Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:25, статья

Описание работы

Коммерческая концессия в российском гражданском праве появилась сравнительно недавно. Договор коммерческой концессии является новеллой в сфере гражданско-правовых отношений. И именно поэтому данный институт хотелось бы изучить более подробно.

Файлы: 1 файл

рецензия концессия.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Ч. 2

Рецензия. Статья «Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве», С. А. Бобков

// Журнал российского права № 10/2002

Подготовила: студентка 3 курса, юрид. ф-та Кузнецова Светлана.

Коммерческая  концессия в российском гражданском праве появилась сравнительно недавно. Договор коммерческой концессии является новеллой в сфере гражданско-правовых отношений. И именно поэтому данный институт хотелось бы изучить более подробно.

Я согласна с автором, что  развитие общественных отношений требует их рассмотрения на законодательном уровне. Конечно, автор справедливо отмечает, что такая тенденция касается и экономических отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности.

 Автор прав, что введение в действие части второй ГК РФ обусловило появление такого нового института, как коммерческая концессия.

Я согласна с автором, что  сам ГК РФ раскрытия понятия «коммерческая  концессия» не дает, он содержит лишь определение  термина «договор коммерческой концессии».

Автор абсолютно прав, что понятие «коммерческая концессия» мы можем понимать в двух значениях: как совокупность общественных отношений и как институт права.

Я полностью солидарна  с С. А. Бобковым, что синонимами термину «коммерческая концессия» являются термины «франшиза» и «франчайзинг».

Однако автор справедливо отмечает, что не следует ставить знак равенства между договором коммерческой концессии и термином «франшиза», который используется в регулировании страховых правоотношений.

Я согласна с автором, что  в российской практике сложилась такая тенденция, что термин «франчайзинг» преимущественно используется для обозначения определенной системы рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» - для раскрытия договорных отношений, сложившихся между конкретными субъектами в сфере регулирования вышеуказанной системы.

Я солидарна с автором, что история зарождения института  «франчайзинга» начинается еще со средних  веков. Своим прародителем данный институт может в полной мере считать Британию, что также справедливо подмечено С. А. Бобковым.

Автор абсолютно верно  отмечает, что в дальнейшем данный институт начинает приобретать все  большую популярность, и элементы этого института уже появляются в США в середине прошлого столетия.

Я полностью согласна с  автором, что правовое регулирование отношений коммерческой концессии очень важно, поскольку данный институт подразумевает под собой высокую экономическую эффективность и играет существенную роль в развитии экономических отношений государства в целом, что также верно подмечено автором.

Отмечая важность существования  данного института, автор в своей  работе указывает абсолютно верный перечень преимуществ реализации бизнеса  в форме франчайзинга.

Я согласна с С. А. Бобковым, что франчайзер, помимо получения прибыли, также имеет дополнительные выгоды, именно поэтому сам правообладатель не прочь поучаствовать в данных отношениях.

Автор прав, что экономическая  эффективность использования института  франчайзинга также подтверждается данными статистики.

Я согласна с автором, что  такой институт имеет место быть в 80 странах мира.

Автор справедливо отмечает одну из точек зрения правоведов, которая  вполне имеет право на существование, о том, что отсутствие законодательного регулирования франчайзинга в некоторых  странах объясняется возможностью управления им через договорное право, которое, в свою очередь, исключает необходимость наличия особых законов и специальных регулирующих структур.

Я согласна с  автором, что в российском праве  в сфере регулирования договора коммерческой концессии, безусловно, главенствующее место занимают нормы, посвященные договору франчайзинга.

Я согласна с  автором, что основное отличие уступки  требования от коммерческой концессии  заключается в следующем: в уступке  требования передача прав осуществляется в том же объеме, в каком они существовали у кредитора, а в коммерческой концессии правообладатель оставляет круг определенных прав только за собой.

Автор прав, что  отличие арендных отношений от отношений  франчайзинга обусловлено тем, что  в рамках договора аренды осуществляется пользование имуществом, а в рамках договора коммерческой концессии – пользование исключительными правами, которые не имеют вещественной природы.

Договор доверительного управления имуществом отличается от договора франчайзинга тем, что доверительный управляющий действует в чужих интересах и за чужой счет, а пользователь в коммерческой концессии осуществляет деятельность в своих интересах и за свой счет, что также справедливо отмечено автором.

Автор прав, что достаточно сложно провести разграничение между  договором коммерческой концессии и лицензионным договором. Сложно, но возможно, и автор находит отличие договора франчайзинга от лицензионного договора, поскольку договор коммерческой концессии опосредует использование передаваемых по нему исключительных прав только в процессе предпринимательской деятельности; договор франчайзинга  требует обязательной регистрации в определенном порядке; в коммерческой концессии происходит передача обязательно комплекса исключительных прав; а в авторском договоре такие положения отсутствуют.

Автор прав, что законодатель допустил оплошность в раскрытии  определения договора коммерческой концессии, поскольку не указал цель данных отношений, под которой принято  понимать содействие продвижению на рынке определенного рода товаров.

Я согласна с С. А. Бобковым в том, что институт коммерческой концессии является не только самостоятельным, но и межотраслевым, так как к его регулированию привлекаются не только нормы частного права, но и публичного тоже.

В обосновании актуальности своей работы автор указывает абсолютно верные цели необходимости регулирования отношений франчайзинга на законодательном уровне, к которым он относит следующее:

а) защита прав и законных интересов сторон договора франчайзинга;

б) защита прав и законных интересов потребителей;

в) защита публичных  интересов.

Данная работа заслуживает  большого уважения, поскольку автор  излагает историю возникновения  коммерческой концессии, анализирует  причины ее появления, рассматривает  предмет данных правоотношений, дает определения терминов, используемых в указанной сфере.

К тому же автор проводит сравнительный анализ между договором франшизы и сходными с ним договорами, что также не может пройти незамеченным.

Также автор посредством  данного труда позволяет нам  совершить небольшое путешествие, благодаря которому мы в состоянии понять, как и где впервые появился данный институт.

С. А. Бобков проанализировал достаточно обширный список законов, которые имеют непосредственное отношение к регулированию договора франчайзинга, что, в свою очередь, подтверждает неравнодушие автора к данной теме. Безусловно, данное творение не может пройти не замеченным на лоне раскрытия договора коммерческой концессии. Конечно же, автор заслуживает высшей оценки за проведенное им исследование, ведь благодаря данной работе мы можем узнать много нового и интересного о договоре франшизы.


Информация о работе Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве