Юридические лица, как субъекты права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 08:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы- закрепление теоретических знаний, а также овладение навыков работы с правовыми документами и нормативно-справочной литературой.
Задачи данной работы: дать понятие и юридическую характеристику юридических лиц, в разрезе природы, целей их создания, и признаков юридического лица как субъекта гражданских правоотношений. Немаловажно рассмотреть также правовое регулирование деятельности юридических лиц и их индивидуализацию.

Содержание работы

Введение 3
1. Правосубъектонсть института юридических лиц 5
2. Цели создания и признаки юридического лица как субъекта гражданских правоотношений 8
3 Правовое регулирование деятельности юридического лица 11
4. Средства индивидуализации юридического лица 15
Заключение 22
Список нормативных правовых актов 23

Файлы: 1 файл

Юридические лица как субъекты гражданского права.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица — следствие его имущественной обособленности (ст. 56 ГК РФ). Прежде всего, следует отметить, что установлен принцип раздельной ответственности, согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица. Так, согласно п. 1 ст. 75 ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.10

Юридические лица несут ответственность только по своим обязательствам, т.е. по обязательствам, в которых являются стороной. Исключения могут быть предусмотрены в законе (например, п. 2 ст. 120 ГК РФ). Далее, юридические лица отвечают всем принадлежащим им имуществом, т.е. как основными, так и оборотными средствами. Исключение составляет лишь учреждение, которое отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем, включающим наименование, содержащим указание на его организационно-правовую форму, а в предусмотренных законом случаях и указание на характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ).

Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации. Правоспособность юридического лица может быть общей (как у граждан) и специальной (ст. 49 ГК РФ).

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Некоммерческие организации наделены специальной правоспособностью и могут иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ специальной правоспособностью наделены также некоторые коммерческие организации: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и др.). Кроме того, учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной правоспособности, могут вместе с тем сами ограничить его правоспособность путем соответствующего указания в учредительных документах. Например, в уставе акционерного общества, созданного для осуществления строительно-монтажной деятельности, может быть предусмотрен прямой запрет на совершение биржевых сделок.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом (страховой, банковской, риэлтерской, аудиторской, строительно-монтажной и др.), юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Дееспособность юридического лица, т.е. способность своими действиями приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности, осуществляется его органами (ст. 53 ГК РФ). Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент и др.) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров и др.). Однако юридическое лицо не всегда ведет свои дела через органы. Согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ в предусмотренных законом случаях оно может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников, не создавая специальных органов. Так, в полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст. 72 ГК РФ). Осуществление юридическим лицом дееспособности возможно и через представителя. Представитель юридического лица, в отличие от органа, является внешним, посторонним по отношению к юридическому лицу субъектом права. Его полномочия основаны на доверенности, выданной органом юридического лица, указании закона либо акте государственного органа или органа местного самоуправления.

Приобретенные юридическим лицом гражданские права подлежат защите способами, предусмотренными ГК РФ, в частности, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения исполнения обязанности в натуре; возмещения убытков и другими способами (ст.12). Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Поэтому защита гражданских прав обеспечивается предъявлением иска, содержащего соответствующее требование в зависимости от выбранного способа защиты, в суд. Статус юридического лица позволяет организации выступать в суде как в качестве истца, так и в качестве ответчика. Вышеназванные положения выделяются в самостоятельный признак юридического лица и содержатся в ст.48 ГК РФ.

 

4. Средства индивидуализации юридического  лица

 

Для эффективности деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. Большое значение имеют средства индивидуализации юридического лица (наименование, место нахождения, деловая репутация), средства идентификации продукции, работ, услуг (товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, реклама), средства, обеспечивающие автономию юридического лица (коммерческая и служебная тайна)11.

Указанные элементы оцениваются как нематериальные активы 
юридического лица. Вместе с тем с момента возникновения любого 
юридического лица у него появляются права на наименование, место 
нахождения, деловую репутацию. Права на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара возникают с момента регистрации в установленном порядке, а права на рекламу, коммерческую и служебную тайну с момента наступления конкретных юридических фактов. 

Эти права регулируются Гражданским кодексом (ст. 138, 1027, 1042 и др.), Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»12, Парижской конвенцией по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.

Каждое юридическое лицо имеет свое наименование. Нормы, касающиеся регулирования права на наименование, закреплены в ст. 54 ГК РФ, а также в других статьях Гражданского кодекса и специальных правовых актах, посвященных отдельным видам юридических лиц.

В наименовании содержатся указания на организационно-правовую форму и характер деятельности (для некоммерческих организаций, унитарных предприятий). В установленных законом случаях характер деятельности предусматривается и в наименовании коммерческих организаций, например для кредитной организации посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация» (ч. 2 ст. 7 Закона РФ «О банках и банковской деятельности»). Другая существенная составная часть наименования - придуманное название, номер, имя и пр.

