическом праве выделяются также по содержанию юридического предписания
следующие виды норм:
1) нормы-принципы - закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды;
2) нормы-приоритеты - устанавливают правовые преимущества в охране и
использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества
природной среды;
3) нормы-правила - содержат экологические требования-императивы применительно к
конкретной сфере
Источники экологического права. Нормативные правовые акты являются одним из
источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые
обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные
группы: законы и подзаконные акты.
Источниками права являются: международные документы, Конституция РФ;
конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы,
распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные
правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов
РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов
РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местного
самоуправления.
2. Правовая охрана атмосферного воздуха
Задачами законодательства об охране атмосферного воздуха является регулирование
общественных отношений в данной области, в целях сохранения в чистоте и
улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредных
химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу,
вызывающих неблагоприятные последствия для населения, экономики страны,
растительного и животного мира, а также укрепления законности в сфере охраны
атмосферного воздуха.
Основным законодательным актом Российской Федерации в данной области является
Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» 1982 г. В соответствии с данным
Законом приняты другие нормативные правовые акты Российской Федерации и ее
субъектов, регулирующие нормы
допустимого загрязнения
предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ и предельно
допустимые выбросы (ПДВ) их, а также решающие другие вопросы охраны
атмосферного воздуха.
Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 25) предусмотрено, что при
нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс,
сброс веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут
быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию уполномоченных на
то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, санитарно-эпидемиологического
физические и юридические лица несут установленную законом юридическую
ответственность.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
Научный метод |
http://ru.wikipedia.org/wiki/ |
2 |
Википедия |
http://ru.wikipedia.org |
3 |
Библиотека |
http://www.pr-j.ru |