Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:12, курсовая работа
В настоящей работе мы проанализируем и систематизируем основные права и свободы человека и гражданина по конституциям зарубежных стран. Необходимо отметить, что эти основные права и свободы - следствие долгого процесса гуманистического развития общества, их начало было заложено еще древнегреческими мыслителями. Также хочу отметить огромную важность этих прав и свобод человека ,закрепленных в конституциях всех развитых стран. Их защита -это обязанность государства, любая попытка ущемления этих прав и свобод должна быть пресечена в любом месте мира, в любом обществе.
Введение 3
Глава 1.Общий обзор основных прав и свобод человека и гражданина 5
Глава 2.Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
2.1.Основные права и свободы в конституциях демократических и социалистических государств 9
2.2.Развитие и закрепление основных прав и свобод в конституциях Испании и Китая 14
2.3.Обязанности как неотъемлемая часть прав и свобод человека и гражданина 18
Заключение 20
Литература 24
б) Конституция направлена на создание
динамичной экономической системы;
в) в Конституции расширены и гарантированы
основные права граждан;
г) Конституция направлена на повышение
эффективности и уровня демократии в деятельности
государственных органов.
Поправки 1988 г
1) - дополнения о частном хозяйстве. В Конституции было закреплено, что государство разрешает существование и развитие частного хозяйства. Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства контролирует его и управляет им.
2) – дополнение о передаче права пользования землей. Была разрешена передача права пользования землей согласно предписаниям закона.
Поправки 1993 г
1. были пересмотрены основные задачи государства в преамбуле. Добавлены фразы: «Китай находится на начальной стадии социализма», «на основе теории строительства социализма с китайской спецификой», «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК будет долгое время существовать и развиваться». Кроме того, теперь в преамбуле говорится об «отстаивании политики реформ и открытости». Заменены фразы: «высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое государство» на «строить богатое, демократическое, цивилизованное социалистическое государство».
2. были внесены изменения, касающиеся государственных предприятий. Поправки к статьям 7, 16 и 42 Конституции изменили положение государственного предприятия. Было определено, что государство только владеет правом собственности на предприятия, но предприятия государственной собственности самостоятельно осуществляют демократическое управление согласно закону и принимают всю ответственность на себя. Это создало правовую основу изменения механизма хозяйствования крупных и средних государственных предприятий и успешного регулирования рынка.
3. были пересмотрены положения об экономической системе: а) определение места социалистической рыночной экономики («государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику» - ст.7); б) определение места и роли государства в экономической жизни, т.е. установлением перехода от бывшего планового управления к общему регулированию и контролю путем создания законодательства и юридических гарантий; в) предоставление предприятиям права на самостоятельное хозяйствование.
4. были пересмотрены положения, касающиеся собраний народных представителей. Был увеличен срок пребывания в должности уездного народного представителя2 с 3 до 5 лет.
Поправки 1999 г.
1) Замена в преамбуле: слова «согласно теории строительства социализма с китайской спецификой» были заменены словами «по пути строительства социализма с китайской спецификой», «наша страна находится на начальной стадии социализма» заменено на «наша страна будет в течение долгого времени находиться на начальной стадии социализма».
2) Дополнены фразы: «Китайская Народная Республика управляется согласно закону и строит социалистическое правовое государство», «на начальной стадии социализма государство создает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует, и другие формы собственности развиваются совместно, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения» (ст.6).
3) Изменено: ст. 8, которая теперь изложена в следующей редакции: «Сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд». В ст. 11 Конституции добавлено положение о том, что «необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, является важной составляющей социалистической рыночной экономики», и, соответственно, отменено положение об индивидуальных хозяйствах как «дополнении к социалистическому общественному хозяйству». Остальные положения данной статьи о роли государства изложены в следующей редакции: «Государство охраняет законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств»7.
Значение данных поправок Конституции состоит в том, что на конституционном уровне было определено значение теории Дэн Сяопина, создана четкая конституционная основа создания правового государства и начального периода строительства социализма, усилена роль Конституции в процессе создания правового государства, разрешено противоречие между статьями Конституции и реальной жизнью общества, созданы благоприятные условия для углубления реформы.8
Обязанности выступают оборотной стороной прав и свобод. «В основе права,— писал Гегель,— лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом». Отсюда ограничение собственной свободы, отсюда осознание необходимости адекватной поведенческой реакции. Обязанность — это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.9
Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь — обязанность «не убей», право собственности — обязанность «не укради») и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
Отражены обязанности и в международных актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».
Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т.д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).10
Для любого государства и нации вопрос прав человека - это прежде всего право на существование, а развитие - основа гарантии и защиты прав человека.
