Классификация прав и свобод человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Следовательно, основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.
Признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права свойственны и конституционным правам и свободам. Все права и свободы граждан в различных сферах жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции

Содержание работы

1 Введение_____________________________3
2 Понятие прав человека________________ 4
3 Классификация прав и свобод человека ___ 5
4 Заключение___________________________15
5 Список используемой литературы______

Файлы: 1 файл

реферат по кп.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

3.  Право на мирные собрания и публичные манифесты. В РБ это право принадлежит только ее гражданам. В Конституции это право выражено в статье 35. Целью таких действий является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию достоянием общественности. Проведение публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РБ о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. При проведении данных мероприятий, их участники обязаны соблюдать общественный порядок. Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные и должностные лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение возможно лишь только в строго определенных случаях.   

4.Право участвовать  в управлении делами государства. Данное право закреплено в ст.37 Конституции РБ.   А также развивает, содержащуюся в ст.3 Конституции положение о народовластии. Данное право непосредственно вытекает из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.  
 
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.  Существуют две формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.  Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом РБ в порядке, установленном конституционным законом.  Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей. Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого — либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,  Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.   

5.Право избирать и быть избранным. Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 37 ч.2, 3 Конституции РБ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории РБ непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданством РБ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Палаты Представителей — обязательный возрастной ценз составляет 21 год, Совета Республики – 30; для осуществления полномочий Президента РБ обязательно постоянное проживание на территории страны не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).  Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет всего 18 лет и не сопряжено для гражданина ни с какими другим ограничениями.  Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность — т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).  Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола.  

  

7.Право обращений. Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 40 Конституции РБ) является важным средством защиты прав  свобод граждан.  Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр. Действующее законодательство не дает определения понятий «жалоба», «предложение», «заявление». Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения.  Предложение — это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т.д.  Заявление — обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).  Жалоба — обращение гражданина в государственные органы либо органы местного самоуправления  с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.  Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц (петиции).  Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридических лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, — безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся, затрагиваемы в них вопросы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

        

 

 

                      Заключение:

Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы  человека и гражданина, соответствующие  положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система  Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения  прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты.В ней заложен огромный потенциал при реализации которого, Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.Все же те десять лет, которые мы живем с Конституцией РФ, показали, что многие ее положения остались декларативными, требующими конкретизации в законодательных актах. Зачастую получается, что реальная жизнь вступает в противоречие с «буквой закона». Именно в таких случаях, когда возникают так называемые пробелы в праве, требуется обращение к положениям Конституции.Много проблем возникает из-за экономических сложностей в стране – ведь там, где есть проблемы с экономикой, страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека.Кроме этого, много возможностей для конкретизации положений о политических правах граждан - в частности, речь идет о правах на объединение и на свободу мысли и слова. Многопартийная система России требует детального решения этих вопросов.Обновленное гражданское, уголовное, административное, про-цессуальное и другое законодательство значительно расширило правовые гарантии прав и свобод. Однако работа в этом направлении далека от завершения. Многие законы еще не приняты, например, федеральные законы о реализации права на замену военной службы альтернативной гражданской службой; о порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий.При всей значимости правового закрепления гарантий прав и свобод для их воплощения в жизнь требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: экономические, политические и др. Страна, в которой более семидесяти лет нарушались права и свободы человека, гражданина должна пройти долгий и нелегкий путь становлению правового демократического государства.

Список  используемой  литературы :

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с Протоколом №1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом №4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом №7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ от 08.01.2001, №2, ст. 163.

 

  1. Конституция Российской Федерации - Р-н/Д.: Феникс, 2008
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 21.07.2005).
  1. Баглай М.В. Конституционное право РФ, учебник. - М., 2004.

  1. Лукашев Е.А. Права человека. - М.: НОРМА, 2005.

     6) Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник. - М.: Юристъ,

 


Информация о работе Классификация прав и свобод человека