Кодификация советского права 1918 - 1922 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 16:43, реферат

Описание работы

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.
Становление государственных и правовых феноменов рассматривается в данном курсе в определенных пределах - временных и пространственных. Временной предел - с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственной и правовой систем, пространственный - территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени (IX-XX вв.).

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
1. Становление советского конституционного законодательства……………4
1.1 Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года…………….4
1.2 Основные принципы Конституции 1918 г……………………………6
2. Формирование социалистического права…………………………………..10
3. Проблема равноправия граждан………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………...14
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

реферат-кодификация советского права.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Указанные взгляды большевиков на право и его роль были сформулированы на основе обобщения исторического опыта европейских буржуазных революций и особенно самой радикальной из них Великой Французской революции конца XVIII в. Ведь именно в ходе этой революции наиболее решительно была разрушено и отброшено старое феодальное право, закреплявшее сословную структуру общества и сословные привилегии и ограничения, а также феодальную собственность и феодальные повинности, что, конечно с позиции дворян-собственников феодальных землевладений было величайшей «несправедливостью», а сточки зрения французских крестьян, получивших эту землю из рук революционной якобинской диктатуры, наоборот, величайшей «справедливостью».

Советское право явилось мощным орудием революционного преобразования общества, рычагом реализации основной цели социалистической революции. Ее суть сводилась к тому, чтобы создать социальный строй, который бы обеспечивал всем членам общества возможность удовлетворять свои потребности, имеющимися у общества материальными благами, благами культуры и цивилизации. А потому, в соответствии с социалистической концепцией прав и свобод именно социально-экономические права составляют реальный фундамент политических и личных прав. В самом деле, человеку надо, прежде всего, быть уверенным в том, что он не окажется без средств к существованию, будет иметь работу с оплатой, обеспечивающей достойную жизнь, иметь крышу над головой, гарантированную охрану здоровья, бесплатное образование и т. д. Для того чтобы иметь средства на решение указанных выше социальных проблем большевики считали необходимым превратить основные средства производства в общенародное достояние, то есть национализировать землю и ее недра (добычу полезных ископаемых), банки, крупную промышленность, внешнюю торговлю, железные дороги, торговый флот, средства связи и т. д. Национализация рассматривалась как средство для устранения чрезмерной поляризации общества - концентрации невиданного богатства и роскоши в руках узкого слоя финансово-промышленной элиты и тесно связанной с ней высшей бюрократии и относительного обнищания широких масс трудящихся. Национализация основных средств производства и государственное регулирование экономики призваны были по мысли большевиков, перераспределить доходы от производства от частного паразитического потребления социальных верхов на обеспечение социальных программ в интересах основной массы трудового населения страны.

Реализация столь грандиозной программы была рассчитана на долгосрочную перспективу. Ближайшей задачей являлось конституционно-правовое закрепление становления советского государства.

В первых правовых актах Советской власти -- в обращении II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам», «О полноте власти Советов», в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» -- документе конституционного значения, принятом III Всероссийским съездом Советов, законодательно провозглашалось принципиальное положение, что вся государственная власть целиком и исключительно принадлежит трудящимся города и деревни в лице их полномочных органов -- Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Соответственно за трудящимися закреплялось право избирать и быть избранными в Советы. Основные положения первых декретов Советской власти затем были развиты и конкретизированы в первой Советской Конституции - Конституции РСФСР 1918 года, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.

В Конституции была сформулирована основная задача Советского государства - уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, подавление свергнутых эксплуататоров и установление социалистической организации общества. В Конституции указывалось, что первыми шагами на пути реализации этой задачи являются: национализация (социализация) земли и ее недр, лесов, банков, аннулирование кабальных иностранных займов, переход основных командных высот управления народным хозяйством (в том числе заводов, фабрик и рудников общегосударственного значения, железных дорог, морского и речного транспорта и т. д.) в руки Советской власти. Создание основ социалистической экономики большевики рассматривали как решающий фактор, определявший сущность Советской Конституции. Следовательно, возникавшее советское право, юридической базой которого являлась Конституция РСФСР 1918 г. закрепила смену господствующего класса, каковым теперь стал рабочий класс в союзе с трудящимся крестьянством, что и получило отражение и в системе органов власти, и в порядке их формирования (избирательной системе), и в правовом статусе граждан. Конституция закрепила также важнейший результат любой революции и социалистической в том чис-ле -- передел собственности и изменение ее форм, что нашло отражение во всей системе нового права. Все это означало принципиальный разрыв советского права со старым дореволюционным правом. Этот разрыв справедливо подчеркивался во всей научной и учебной историко-правовой литературе. Однако, при всей революционности нового права оно не могло возникнуть на абсолютно пустом месте, игнорируя многовековую историю права, накопленный человеческой цивилизацией уровень как общей, так и, особенно, правовой юридической культуры, юридической техники.

