Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:41, реферат
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание каолиций для обьединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.
Например, можно рассмотреть трудовой конфликт шахтеров и государства. Здесь особенно сильное влияние на сохранение постоянно действующей конфликтной ситуации оказали традиции, заложенные при строительстве шахт. Как известно, угольная отрасль нашей страны создавалась заключенными. Превращение бывших лагерей в шахтерские города и поселки оставило практически неизменной субкультуру производственных отношений, сформированную ГУЛАГом. Основа ее - конфликт.
Следует особо отметить, что такие конфликты носят разрушительный характер. Культивирование конфликтной ситуации в шахтерских коллективах в сочетании с полным пренебрежением к решению жизненных социально-бытовых проблем со стороны государства сформировало базу для забастовочных выступлений.Со стороны государства не наблюдается каких-либо конструктивных попыток выхода из кризисной ситуации, кроме объяснений "необходимости" безработицы и невыплаты заработной платы в течение нескольких месяцев. Возможно, закрытие нерентабельных предприятий - необходимая мера. Однако осуществлять её в стране, где предприятие является основой существования и жизнедеятельности шахтерских поселений, необходимо с особой осторожностью. Безработица и безденежье в таких городах и поселках приведет к конфликтам непредсказуемых форм. Государство не прогнозирует возникновения кризисных ситуаций на производстве. Решается ситуация уже после объявления забастовки. Обычно сначала конфликт не замечается, государство не реагирует на его возникновение, несмотря на широкую информированность общественности через СМИ. Когда угроза остановки производства становится реальностью, конфликт гасится путем выдачи пакета невыполнимых обещаний. Практически формируется база для с следующей забастовки. Взаимоотношения предприятий угольной отрасли и государства превратились в цепочку конфликтов при отсутствии действенных мер для их практического разрешения. Таким образом, можно сказать что на предприятиях угольной отрасли присутствует социальная база для конфликтов, носящих разрушительный характер как для личности, так и для коллектива. Они явились основой забастовочного движения шахтеров, которое стимулируется неквалифицированной управленческой политикой государства.
Государство должно формировать свои взаимоотношения с предприятиями, ориентируясь на опережающее разрешение конфликтов. Для этого необходимо осуществление политики переговоров, проводимых профессиональными конфликтологами. Создание в административной структуре механизма управления конфликтами поможет избежать тех разрушительных последствий, которые приносит неквалифицированная политика разрешения конфликтов.
Трудовые конфликты могут либо содействовать сохранению существующей социально-экономической системы, либо способствовать её разрушению. Эволюция социально-трудовых конфликтов в России от собственно трудовых до политических свидетельствует о том, что они стали частью процесса распада аминистративно-командной системы, в определенной мере катализатором, этого распада. В социальной напряженности выражается потребность в обновлении, изменении существующей жизнедеятельности, и конфликт становится средством такого изменения. Поэтому необходимо активизировать исследования в такой отрасли социологических, политологических, психологических, культурологических знаний, как конфликтология. Сейчас такие разработки ведутся, например, Калужским институтом социологии по проблемам социальных конфликтов.
Можно выделить три типа социальных отношений, которые могут привести к конфликтам, например, среди различных групп горожан: отношения между занятыми в государственном и негосударственном секторе экономики; отношения между управленческим слоем и государственной торговлей, с одной стороны, и теми “трудящимися”, к которым примыкает большая часть занятых вне государственного сектора, - с другой; между частью коренных горожан и лицами некоренных национальностей. Причем важнейшим объектом зреющих конфликтов выступает стремление людей к обретению высокого социального статуса и достижению лучших условий жизни. Поскольку в дальнейшем социальная дифференциация будет усиливаться, можно ожидать, что фон напряженности будет постоянно сохраняться и проявляться в глухом недовольстве и осуждении не только “богатых”, но и более зажиточных сограждан, во внезапных коротких стычках представителей разных слоев и т. п.
Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах России, политической обстановкой в них. Анализ проблем этого уровня ведётся сотрудниками Института социально-политических исследований РАН. Справедливо отмечается, что игнорирование культурной специфики народов, а тем более репрессии и дискриминация наращивали внутреннее недовольство и протест. Постоянное откладывание разрешения накопившихся проблем увеличивало потенциал будущих коллизий. Исследователи подчеркивают, что в межнациональных конфликтах немало стихийного, взрывного, связанного с импульсивным поведением больших масс людей, объединенных одной идеей, настроением, устремлением. Неприятие людей иной национальности в сложных социально-экономических условиях растущих дефицита, инфляции, безработицы - “мина замедленного действия”, которая может привести к внезапному обострению конфликтов. Социально-психологическую напряженность культивируют и низкая культура межнационального общения, и нарушение прав личности, дискриминирующее национальное меньшинство, и протекционизм. Для урегулирования межнациональных конфликтов нужен комплекс мер от правовых до социально-психологических.
