Концепции гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 21:25, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Файлы: 1 файл

_______.doc

— 94.89 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

 

Карагандинский государственный университет

имени академика Е.А.Букетова

 

Юридический факультет

 

 

Концепции гражданского общества

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила:

студентка группы ХЕ-22

                                                                                     Найзабекова К.

 

                                                                                     Проверила:

                                                                                     доцент Алимова С. Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганды 2014 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 
                                                 ВВЕДЕНИЕ


 

 

Актуальность темы исследования. Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя» . Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло свое отражение в ст. 1 Конституции, где говорится, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Целью работы является исследовать концепцию гражданского общества.

Для достижения цели стоит решение следующих задач:

- рассмотреть гражданское общество: понятие и развитие концепции;

- исследовать признаки и элементы гражданского общества;

- проанализировать определения и концепции гражданского общества в политической науке;

- разъяснить концепцию гражданского общества в мировой общественной мысли.

При написании работы использовалась литература авторов, труды которых посвящены данному направлению.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА І. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ

 

1.1 Гражданское общество: понятие и развитие концепции

 

 

Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений (нравственных, семейных, религиозных, национальных, социально- экономических и др.), обеспечивающих условия для реализации интересов и потребностей индивидов и коллективов для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

 Общество, не поглощаемое государством, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Возникнув, как идея еще в античные времена, реально концепция гражданского общества и ее практическое воплощение стали формироваться только в XVIII—XIX вв. Гегель, например, считал, что гражданское общество — это связь индивидуально-настроенных лиц через систему потребностей (противоборство интересов отдельных частных лиц; разделение труда и внешний порядок; охрана права упорядоченным законодательством и судом; гражданское общество — это та же семья, только с более строгими порядками).

 Представители марксисткой науки отбросили все личностные начала, заменив их экономическими, материальными, и самыми главными аспектами стали производственные отношения: гражданское общество — это вся жизнь, но без политики. Дооктябрьская юридическая наука исследовала эту проблему, но в советское время она была предана забвению и возродилась лишь в конце 80 — начале 90 гг. XX в. вместе с обсуждением проблемы правового государства [1, c. 10].

 В конце XIX — начале XX вв. частные предприниматели в промышленности и торговле уступили место крупным индустриальным торговым, промышленным и финансовым корпорациям. Но к этому времени рабочий класс и мелкие предприниматели уже выработали системы защиты (профсоюзы, политические объединения и др.). Формирующаяся идея демократических прав и свобод сплотила рабочих и крестьян (трудящихся), лиц свободных профессий, деятелей науки, культуры, студенчество и т.д. Это сплочение и явилось основой концепции гражданского общества: в совокупности интересов представляя собой хорошо организованное социальное общество, граждане не дают какой-то одной силе взять верх, а государство здесь играет охранительную роль в социальном, политическом и экономическом плане.

 В результате государство из «орудия подавления» становится необходимым институтом общества. Специальные правовые механизмы содействуют развитию общества, обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

 Однако на этом качественное развитие государства и общества не закончилось. В XX веке начинает формироваться государство, основанное на праве. Оно уже не может быть названо буржуазным в чистом виде, т.к. законы содержат уже не только волю буржуазии (или людей капитала), но и интересы других социальных групп, слоев, структур. Сейчас государство выражает волю всего общества в целом.

 Речь идет о тенденции формирования т.н. индустриального и постиндустриального общества и государства. Индустриальное общество характеризуется развитым машинным производством, общенациональным рынком и т.д. Постиндустриальное общество — это экологически чистая технология, развитая сфера услуг (общество потребления), интенсивное развитие науки, это общество, основанное на социальном равенстве и равноправии. Это наличие, вместо массы национальных рынков, всемирного рынка, возвышение ведущих международных организаций и международных актов, основанных на гарантиях прав человека и др.

 

1.2 Признаки и элементы гражданского общества

 

 

 Можно отметить основные черты гражданского общества:

 - многоукладность экономики (форм собственности, в первую очередь), рыночные отношения, свободный труд и выбор профессии, места жительства;

 - наличие механизмов, обеспечивающих правовую защищенность личности;

 - наличие институтов непосредственной и представительной демократии;

 - многопартийность и идеологический плюрализм;

 - политическая и конституционно-правовая стабильность общества;

 - наличие в обществе множества различных социальных групп (страт) и объединений по самым различным основаниям и интересам;

 - автономная от государства и защищенная законом от его вмешательства система местного самоуправления;

 - сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.

