Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:50, реферат

Описание работы

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и признаки юридического лица……………….3
2. Правосубъектность юридического лица………………..6
3. Виды юридических лиц………………………………….11
4. Возникновение юридических лиц……………………….21
5. Прекращение деятельности юридического лица………23
Задания к курсовой работе…………………………………31
Список литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

юрид.лица.docx

— 68.19 Кб (Скачать файл)

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: На праве хозяйственного ведения – «Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом местного самоуправления».[56] На праве оперативного управления – «Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации».[57]

Некоммерческие  организации (общественные и религиозные  объединения, организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные  и иные фонды и союзы и др.) – «Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации; учредительный договор, заключенный их членами, и устав утвержденный ими, для ассоциации или союза; решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключать учредительный договор. В случаях предусмотренных законом некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».[58]

«Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом»[59]. Из самого определения видно, что первой общей чертой товариществ и обществ является то, что уставной капитал разделен на доли (вклады), и именно эта общая черта отличает их от других коммерческих организаций. Второй общей чертой можно назвать: «Имущество созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности».[60] Следовательно, участники утрачивают право собственности на свое имущество, переданное обществу либо товариществу в качестве вклада. Утрачивая право собственности на имущество, участники приобретают определенные права, такие как: участие в управлении делами товарищества или общества (за некоторыми исключениями (ограничениями), получать информацию о деятельности товарищества или общества, знакомиться с их бухгалтерскими книгами и иной документацией (в установленном порядке), принимать участие в распределении прибыли, получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчета с кредиторами либо, его стоимость, и др.) и обязанности (такие как – вносить вклады в порядке и размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами, не разглашать конфиденциальную информацию и др.). Третьей, общей чертой можно назвать то обстоятельство, что как хозяйственные товарищества, так и общества «могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ»,[61] за исключением случаев предусмотренных законодательством. Поскольку вкладом в имущество, как хозяйственного товарищества, так и общества «могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку»[62] то это обстоятельство является четвертой общей чертой между обществами и товариществами.

Теперь рассмотрим различные  общества и товарищества в отношении  их участия (личного или имущественного) в делах предприятия, т.е. определим  первое и я думаю наиболее важное их различие. Итак, особенностью товарищества является необходимость личного участия его члена - «товарища» в деятельности предприятия (организации) или иначе «объединение лиц». Определим более конкретно с этой точки зрения различные товарищества.

Так, «Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным  между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью  от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом».[63] Что касается товарищества на вере (коммандитного товарищества), то таким «признается товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности».[64]

Хозяйственные общества могут  создаваться в различных формах (акционерного общества, общества с  ограниченной или дополнительной ответственностью). Их особенностью является отсутствие необходимости личного участия в делах предприятия, а на первое место выходит имущественное участие, или иначе «объединение капиталов». «Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов».[65] Участники общества с дополнительной ответственностью «солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов определяемом учредительными документами общества».[66] «Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций».[67] Поскольку мы ищем сходства и различия между разного рода товариществами и обществами то, на мой взгляд, нельзя обойти вниманием такое обстоятельство как возможность участника предприятия (организации) одновременно участвовать в деятельности других подобного рода предприятий (организаций). В отношении товариществ в Гражданском законодательстве волне ясно определено: «Лицо может быть участником только одного полного товарищества»,[68] и «Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере».[69] По этому участниками товариществ могут быть - «индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации»[70]. Что касается хозяйственных обществ, то поскольку здесь личное управление учредителей делами не требуется (но и не исключается), возникает возможность одновременного участия в нескольких обществах. Следовательно, здесь «участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, могут быть любые граждане и юридические лица»,[71] за некоторыми определенными законом исключениями (например–государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, из государственных органов могут быть участниками только фонды государственного и муниципального имущества; финансируемые собственником учреждения некоммерческого характера могут быть участниками, только с разрешения собственника, если иное не установлено законом, и т.п.). Участие некоторых категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (за исключением открытого акционерного общества) запрещается или ограничивается законом (напр. должностные лица государственных и муниципальных органов).

Еще на один момент хочется  обратить внимание, дополнительный капитал  привлекается обществами и товариществами в результате выпуска различных  видов ценных бумаг: полные товарищества вправе выпускать векселя; товарищества на вере и общества – векселя  и облигации; акционерные общества – акции.

