Юридические лица: понятие, признаки и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:09, реферат

Описание работы

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Содержание работы

1. Юридические лица: понятие, признаки и виды………………………………………3
2. Судебная система………………………………………………………………………12
3. Задача……………………………………………………………………………………21
4. Список литературы…………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТОС.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

     Некоммерческой  организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль  между участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

     Некоммерческие  организации могут создаваться  для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных  и управленческих целей, в целях  охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов  граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической  помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

     Гражданский Кодекс (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что указанная деятельность служит достижению целей, ради которых она создана и которым соответствует. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

     Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выявить  все разновидности юридических  лиц, определить (выделить) правовой статус конкретных их групп и провести разграничение  организаций с неодинаковыми  типами правосубъектности, предусмотреть  их организационно-правовые формы и  тем самым исключить возможность  создания не закрепленных законом организаций. При этом в юридической литературе высказываются сомнения относительно того, насколько оправданно получившее легальное закрепление деление  юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с  точки зрения как последовательности его проведения, так и связанных  с ним практических последствий. Одни коммерческие организации наделяются общей правоспособностью, другие - специальной; банкротом может быть признана не только коммерческая организация (кроме  казенных предприятий), но и некоммерческая (потребительский кооператив или  фонд); одни кооперативы (производственные) относятся к коммерческим организациям, другие (потребительские) - к некоммерческим, хотя потребительские общества активно занимаются предпринимательской деятельностью.

     Вместе  с тем следует признать, что  такое деление юридических лиц  является принципиальным шагом, имеющим  первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений.

     В пункте 2 ст. 50 ГК содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним относятся:

     1) хозяйственное товарищество:

     а) полное товарищество (ст. 69 ГК);

     б) товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст. 82 ГК);

     2) хозяйственное общество:

     а) общество с ограниченной ответственностью (ст. 87 ГК, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");

     б) общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК);

     в) акционерное общество (ст. 96 ГК, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах");

     3) производственный кооператив (артель) (п. 1 ст. 107 ГК, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральный закон от 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации");

     4) государственное (муниципальное) унитарное предприятие (ст. 113 ГК, Федеральный закон 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

     Перечень  некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. Однако, как верно отмечается в юридической литературе, не ограничив перечень форм некоммерческих организаций в Гражданском кодексе, мы тем самым открыли "ящик Пандоры". На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе.

     Основные  виды некоммерческих организаций:

     1) потребительский кооператив (п. 1 ст. 116 ГК, Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан". ст. 110-134 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах");

     2) община малочисленных народов (Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации");

     3) общественное объединение (ст. 117 ГК, ст. 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", ст. 28 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях");

     4) фонд (ст. 118, 119 ГК, ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 10 Федерального закона "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях");

     5) негосударственный пенсионный фонд (ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах");

     6) учреждение (ст. 120, 296-299 ГК, ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 11 Федерального закона "Об общественных объединениях", ст. 12 Закона "Об образовании", ст. 8, 9 Федерального закона 35916 от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ст. 26 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической поддержке", ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле"*, ст. 41-47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1, ст. 12-14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, ст. 24 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения");

     7) объединение юридических лиц (ассоциация или союз) (ст. 121 ГК, ст. 11, 12 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 142 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической поддержке", ст. 28 Федерального закона "О рекламе"; ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ст. 1 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", ст. 36.26 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", ст. 57-59 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", ст. 20 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности");

     8) объединение работодателей (Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей");

     9) некоммерческое товарищество (ст. 291 ГК, ст. 135-153 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");

     10) некоммерческое партнерство (ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 4 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ст. 24-28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, ст. 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", ст. 33 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 36.26 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", ст. 21-22 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), ст. 22 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации");

     11) автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 23 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", ст. 11.1 Закона "Об образовании");

     12) государственная некоммерческая корпорация (ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации");

     13) товарная биржа (ст. 2 Закона от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле"). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Судебная система.

     Под судебной системой принято понимать совокупность всех действующих в  Российской Федерации судов, построенную  в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.Основы, сложившиеся в  Российской Федерации судебной системы  изложены в гл. 7 Конституции РФ –  «Судебная власть». Именно в этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и  структура судебной системы как  основополагающего института государственного устройства Российской Федерации –  Федеральный конституционный закон  от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Судебная система построена с учетом федерального и административно-территориального устройства государства.

     Единство  судебной системы РФ обеспечивается путем:

  • Установления судебной системы Российской Федерации высшим законодательным актом страны – Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом «О судебной системе Российской Федерации». Закрепление в Конституции РФ и названном Федеральном конституционном законе системы высших судов Российской Федерации придает необходимую стабильность ныне существующей системе судов;
  • Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • Применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • Признания обязательности на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • Законодательного закрепления единства статуса судей;
  • Финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

     В Российской Федерации действуют (ч. 2 ст. 4 Закон «О судебной системе  Российской Федерации):

    1. Федеральные суды,
    2. Конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Информация о работе Юридические лица: понятие, признаки и виды