Экономические, социальные и культурные права и свободы – это права, признаваемые за человеком как за членом гражданского общества, большинство из которых гарантируются государством. Экономические права – это это возможности человека по обеспечению и развитию своего материального благосостояния. Социальные права – это права на содействие в обеспечении достойных условий материального и физиологического существования. Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. Данная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. Однако, защита этих прав весьма затруднительна. Конституционное закрепление таких прав не является основанием для возбуждения дела. В основном, во многих странах существуют законы, которые закрепляют многие социально-экономические права юридически. Например, в России – Закон о пенсии, Закон об образовании, Закон об охране окружающей среды и др. Таким образом, экономические, социальные и культурные конституционные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому стремится государство в своей политике. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). В целях защиты таких прав государствах существуют специальные органы защиты прав человека. Помимо экономических, социальных и культурных прав и свобод в данной работе рассматриваются также и конституционные обязанности человека и гражданина. Закрепление в конституциях обязанностей необходимо для успешного осуществления данной группы прав. В основном обязанности людей классические – защита Отечества, соблюдение законов страны, уплата налогов, беречь природу, но, существуют и специфические обязанности граждан – обязанность трудиться, получить образование и др. Правовое регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в разных государствах неодинаково.11
После образования КНР правительство
страны неизменно рассматривают
решение проблемы питания и одежды
населения как свою первостепенную
задачу, прилагая неустанные усилия
в этом направлении. С 1979 г. в Китае избран
курс, центральным звеном которого является
экономическое строительство. Этот курс
ориентирует на реформы и открытость внешнему
миру, что дало значительный импульс развитию
общественных производительных сил. К
концу 80-х годов в стране решена проблема
питания и обеспечения населения предметами
первой необходимости, таким образом получил
свое решение и вопрос права на существование.
В настоящее время Китай с полной уверенностью
проводит реформы и открытость во всех
областях, развивает народное хозяйство,
добиваясь при этом роста благосостояния
всего народа от уровня удовлетворения
самых насущных потребностей до среднего
достатка.
Китай активно участвует в международной
деятельности по защите прав человека,
на сегодня он последовательно ратифицировал
и присоединился к 17 международным конвенциям
по правам человека. Китайское правительство
серьезно относится к выполнению обязательств,
предусмотренных конвенциями, к которым
оно присоединилось. Законодательными,
юридическими и административными мерами
оно обеспечивает строгое соблюдение
положений данных конвенций в Китае, своевременно
представляет контрольно-исполнительным
органам данных конвенций доклады об их
исполнении. В 1997 г. китайское правительство
подписало Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, в октябре
1998 г. - Международный пакт о гражданских
и политических правах. В апреле 1999 г. в
Китае опубликована Белая книга
Таким образом,
конституции обеих стран
Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого, делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.12
По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его демократизации сущность конституций начинает меняться. В них всё более явно стали находить отражение интересы различных слоёв общества. Конституции всё больше стали служить целям достижения социального мира. Но всё же при принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степени учитываются интересы той части общества, которая занимает в нём лидирующее положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его часть. Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в обществе на момент её принятия
В идеале конституция в современном демократическом ее понимании должна выражать интересы не только и не столько государства, сколько гражданского общества в целом. На этом фоне смысловой центр конституционного права, его базовые оценочные категории должны все более смещаться от обезличенного государства (что характерно при авторитарных режимов) к человеку, его потребностям и интересам, к универсальным общечеловеческим ценностям
Сегодня мы являемся свидетелями того, как исторически меняется сущность и понимание конституции. Если в эпоху "классического капитализма" она выражала прежде всего "действительное соотношение сил в классовой борьбе", то в современном постиндустриальном мире и в странах, на него ориентирующихся, конституция стала все более отражать поиск консенсуса всех социальных слоев. В конкретных странах, находящихся на различных экономических и социальных уровнях развития и с разным составом классов и национальной спецификой, этот идеал конституции еще весьма далек от реализации.
Глобализация и сходность
1.Законодательные акты о гражданстве. Т. 1-4. М., 1993.
2.Защита прав и свобод человека в современном мире. М., 1993.
3.Абашидзе А.Л. Защита прав
меньшинств по международному
и внутригосударственному
4.Авраменко С.А. Новая конституция Швейцарской конфедерации // Государство и право. 2001. № 7.
5.Боботов С.В.
6.Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие. М., 1998.
7.Дубровин В. Н.Конституции зарубежных стран: сборник. Юрлитинформ: 2006
8.Дмитриев Ю.А., Черетных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека // Государство и право. 1997. №8.
9.Жидков О.А. Конституция и законодательная система. М., 1993.
10.Лазарев В.В.
11.Люшер Ф. Конституционная
12.Мишин А.А.. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.:2007
13.Международные пакты о
14.Новенко В.А.
15.Овсепян Ж.И. Акты органов судебного (квазисудебного) конституционного контроля (на материалах Австрии, Италии, Испании, Франции, ФРГ) // Государство и право. 1994. № 4.