Следующее различие явно просматривается  в характере управления товариществами и обществами. Так, «управление деятельностью  полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным  договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение  принимается большинством голосов  участников…..его участникам для  совершения каждой сделки требуется  согласие всех участников. Если ведение  дел товарищества поручается его  участниками одному или некоторым  из них, остальные участники для  совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено  ведение дел товарищества».[72] Аналогично осуществляется управление и ведение дел в товариществе на вере, за исключением того что «вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества». [73] «Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный) осуществляющий текущее руководство его деятельностью…».[74] Аналогично происходит управление и ведение дел в обществе с дополнительной ответственностью. «Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров…Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров».[75]

Некоторые различия между  обществами и товариществами усматриваются  и в определении фирменного наименования. Об этом четко говорится в Гражданском  Кодексе РФ.

4. Возникновение  юридических лиц

Итак, в зависимости от характера участия государственных  органов в создании той или  иной организации (предприятия) традиционно  выделяются четыре основных способа  возникновения юридических лиц.

Распорядительный  способ (существовавший до недавнего времени в СССР, именно этим способом возникало большинство государственных предприятий и учреждений) заключается в том, что юридическое лицо возникает на основе распоряжения учредителя, без специальной государственной регистрации. В настоящее время такой способ организации юридических лиц невозможен, поскольку статья 51 Гражданского Кодекса РФ гласит: «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления… Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации».[76]

Еще один способ – явочный. Его суть заключается в том, что специальной государственной регистрации, здесь не требуется, а юридическое лицо создается в следствие волеизъявления учредителей (в России такой способ не применяется поскольку статья 51 Гражданского Кодекса запрещает образование юридического лица без специальной регистрации)

Следующим можно назвать разрешительный способ образования юридического лица, при котором на создание юридического лица требуется разрешение компетентного органа (в СССР таким способом создавались кооперативные организации, и не редко соответствующего разрешения не давалось, по причине нецелесообразности). В действующем законодательстве, а именно в Гражданском кодексе этот момент специально оговаривается: «Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается».[77] Но, тем не менее, такой способ в настоящее время действует. Например, «Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России…. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность»,[78] или «Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью…»[79] Юридические лица не получившие лицензию на осуществление страховой деятельности «…не вправе заниматься страховой деятельностью».[80] Или, в случаях предусмотренных законом, (а именно: п.1 ст.17 Ф.З. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»), «государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из государственного реестра юридических лиц коммерческих организаций осуществляется регулирующим органом только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Государственная регистрация  коммерческих организаций и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия федерального антимонопольного органа, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в  пределах его компетенции). Должностные  лица, зарегистрировавшие коммерческие организации или их объединения (союзы или ассоциации) без согласия федерального антимонопольного органа (территориального органа) в случаях  предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, несут административную ответственность…».[81]

И последний, нормативно-явочный способ, который не предполагает согласия третьих лиц, включая государственные органы. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации (предприятия) и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего юридическое лицо обязательно регистрируется.

5. Прекращение  деятельности юридических лиц.

Прекращение деятельности юридического лица может произойти вследствие ликвидации, либо реорганизации.

Ликвидации  юридического лица - «…влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам».[82] Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной. Добровольно «Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано».[83]

Принудительно юридическое  лицо ликвидируется по решению суда, вследствие признания судом недействительной регистрации юридического лица в  связи с допущенными при его  создании нарушениями закона и иных правовых актов, если эти нарушения  носят неустранимый характер а также  в случаях: «осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или  грубыми нарушениями закона или  иных правовых актов, либо при систематическом  осуществлении общественной или  религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности противоречащей его уставным целями».[84] Для принудительной ликвидации юридического лица необходимы веские основания.

Для некоторых юридических  лиц законом предусмотрены дополнительные основания ликвидации. Так, «юридическое лицо являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признанным несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию».[85] Хозяйственные общества и унитарные предприятия могут быть ликвидированы так же в случае уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала.

Теперь рассмотрим порядок  ликвидации юридического лица (он достаточно четко определен законом), который  включает в себя несколько этапов. В первую очередь «учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие  решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с  органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, ликвидационною комиссию (ликвидатора)»[86] и определяют порядок и сроки ликвидации. На следующем этапе «ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица».[87] Третьим этапом можно назвать оценку состава кредиторской задолженности, составление комиссией промежуточного ликвидационного баланса «который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц».[88] На четвертом этапе ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, с момента его утверждения. Очередность выплат закон предусматривает такую: «в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди».[89]В случае если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно то «оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению».[90] Выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Следующим, пятым этапом можно назвать составление окончательного ликвидационного баланса который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В случае если после удовлетворения требований кредиторов, осталось какое либо имущество, то оно передается учредителям (участникам) имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (если иное нигде не предусмотрено). Итак, «ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц».[91]

Информация о работе Юридические лица