Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:49, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов причинения морального вреда, возможностей его компенсации при нарушении прав потребителей, выявление проблем судебной практики применительно к искам по компенсации морального вреда.
Введение ………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§1.1 История становления и развития компенсации морального вреда..5
§1.2 Компенсация морального вреда в законодательстве Российской Федерации……………………………………………………………………..…11
§1.3 Проблемы практической реализации………………………………16
Заключение…………………………………………………………….…22
Список использованных источников…………………………………25
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§1.1 История становления и развития компенсации морального вреда..5
§1.2 Компенсация морального вреда
в законодательстве Российской Федерации………………………………………………………
§1.3 Проблемы практической реализации………………………………16
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………25
Введение
Большая часть потребностей людей обеспечивается посредством приобретения товаров. Однако, в условиях нестабильной рыночной экономики, прогрессирующей инфляции, массового снижения уровня жизни, постоянной задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы важно, чтобы потребитель чувствовал защиту своих прав. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах. Ежедневно, каждый из нас, покупая продукты, одежду, предметы обихода, украшения и так далее, не обращает внимания на правовую сторону этих отношений. Необходимость оценки своих действий, как потребителя и действий продавца (изготовителя) с точки зрения закона возникает у граждан, к сожалению, лишь после нарушения каких-либо прав. Однако, даже зная свои права, отстоять свои интересы бывает очень не просто.
Проблема защиты прав потребителей уже давно приобрела международное значение, и актуальность ее теоретического исследования вряд ли может вызывать сомнения. В мировой практике выработан целый комплекс основополагающих прав потребителей, к числу которых относятся право на получение качественных и безопасных товаров (работ, услуг), на просвещение, информацию, полное возмещение причиненного вреда, на судебную защиту, право на объединение в общественные организации, а также право на компенсацию морального вреда. И хотя институт морального вреда в российском законодательстве сравнительно молод, но судьи уже рассмотрели довольно большое количество дел, связанных с компенсацией морального вреда, причиненного нарушением прав потребителей.
Актуальность темы усматривается в том, что сегодня этот вопрос весьма активно обсуждается в научной литературе и в средствах массовой информации, но, тем не менее, есть масса очень важных вопросов, где еще не сложилось единого мнения, как и в законодательстве, так и в практике применения.
Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов причинения морального вреда, возможностей его компенсации при нарушении прав потребителей, выявление проблем судебной практики применительно к искам по компенсации морального вреда.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения по компенсации морального вреда при нарушении прав потребителей.
Предметом исследования являются особенности компенсации морального вреда по гражданскому законодательству.
Задачи исследования представляют собой раскрытие содержания термина «компенсация морального вреда, при нарушении прав потребителей», анализ судебной практики, исследование оснований определения размера компенсации, а также выявление фактических обстоятельств причинения морального вреда при нарушении прав потребителей.
В данной работе использованы следующие методы:
1) Изучение и анализ научной литературы;
2) изучение судебной практики;
3) сравнение, анализ и синтез;
Научная новизна работы состоит в том, что в законодательстве о компенсации морального вреда при нарушении прав потребителей существуют пробелы, и в данной курсовой работе изложены несколько предложений и устранении этих пробелов.
Структурно работа состоит из введения, 1 главы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.1 История становления и развития компенсации морального вреда
С начала 90-х годов российское
законодательство пополнилось
принципиально новым правовым институтом-компенсацией
за нанесенный
моральный вред. Следует отметить, что
сам термин «моральный вред»
употреблялся в юридической лексике и ранее, однако
его характеристика
полярно отличалась от той, которая используется
сейчас.
«Денежное возмещение неимущественного
или так называемого
морального вреда, отмечалось в «Юридическом
словаре» 1953 года, - как
унижающее достоинство советского человека, согласно
действующему
законодательству, не может иметь места...
».
И через тридцать лет после
издания этого словаря в юридической
литературе по-прежнему утверждалась
такая же позиция. Так, достаточно
знающие юристы В. Т. Смирнов и А. А. Собчак категорически указывали,
что моральный вред (причем слово «моральный»
бралось ими в кавычки) лишён экономического
содержания и не подлежит материальному
возмещению. Это мнение поддерживали и
некоторые другие юристы. Маркова,
например, пишет: «Моральный вред, который
терпит пострадавший от преступления
и его близкие, не подлежит материальной
компенсации».
Таким образом, в течение длительного
времени считалось, что
моральный вред в социалистическом обществе
возмещению вообще не
подлежит.
В качестве общеправовой нормы, возмещение
в материальной форме
за причиненный гражданину моральный
вред (физические или нравственные
страдания), появилось в российском законодательстве
с 03 августа 1992 года. Это дата введения
в действие на территории России Основ
гражданского
законодательства Союза ССР и республик
от 31 мая 1991г. Возмещение
морального вреда предусматривается ст.
131 указанных Основ, которая
сохраняет свою силу и в настоящее время.
Однако её нормы теперь
фактически «перекрыты» положениями,
содержащимися в статьях 151,
1099 – 1101 ГК РФ.1
Эти правила действовали до 01 января 1995 года. После этого начинается современный этап становления института компенсации морального вреда в РФ. С этой даты на смену им пришли нормы о моральном вреде и его возмещении, зафиксированные в ГК РФ.