Основным источником возникавшего советского права являлись законодательные акты, именовавшиеся тогда «декретами» (по аналогии с декретами революционного конвента во времена Великой Французской революции).

Это объяснялось, во-первых, тем, что только путем издания декретов и возможно было проведение в жизнь программы революционного преобразования общественных отношений и формирования основ принципиально нового социалистического строя. Во-вторых, имела место и историческая преемственность. Ведь и дореволюционное российское право относилось к романо-германской («континентальной») правовой семье, где законодательный акт являлся основным источником права.

Важнейшую роль играли законодательные акты Всероссийских съездов Советов, имевшие конституционное значение, такие как декреты «О мире» и «О земле», «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «О федеральных учреждениях Российской Республики». Особенно велика была роль Конституции РСФСР 1918г., закрепившая конституционные принципы построения советского государства, структуру государственного аппарата и порядок его функционирования, правовой статус советских граждан, их права и обязанности. Первая советская Конституция - Конституция РСФСР 1918 г. явилась правовой базой всей формировавшейся системы советского права.

Первые годы после октября 1917 г. декреты, имевшие общегосударственное значение, кроме Всероссийских съездов Советов издавали также ВЦИК, Совнарком и даже народные комиссариаты. Так, к примеру, декрет «О рабочей милиции» от 27 октября (10 ноября) 1917 г. издал НКВД, а «Руководящие начала по уголовному праву» от 12 декабря 1919 г. изданы наркоматом юстиции.

Всероссийское законодательство дополнялось законодательством местных советов. Советы всех уровней составляли единую пирамиду Советов и являлись полновластными органами пролетарской диктатуры на местах, соответственно и их акты имели силу законов на подведомственной территории. Поскольку Всероссийское законодательство не поспевало за ходом жизни и носило фрагментарный характер, то местное законотворчество восполняло пробелы в праве и решало возникавшие на практике неурегулированные всероссийским законодательством вопросы.

Создавая новую советскую систему права, принципиально отличавшуюся от старого буржуазного права, советская власть не могла сохранить в целом всю систему дореволюционного права. Отсюда и необходимость ее слома. Но это вовсе не означает, что отдельные нормы дореволюционного права, особенно те, которые отражали общесоциальные задачи, без решения которых не может существовать никакое человеческое сообщество (не убий, не укради и т. д.), а также нормы технического характера не могут быть использованы и новой властью. Этим и объясняется, что в декрете «О суде» № 1 говорилось о возможности для судов временно, впредь до издания соответствующих советских законов, руководствоваться законами свергнутых правительств, но лишь постольку, поскольку они не противоречили декретам Советской власти, революционной совести и революционному правосознанию, а также программам минимум партий большевиков и левых эсеров (поскольку на момент издания декрета «О суде» №1 советское правительство было двухпартийным). К лету 1918 г. ссылка на законы «свергнутых правительств» были запрещены. Но «революционным правосознанием» как суды, так и органы государственного аппарата руководствовались в случае отсутствия соответствующих законодательных норм на всем протяжении гражданской войны, вплоть до кодификации советского права в первой половине 1920-х гг., когда в основном завершилось формирование системы советского законодательства. Основным ориентиром, определившим параметры революционного правосознания, являлись Конституция РСФСР и декреты Советской власти.

Характерной особенностью законотворческого процесса являлось участие в нем широких масс трудящихся и их общественных организаций. Так в подготовке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичных актов активно участвовали профсоюзы и иные общественные организации и даже представители предпринимателей. В основу декретов «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» были положены проекты, выработанные Общеармейским комитетом при Ставке. Затем эти проекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Декрет «О национализации торгового флота» согласовывался с ЦК Всероссийского союза речников и моряков торгового флота.

Однако столь широкий размах местного правотворчества имел и другую сторону. Многие местные органы Советской власти не всегда правильно понимая лозунг полновластия Советов, проявляли элементы местничества и сепаратизма и издавали акты, которые подчас не только далеко выходили за рамки их компетенции, установленной Конституцией РСФСР 1918 г., но и противоречили актам центральной власти. Это объяснялось как отсутствием опыта функционирования Советского государственного аппарата, который создавался впервые в мире, так и сепаратистскими настроениями многих работников на местах.

