Классификация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 23:45, контрольная работа

Описание работы

Классификация юридических лиц обеспечивает посредством различных критериев ясную видимость конструкции, саму сущность, разновидность по своему содержанию юридических лиц, т.е. с помощью оснований классификации юридических лиц мы можем определить права учредителей (участников) в отношении юридического лица или их имущества; цели деятельности (коммерческие и некоммерческие организации); формы собственности (публичная и частная); объем вещных прав организации, данный критерий классификации, на мой взгляд, в юридико-техническом плане имеет огромное значение, поскольку необходимость оформления коллективных интересов, актуальная для законодательства о корпорациях, может не приниматься в расчет при конструировании норм об учреждении.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....2
1. Понятие юридического лица……………………………………………………2
2. Классификация юридических лиц……………………………………………...4
3. Проблемы классификации юридических лиц………………………………....9
Заключение………………………………………………………………………...12
Список использованной литературы…………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Контрольная Юрид. лица.docx

— 31.83 Кб (Скачать файл)

Классификация юридических  лиц обеспечивает посредством различных критериев ясную видимость конструкции, саму сущность, разновидность по своему содержанию юридических лиц, т.е. с помощью оснований классификации юридических лиц мы можем определить права учредителей (участников) в отношении юридического лица или их имущества; цели деятельности (коммерческие и некоммерческие организации); формы собственности (публичная и частная); объем вещных прав организации, данный критерий классификации, на мой взгляд, в юридико-техническом плане имеет огромное значение, поскольку необходимость оформления коллективных интересов, актуальная для законодательства о корпорациях, может не приниматься в расчет при конструировании норм об учреждении.

Таким образом, классификация  юридических лиц имеет очень  большое значение, тем более, если эта классификация вытекает из текста самого закона, поскольку она устраняет  сумятицу, путаницу различного по своему содержанию (составу, целями, документами) организаций. Тем самым классификация  придает определенную стабильность, эффективность, схематичность гражданскому обороту в интересах граждан, самих юридических лиц и для государства в целом.

3. Проблемы классификации  юридических лиц

Как уже отмечалось выше, виды и формы юридических лиц, критерии их классификации обуславливаются  той правовой системой, которая имеет  место быть в данном государстве.

Так, характерным для стран  с системой общего права является такой вид юридического лица, как  траст. Потому нормы о юридических  лицах, принимаемы без учета особенностей романо-германской семьи правовых систем, к которой относится правовая система России, являются неудачными. К примеру, попытки заимствования  института траста были предприняты  в 1993 г. в соответствии с п. 9 Указа  Президента России «О доверительной  собственности (трасте)». При учреждении имущество и все связанные  с ним имущественные и личные неимущественные права, принадлежащие  учредителю траста, в качестве которого выступало государство, переходило к доверительному собственнику, права  которого не были ограничены. В такой  ситуации данная организационно-правовая форма давала большие возможности  для присвоения государственной  собственности.

Государство оказывает влияние  на природу юридического  лица, формы его выражения вовне, это обусловлено не только тем, что государство является собственником значительной части имуществ, но и то, что государство - орган управления и регулирования рыночного хозяйства.

В настоящее время разрабатывается  концепция развития законодательства о юридических лицах, представляющая собой составную часть общего Проекта Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. Указанную Концепцию готовит  Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации по поручению Совета при  Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию  гражданского законодательства по исполнению положений Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 "О  совершенствовании Гражданского кодекса  Российской Федерации"

К особенностям Проекта Концепции  развития законодательства о юридических  лицах необходимо отнести то, что  основное внимание уделено не только положениям ГК РФ, но и немалому количеству федеральных законов о статусе  юридических лиц, то есть Проект предполагает существенное реформирование содержания указанных нормативных актов  в этой части.