 Общие и отличительные признаки государства и гражданского общества:

 - гражданское общество, как и государство, возникает в процессе достаточно длительного и сложного периода развития человечества;

 - в государстве преобладает вертикальная система управления и подчинения (иерархия государственных органов), а в гражданском обществе — горизонтальная система связей и отношений граждан и их объединений, и если деятельность государственных органов основана на законе, то жизнедеятельность гражданского общества — на соглашениях и договорах, на неписаных правилах равенства, охраняющих общую свободу (например, на так называемом «золотом» правиле: «Поступай так, как бы ты хотел, чтобы по отношению к тебе поступали другие»);

 - государство регулирует сферу публичных интересов, гражданское общество — сферу частных свобод, частных интересов [2, c. 29].

 Гражданское общество воздействует на государство через демократические институты (представительные и непосредственные): общественное мнение, политический плюрализм и др.; оно заставляет государство создавать законодательство, основанное на признании прав и свобод человека, быть открытым в своей деятельности (отчетность и ответственность должностных лиц, гласное судопроизводство и пр.).

 Сущностью гражданского общества, является наиболее гармоничная реализация материальных и духовных потребностей человека как личности, его прав, интересов и ценностей. Для этого человек действует самостоятельно и (или) объединяется с другими людьми.

 Структура гражданского общества — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, которое обеспечивает целостность и динамизм развития.

 Структуру современного общества составляют социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы:

 - социальная система выступает как совокупность социальных групп, классов, этносов, наций, народов и т.д.: человек (индивид, личность); семья; различные социальные группы (творческие союзы, профсоюзы, домохозяйки, инвалиды, студенты и проч.); объединения людей (религиозные и общественные образования, политические партии) и др. В процессе жизни человек может переходить из одной категории гражданского общества (страт) в другую. Интересы каждой из них должны учитываться государством, тем самым создается социальное равновесие, компромисс;

 - экономическая система состоит из эффективных рыночных основ; видового разнообразия института собственности; производственных процессов; экономических отношений (производства, распределения, обмена и потребления); различного рода хозяйствующих субъектов;

 - политическая система — это совокупность государственных, партийных, общественных организаций; права в целом; политических отношений, норм и т.п.;

 - духовно-культурная система — это совокупность институтов и отношений в сфере информационной, культурно-просветительской деятельности (образование, культура, воспитание, творчество, религия и институты, их опосредующие);

 - информационная система — это совокупность отношений, которые складываются в результате общения людей друг с другом не посредствен но и через средства массовой информации: общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации [3, c. 56].

Таким образом, государство и гражданское общество отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. В то же время государство и гражданское общество взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого: без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство; без государства невозможно обеспечить стабильность и прогресс общества, реализацию прав и свобод автономной личности.

Известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман писал: «Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина».

 

ГЛАВА II. ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

2.1 Определения и концепции гражданского общества в политической науке

 

 

Идея гражданского общества – одна из важнейших политических идей Нового времени – зародилась в Европе, в середине ХVII в., прошла значительное развитие и породила ряд концепций, каждая из которых рассматривает гражданское общество в противопоставлении понятию «государство».

1. Либеральная концепция  гражданского общества обоснована  английскими мыслителями ХVII в. Т. Гоббсом и Дж. Локком. «Гражданское общество» в их понимании – это более высокая форма развития человеческого общества по сравнению с «дикостью». «Естественное», «природное», «дикое», «догосударственное» общество жило в состоянии хаоса, всеобщей взаимной вражды и непрерывной «войны всех против всех». Цивилизованное общество государственной эпохи рассматривалось Т. Гоббсом и Дж. Локком как воплощение законности, порядка и гражданских отношений Т. Гоббс писал: «Вне государства – владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве – владычество разума, безопасность, богатство, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность».

Информация о работе Концепции гражданского общества