Прогнозируя ситуацию в России, можно сказать, что на этническую напряженность и конфликтность будут влиять два принципиальных фактора. Прежде всего то, что у нас в обществе не завершено социальное структурирование. Практически нет четкого осознания групповых интересов. Вместе с тем мы наблюдаем несоответствие либерально-демократических идеологем и реальных экономических и социально- политических отношений. В этой ситуации создается как бы вакуум в познании определенности интересов. Этот вакуум может заполниться двумя идеологемами. Одна из них - государственность. Сейчас надежду на нее питают все. А вторая - этническая. Ее берут на вооружение политические партии и объединения, которые не придают значения слабо выраженному в действительности структурированию социальных интересов. Когда главный вектор посттоталитарного развития проходит по двум детерминантам государственность и этничность можно прогнозировать углубление этнических конфликтов, не всегда открыто выраженных, порою носящих спонтанный, нередко латентный характер. Взрывы будут малопрогнозируемыми и слабо контролируемыми.
Сейчас в Российской Федерации мы фиксируем в основном три типа конфликтов этнополитического характера.
Во-первых, это конституционные конфликты. Три республики приняли конституции, которые противоречат прошлой и теперешней конституциям РФ: Саха (Якутия), Тува, Татарстан. А Башкортостан провел референдум и, судя по готовящейся конституции, здесь тоже будут противоречия. Первое противоречие заключается в том, что в конституциях говорится о главенстве законов республик над федеральными, второе связано с контролем за использованием природных ресурсов, третье - с непосредственным выходом на международную арену. Ряд республик проводят политику, которую мы можем оценить как экономический национализм. Они не хотят выйти из Федерации, но желают иметь право выхода на международную арену. Еще одно обстоятельство связано с тем, что Федеративный договор, как известно, полностью в Конституцию не вошел. Но он подписан федеральной властью и субъектами Федерации. Борьба будет развертываться вокруг конкретных пунктов договора, не включенных в Конституцию.
Второй тип конфликтов, которые и в перспективе будут иметь остроту, - это территориальные конфликты. Спорных зон сейчас на территории России 180. Вокруг некоторых из них уже идут локальные военные действия. Можно прогнозировать возможность их выхода на межгосударственный уровень.
Третий тип конфликтов, весьма
вероятных в ближайшем будущем, - межгрупповые
конфликты.
Социальная нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты. Напряжение существует и в отношениях чеченцев и казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группах в Якутии, Туве и др. Недостаточное внимание к этническим конфликтам чревато тем, что конфликтов будет больше и они будут острее.
Может быть два стратегических
подхода к решению этнических, национальных
проблем; в зависимости от их выбора видится
и прогноз развития конфликтов.
Один подход продемонстрирован президентской
командой. Он состоит в том, чтобы сблизить
республики с областями России и
как-то погасить национализм. Рассчитывать
на спокойное решение вопроса при
таком подходе все же нельзя.
Существуют еще и этнические проблемы в России, которые не связаны с этносами, имеющими республики. Это этнодисперсные группы, но с миллионным населением: 4 млн. украинцев, 1.5 млн. белорусов и другие народы, основной материковый этнос которых находится в новых государствах на территории бывшего СССР или за его пределами. Некоторые претендуют на свою государственность (ногайцы, лезгины и др.), хотят автономии. Можно реализовать их интересы в рамках национально-культурной автономии, но для этого необходимы большие деньги государства, банкиров, предпринимателей. Их никто пока не дает. Эта проблема сама собой не отпадет.
Второй стратегический подход состоит в том, чтобы признать: этнический фактор может "работать на позитив", поскольку патриотизм способен содействовать прогрессу. А может ли он работать на так называемое опережающее развитие в зонах, которые способны обогнать центр Российской Федерации? Мне кажется, наиболее реальный подход, который себя оправдал в прошлом и оправдывает в настоящем - вариативный.
Они могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ. Их анализ охватывает следящие аспекты: экономические корни социальной напряженности в обществе; политические аспекты, социально-этническая ситуация; криминогенная обстановка, связанная с реакцией части населения на проводимые изменения, на свою невозможность адаптироваться к ним. На основе такого анализа можно сделать вывод о характере кризиса, в котором оказалось общество, и о необходимости системного подхода к исследованию и прогнозированию социальных конфликтов. Как свидетельствуют результаты исследований и сделанные на их базе прогнозы, социальная напряженность еще долго сохранится в российском обществе.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно.Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.
Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента,
т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, нося-
щем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конф-
ликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменении может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.
Информация о работе Конфликт как вид социального взаимодействия. Типология конфликтов