Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:36, реферат
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Введение 2
1. Понятие юридического лица 4
2. Виды юридических лиц и их классификация 6
Хозяйственные товарищества и общества 8
Производственные кооперативы 13
Государственные и муниципальные предприятия 16
Некоммерческие организации 18
3. Образование (создание) юридического лица 20
4. Правосубъектность юридического лица 28
5. Ликвидация юридических лиц 34
5.1Понятие и основания ликвидации юридических лиц 34
5.2Порядок ликвидации юридических лиц 36
Заключение 39
Список использованной литературы и источников. 42
Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:
К добровольной ликвидации мы относим:
а) решение участников
либо органа юридического лица, уполномоченного
на то учредительными документами, в
случаях, предусмотренных в учредительны
1. Гражданское право: Учебник./ Под ред. Цыбуленко З.И. – М.: Юристь, 2002 г
б) по достижении цели, ради которой организация создана;
в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения нельзя устранить.
К принудительной ликвидации относятся:
а) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом;
б) другое грубое нарушение действующего законодательства;
в) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям (п.2 ст.61 ГК);
г) решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора.1
5.2Порядок ликвидации юридических лиц
Участники юридического лица или его орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны немедленно и в письменной форме сообщить об этом органу, зарегистрировавшему его, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации (п.2 ст.62 ГК). Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, зарегистрировавшем его, назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С этого момента ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ее основная цель – завершить все юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими лицами.2
Чтобы выявить эти связи ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами (которые не могут быть менее двух месяцев с момента такого объявления). Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия обязана сама принять меры к выявлению кредиторов, письменно их уведомить о ликвидации; выявить должников ликвидируемой организации и получить с них долг.
По истечению срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, назначением которого является предварительное определение соотношение имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации.
1. Гражданское право, часть 1: Учебник. / Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. – М.: Проспект, 2008 г.
2.Сабаков С.К. Ликвидация юридических лиц. – Н.Новгород, Экономика и жизнь, 2002г.
Он должен содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или его органом с согласованию с органом, зарегистрировавшем эту организацию.3
Учитывая возможность того, что и после распродажи имущества ликвидируемого юридического лица у него не хватит денег, чтобы расплатиться по всем его долгам, п.1 ст.64 ГК предусмотрел очередность погашения требования кредиторов (которую не следует смешивать с очередностью реализации имущества должника). Она аналогична той очередности, которая предусмотрена в п.3 ст.25 ГК, регулирующем порядок выплаты долгов кредиторам индивидуального предпринимателя, призванного по решению суда банкротом, со следующими особенностями: для осуществления процедуры выплаты долгов юридического лица в определенной очередности не требуется решение суда о признании его банкротом; в отношении имущества юридических лиц, в отличие от имущества граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки “…на которое может быть обращено взыскание”, т.е. в таких случаях может быть обращено на все закрепленное за юридическим лицом имущество.
Требования кредиторов,
заявленные после истечения срока,
установленного ликвидационной комиссии,
удовлетворяется из имущества юридического
лица, оставшегося после удовлетворен
На основании вышеизложенного можно составить краткую схему о порядке ликвидации юридических лиц:
С этого момента деятельность юридического лица считается прекращенной.
3.Гражданское право: Учебник./ Под ред. Цыбуленко З.И. – М.: Юристь, 2002 г.
Заключение.
На всех этапах развития
экономики основным звеном являлось
предприятие. Именно на предприятии
осуществляется производство продукции, происходит непосредственная
связь работника со средствами производства.
Под самостоятельным промышленным предприятием
понимается производственная единица,
обладающая производственно-техническим
единством, организационно-
В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Основная цель предпринимательства — получение прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, следует согласиться с тем, что бизнес — это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все большую прибыль, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем, развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства.
Приступая к созданию предприятия, любой предприниматель или группа предпринимателей должны иметь перед собою четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на свою продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе — предпринимательском бизнес-плане.
Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников. Надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах — официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.
Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде всего они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные предприятия не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через семь—десять лет. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Процесс ожидания скорой отдачи средств начисто лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не товары.
В противоположность крупным компаниям малые фирмы действуют по принципу ориентации на нужды. Им жизненно необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего нового является, как правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах.
Малые фирмы умеют мыслить перспективно. У них относительно невысоки издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции.
Общеизвестна гибкость, присущая малым фирмам. При неудаче в одной сфере деятельности они умеют быстро переключаться на другую, более эффективную. Кроме того, малые фирмы, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т. е. осуществляют множественный конкурентный подход.
Наконец, малые фирмы умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. На крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие.
В конце работы хочу заметить, что институт юридического лица, в нашей стране требует более тщательного внимания со стороны законодательных органов, и меньшего внимания со стороны исполнительных.
Список использованной литературы и источников.
Нормативно - правовые и другие официальные документы:
Специальная литература:
1 См. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, Части первой/ Отв. ред. О.Н.Садиков. - М.:2008
2 См. Гражданский Кодекс Российской Федерации, Ст. 209,
3 Там же, Ст. 294,
4 Там же, Ст. 296,
5 Там же, Ст. 56,
6 См. ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12.01.1996 г № 10-ФЗ, ст. 8 п. 1// СЗ РФ. 1996. № 3. С. 148
7 См. ФЗ “Об общественных объединениях” от 19.05.1995 г. (с изменениями от 17.05.1997 г.) № 82-ФЗ, ст. 3 абз. 4// СЗ РФ. 1995. № 21. С. 1930. 1997. № 20. С. 2231
8 См. ФЗ “О свободе совести м о религиозных объединениях” от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ ст. 6 п. 1// Российская газета. 1997. 1 октября