Для наименования многих юридических лиц введены дополнительные требования к содержанию. Так, наименование полного товарищества включает обязательно имена (наименования) всех его участников с добавлением слова «компания» (п. 3 ст. 69 ГК РФ), наименование унитарного предприятия — указание на собственника имущества (п. 3 ст. 113ГК РФ).

Регистрация наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией самого юридического лица путем внесения данных о фирме в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, имеет фирменное наименование (фирму), которое регистрируется в установленном порядке.

Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), наименования которых зарегистрированы в установленном порядке, имеют исключительное право его использования (п. 4 ст. 54 ГК РФ).

В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с фирменными наименованиями, товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями места происхождения товаров, осуществляется нормами, содержащимися в ряде законов РФ, актах подзаконного характера, а также международных договорах, в которых участвует Российская Федерация.

Специальный закон, посвященный фирменным наименованиям, принятие которого предусмотрено п. 4 ст. 54 ГК РФ, в России пока отсутствует. В ГК РФ имеется около десятка статей, в той или иной степени затрагивающих вопрос о фирменных наименованиях. Центральное место среди них занимает ст. 54 ГК РФ, содержащая ряд нормативных предписаний принципиального характера. Прежде всего, в ней указывается, что все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь фирменное наименование. Эта норма позволяет судить о субъектах права на фирму, каковыми являются коммерческие юридические лица, а также констатировать, что право на пользование фирмой одновременно выступает и как обязанность коммерческой организации.

Далее, в ст. 54 ГК РФ говорится о том, что юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование. Данное положение имеет также двойное смысловое значение: во-первых, право на фирму признается исключительным (т. е. монопольным) субъективным гражданским правом его обладателя и, во-вторых, фирменное наименование подлежит специальной государственной регистрации, которая осуществляется в установленном порядке.

Следующее правило ст. 54 ГК РФ развивает предыдущее положение об исключительном характере права на фирму, поскольку предоставляет фирмовладельцу возможность требовать от любого незаконного пользователя фирменным наименованием прекращения его дальнейшего использования, а также возмещения причиненных таким использованием убытков.

Наконец, ст. 54 ГК РФ указывает на то, что порядок регистрации и использования фирменного наименования определяется специальным законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом.

Как видим, ст. 54 ГК РФ решает целый ряд вопросов, определяющих принципиальные моменты правового режима фирменных наименований. Вместе с тем нетрудно заметить, что в ней ничего не говорится о самом понятии и структуре фирменного наименования, а также условиях включения в него отдельных обозначений, когда это затрагивает интересы третьих лиц, не раскрывается содержание права на фирму, не указывается на основания и порядок прекращения данного права и т. д. Надо полагать, что эти и другие вопросы будут решены в специальном законе и иных правовых актах, которые будут приняты в развитие положений, закрепленных ГК РФ.

Анализ других статей ГК РФ, в которых упоминается о фирменных наименованиях, позволяет подразделить содержащиеся в них нормы на две относительно самостоятельные группы. Одну из них, наибольшую по объему, образуют нормы, содержащие требования к фирменным наименованиям отдельных видов коммерческих организаций. Так, например, в п. 3 ст. 69 ГК РФ указывается на то, что фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество». Аналогичный характер имеют нормы, которые закреплены п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87, п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96, п. 2 ст. 107, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115 ГК РФ и посвящены фирменным наименованиям товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества и т. д. Поскольку правовое положение некоторых коммерческих организаций, в частности акционерных обществ, будет определяться, наряду с кодексом, специальными законами, последние, очевидно, будут также включать нормы об их фирменных наименованиях.

Во второй группе норм ГК РФ о праве на фирменное наименование упоминается в связи с его принадлежностью к числу исключительных прав13. Так, согласно ст. 138 ГК РФ, раскрывающей понятие интеллектуальной собственности, фирменное наименование выступает в качестве составной части последней со всеми вытекающими отсюда последствиями. В соответствии со ст. 132 ГК РФ право на фирменное наименование входит, наряду с другими средствами индивидуализации предприятия, в состав предприятия как единого имущественного комплекса. Можно предполагать, что указанные выше положения найдут соответствующее развитие во второй части ГК РФ в разделе, посвященном исключительным правам.

Наряду с ГК РФ отдельные нормативные правила о фирменных наименованиях содержатся в ряде других законодательных актов. Так, Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» рассматривает использование чужого фирменного наименования в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции, которая запрещена законом (ст.10). Закон РФ «О защите прав потребителей»14 обязывает все торговые предприятия, предприятия бытового и иных видов обслуживания иметь вывеску с указанием фирменного наименования, если оно имеется (ст. 7). Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» не допускает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих известные на территории РФ фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам (п. 2 ст. 7) и т. д.

Информация о работе Юридические лица, как субъекты права