Изменения и преобразования, которые намечены, направлены прежде всего на усиление роли Гражданского кодекса РФ в сфере регулирования  статуса юридических лиц, в частности, некоммерческих организаций. Изменения  коснутся и приведения в единую согласованную  систему федеральных законов  о статусе юридических лиц, как  путем отмены устаревших и неэффективных  законодательных актов, так и  ряда других способов, например, их консолидации.

В частности, предполагается сократить число организационно-правовых форм некоммерческих организаций, а  также изменить нормативно-правовую базу, регулирующую их гражданско-правовой статус, таким образом, чтобы она  исчерпывалась нормами Гражданского кодекса.

Таким образом, Концепцией развития законодательства о юридических  лицах не предполагается принципиально  иного или коренного пересмотра общих норм ГК РФ в этой области, являющихся основополагающими. Скорее наоборот, она исходит из того, что  для дальнейшего последовательного  развития закрепленных в них идей и положений, является целесообразным необходимость их реализации как  в Гражданском кодексе, так и  в нормах федеральных законов, а  также, с учетом современного отечественного и зарубежного опыта, их соответствующего обновления.

С учетом положений указанной  Концепции создан Проект изменений  в ГК РФ. Изменения предполагают коснуться как общих положений  Гражданского кодекса РФ о юридических  лицах, так и норм, касающихся отдельных  видов, организационно-правовых форм юридических  лиц.

Среди норм, касающихся общих  положений ГК РФ о юридических  лицах, необходимо отметить следующие.

Так, Проект содержит положение  о том, что юридические лица, наряду с физическими лица, будут обладать гражданскими правами и нести  гражданские обязанности. Таким  образом, российское право идет по пути признания сущности юридического лица как реального субъекта со свойствами юридической личности.

Предполагается юридическим  лицам в качестве учредительного документа иметь только устав, который, предположительно, будет типовым, утверждаемым в порядке, установленном ГК РФ.

В случае необходимости получения  членства в саморегулируемой организации  юридическим лицом для получения  права осуществлять определенную деятельность, указанное право возникнет с  момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию, прекращаться право будет при прекращении  действия членства в саморегулируемой организации.

 

Заключение

Классификация юридических  лиц, по мнению некоторых авторов, представляет собой объективно необходимый  процесс группировки юридического лица как объекта исследования, отражающий функциональное назначение этой правовой категории в законодательстве и ее историческое, эволюционное развитие (узкое значение термина «классификация юридических лиц»). Широкое значение термина «классификация юридических лиц» представляет собой классификационную систему юридических лиц как систему соподчинения классификационных групп юридических лиц по уровням.

Классификация юридических лиц имеет важное значение: во-первых, она дает исчерпывающее  представление обо всех  разновидностях юридических лиц, будучи закрепленной законом, она исключает возможность  появления каких-либо организаций, не входящих в какое-либо подразделение  данной классификации; во-вторых, препятствует появлению организаций сомнительного  характера, не включенных в установленный  законом исчерпывающий перечень видов юридических лиц, создаваемых  в определенной форме; в-третьих, классификация  предоставляет возможность четко  определить правовой статус той или  иной организации и исключает  «смешение различных по своей  юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности».

 

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая
  2. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., 2005.
  3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой /Отв. редактор О. Н. Садиков. -М., 2005.
  4. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник /Под редакцией Е. А. Суханова. - М., 2003
  5. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник /Под редакцией Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. - М., 2005.
  6. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая /Под редакцией О. Н. Садикова. - М., 2006.
  7. Гражданское и торговое право капиталистических стран. Учебник. - М., 1992.
  8. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Учебник. - М., 1993.
  9. Гражданский процесс: Учебник/ Под ред. В.А.Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М.Чечота. –М.: 2000.
  10. Гражданский процесс: Учебник /Отв. ред. В.В.Ярков.-М.: 1999.
  11. Гражданское процессуальное право России: Учебник/ Под ред. М.С.Шакарян. –М.: 1999.

 

1 Гражданское право Рос. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юрид. лит., 1996.

 


Информация о работе Классификация юридических лиц