Правящей партии большевиков и органам центральной Советской власти приходилось вести упорную борьбу против сепаратизма, за внедрение в работу местных органов Советской власти, и соответственно, в процесс законотворчества принципа демократического централизма. Существенную роль в этом сыграло Постановление Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов «О точном соблюдении Законов», в котором предписывалось всем органам и должностным лицам, а также и гражданам точно и неуклонно соблюдать постановления, положения и распоряжения, издаваемые центральной советской властью. Меры, отступающие от законов центральных органов РСФСР или выходящие за их пределы, допускались лишь в том случае, если они были вызваны экстренными условиями гражданской войны с контрреволюцией. Но в этих случаях требовалось немедленное сообщение о подобных мерах в Совет Народных Комиссаров, с копией для заинтересованных центральных ведомств, с объяснением причин таких действий и лиц, ответственных за принятие подобных мер.

В дальнейшем был упорядочен и процесс нормотворчества в Центральных органах советской власти. Постановлением «О советском строительстве» VIII Всероссийского съезда Советов от 29 декабря 1920 г. устанавливалось, что законодательные акты, имеющие общегосударственное значение, имеют право издавать лишь Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, его Президиум и СНК.

Более точно была разграничена законодательная компетенция ВЦИК и СНК. Декреты, касающиеся установления общих норм политической и экономической жизни, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов, обязательно рассматриваются и утверждаются ВЦИК, причем законопроекты такого рода публикуются и рассылаются местным органам Советской власти для предварительного обсуждения и выявления их мнения не позднее, чем за две недели до обсуждения соответствующего законопроекта и его утверждения ВЦИК. Такой порядок позволял законодателю учитывать мнения и интересы местных органов власти и населения. Совет Народных Комиссаров издавал декреты общегосударственного характера по вопросам не терпящим отлагательства, а также по военным и иностранным делам и делам, влекущим обязательства для РСФСР. Причем Президиуму ВЦИК представлялось право отменять постановления СНК с представлением соответствующего доклада на ближайшей сессии ВЦИК.

Устанавливался более эффективный порядок контроля за законотворческой деятельностью местных органов советской власти. Так, акты местных съездов Советов могли быть отменены лишь вышестоящими съездами, их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом, а постановления местных исполкомов, также и СНК.

Таким образом, уточнялось понятие декрета как источника права, а также разграничивались законодательные акты как источники права общегосударственного и местного уровня. Вместе с тем в связи с фрагментарностью советского законодательства и наличием существенных пробелов в праве роль источника права играло революционное правосознание.

                                         3. Проблема равноправия граждан

Одной из важнейших своих задач Советская власть считала ликвидацию таких пережитков феодально-крепостнических порядков, как сословные и религиозные привилегии и ограничения прав, национальное угнетение и бесправие женщин.

После Февральской революции 1917 г. буржуазное Временное правительство предприняло ряд робких и нерешительных попыток отменить привилегии и ограничения прав по сословным, национальным и религиозным признакам. Так, в «обращении к гражданам» от 7 марта 1917 г. и в постановлении «О свободе совести» от 14 июля 1917 г. провозглашалась отмена национальных и религиозных ограничений. Но эта мера практически осталась на бумаге, поскольку за церковью по-прежнему осталось исполнение государственных функций. В августе 1917 г. министерство юстиции подготовило проект постановления об отмене гражданских чинов и связанных с ними привилегий, но Временное правительство так и не решилось его утвердить. Практически было лишь отменено титулование офицеров и чиновников («ваше благородие» и т. д.). Единственным реальным достижением можно считать разработанное Юридической комиссией положение «О выборах в Учредительное собрание», которое установило всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. По этому «Положению» избирательным правом наделялись и женщины. Правда, в данном случае члены Юридической комиссии последовали той практике, которая уже сложилась в России после Февраля явочным порядком на выборах в Советы рабочих и солдатских депутатов, где женщины-работницы голосовали на равных основаниях с мужчинами. Участие в выборах женщин было закреплено в решениях Всероссийского совещания Советов в апреле 1917 г. С формально-юридической точки зрения именно в указанном «Положении» женщины впервые официально получили право голоса. Таким образом, Россия оказалась первой страной, наделившей женщин избирательным правом. Однако, хотя женщины и получили избирательное право, все другие ограничения в области их гражданских и семейных прав сохранились.

Информация о работе Кодификация советского права 1918 - 1922 гг