Развернутое определение
понятия «моральный вред» дал Пленум
Верховного Суда РФ в постановлении от
20 декабря 1994 г. № 10:
«Некоторые вопросы применения законодательства
о компенсации
морального вреда».2 Под моральным вредом
понимаются нравственные или
физические страдания, причиненные действиями
(бездействием),
посягающими на принадлежащие гражданину
от рождения или в силу
закона, нематериальные блага (жизнь, здоровье,
достоинство личности,
деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, личная и семейная тайна и т д.) или нарушающими
его личные неимущественные права(право
на пользование своим именем, право авторства
и другие неимущественные права в соответствии
с законами об охране прав на результаты
интеллектуальной деятельности), либо
нарушающими имущественные права гражданина».
Для более глубокого понимания
сущности и содержания морального
вреда необходимо уяснить смысл такого
психического явления, как
страдание. В толковом словаре русского
языка страдание определяется как
«физическая или нравственная боль, мучение»,
а боль в свою очередь,
связывается, с «ощущением страдания».
Таким образом, и боль, и страдания
неразрывно связаны между собой.
Как подчеркнул Пленум Верховного
Суда РФ в постановлении от
20 декабря 1994г.: «Моральный вред может
заключаться в нравственных
переживаниях в связи с утратой родственников,
невозможностью
продолжать активную общественную жизнь,
потерей работы, раскрытием
семейной, врачебной тайны, распространением
не соответствующих
действительности сведений, порочащих
честь, достоинство или деловую
репутацию гражданина, временным ограничением
или лишением каких-либо
прав, физической болью, связанной с причинением
увечья, иным
повреждением здоровья, либо в связи с
заболеванием, перенесенным в
результате нравственных страданий и
др.» Хотя Верховный Суд РФ не дал
общего определения страданий, из приведенного
текста следует, что суд
раскрывает содержания одного из видов
морального вреда – нравственных
страданий. 3
А вот если моральный вред причинен посягательством на какое-либо материальное благо, которое находит свое выражение в имущественном праве, то он подлежит возмещению лишь тогда, когда существует специальный закон, такое возмещение предусматривающий. Таковым является, в частности, Закон «О защите прав потребителя» (моральный вред потерпевшему лицу возмещается независимо от того, причинен ли он посягательством на нематериальное благо или на имущественное право).
Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.
В западноевропейских государствах еще в 30-е годы создавались так называемые «лиги покупателей», безусловно, лиги покупателей стали прообразом нынешних обществ потребителей. Основной целью таких организаций, как в прошлом так и в настоящем является оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров потребления и услуг.
В прежние времена лиги покупателей составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем. Что несомненно являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации, которую создавало общественное мнение, и вследствие о прибыльной торговли. Однако, только общественного давления было явно недостаточно. Официально подтверждающее необходимость государ-ственного регулирования взаимоотношений в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США вначале 60-х, целью которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок.
В следствии чего были сформулированы четыре основных принципа, некоторые из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:
1. Право на безопасность, что
подразумевает гарантию безопас
2. Право на информацию, что гарантирует
потребителю достоверную и полную информации
о любом приобретаемом товаре. Безусловно,
с правом на потребительскую информацию
связано право на выбор, поскольку информация
– критерий верно сделанного правильного
выбора товара потребителем.
3. Право быть услышанным, что означает,
гарантию каждого потребителя право на
свободу слова, убеждения и выражение
их. Это право включает свободу искать,
получать и распространять информацию
и идеи любыми законными средствами.
4. Право на здоровую окружающую среду,
что подразумевает право каждого на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу.
Этот принцип так же стал основополагающим
для иных международных и государственных
нормативно правовых актов, в частности,
таких как Конституция РФ, Всеобщая декларация
прав человека.
В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно развита, регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей содержались в основном в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком». 4
Однако, классическое гражданское законодательство
в полном объеме не было способно регулировать отношения по защите
моральных, материальных и иных ценностей
граждан. Что послужило причиной для внесения
изменений в нормативные документы и приведения
их в соответствие с международными стандартам
в этой области.
Первой вехой в законодательстве, тогда
еще Советского государства, в решении
вопросов правового регулирования в сфере
охраны прав потребителей явилась разработка
проекта Закона СССР «О качестве продукции
и защите прав потребителей», а Закон СССР
«О защите прав потребителей» положил
начало реализации прав потребителя.
Однако, закон так и не вступил в силу,
в связи с распадом СССР, хотя долгое время
этот, не вступивший в законную силу, нормативно
правовой акт оставался моделью нормотворчества
в этой сфере для стран-участников СНГ.
В 1992 году был принят Закон «О защите прав
потребителей», что дало возможность российским
гражданам реализовать свои права, закрепленные
в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
Принятый Закон Верховным Советом Российской
Федерации «О защите прав потребителей»
стал одним из первых норм, имеющих прямое
отношение к преобразованию гарантий
защиты прав граждан на удовлетворение
потребностей в области обеспечения безопасной
и качественной продукции. Закон так же содержит определенные принципы
нормирования качества продукции, гарантийных
и других сроков, в сфере информирования
о качестве о продукции, ответственности
за нарушение прав потребителей и пр. На
современном этапе развития норм в области
защиты прав потребителей включают в себя
определенный ряд нормативных актов, как
законов, так и постановлений Правительства,
регулирующие потребительские правоотношения
и охватывающее все отрасли права. Кроме того, начиная с 1961 г.,15 марта отмечается
как Всемирный день защиты потребителей.
Можно сделать вывод о том, что история развития компенсации морального вреда и права на защиту прав потребителей очень длинная и сложная. Эти институты формировались в нескольких странах, но и в настоящее время нет точности и ясности в раскрытии нескольких понятий этих институтов.
§1.2. Компенсация морального вреда в законодательстве Российской Федерации.
Информация о работе Компенсация морального вреда при защите прав потребителей