Конституции зарубежных стран: понятие, форма, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

В переводе с латинского слово «constitutio» означает «устанавливаю», «учреждаю». В юридическом значении конституция - это документ учредительного характера.
Своим происхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии, точнее говоря - ее выходу на политическую арену в борьбе с феодализмом. В такой стране, как Англия, где буржуазные преобразования начались ранее, чем в других странах, значительно раньше, чем в этих странах были приняты документы конституционного характера, например Орудие управления 1653 г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями 1679 г. и др.

Содержание работы

1 Конституции зарубежных стран: понятие, форма, структура 3
2 Парламент Великобритании: структура, полномочия 8
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 36.92 Кб (Скачать файл)

Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянных комитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин, которая может принять решение о создании постоянного комитета для рассмотрения любого публичного законопроекта.

3) Отобранные  комитеты (Select Committees) формируются из числа

депутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляют функции, делегированные им Палатой общин. Отобранные комитеты бывают четырех видов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например, Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет по процедуре, Комитет по европейскому законодательству; Комитет по публичной отчетности, г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. Впервые они были созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления. Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодействии с министерствами. Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например, Комитет по Казначейству, Комитет по публичной отчетности и т. д.

4) Совместные  комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых видов законопроектов, например консолидированных биллей.

Палата лордов - это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от «Большого Совета» (magnum concilium), существовавшего в нормандский период истории Англии. В состав «Большого Совета» входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся «баронами». С течением времени «Большой Совет» претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться «пэрами» и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства:

1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви;

2) лорды-юристы;

3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число их меняется по естественным причинам. В целом, наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов);

4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Палаты общин, остальные - выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Премьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты общин. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер:

а) имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты;

б) оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям;

в) является главным советником Правительства по вопросам правосудия и применения конституции;

г) возглавляет судебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе;

д) является председателем Апелляционного суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда;

е) играет определяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий по реформе правовой системы Великобритании;

ж) издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех основных групп: 1) законодательные;

2) контрольные;

3) судебные.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности в следующих формах:

а) внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

б) отклонение законопроектов, принятых Палатой общин;

в) внесение законопроектов, предусматривающих одобрение международных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС;

г) изучение частных законопроектов и актов делегированного законодательства.

Контрольные функции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и создания комитетов для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лордов информирует общественность и Правительство.

Законодательный процесс заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Виды законопроектов, рассматриваемых в Парламенте. Законопроекты, рассматриваемые в палатах Парламента, называются Биллями. Их можно условно разделить на три группы:

1) публичные билли (Public Bills) - это законопроекты по вопросам большой общественной значимости, призванные регулировать отношения, представляющие всеобщий интерес. Инициатором внесения публичных биллей являются депутаты обеих палат и депутаты - члены Правительства. Законопроекты, внесенные последними, именуются «правительственными законопроектами» и имеют приоритет при рассмотрении в Палате;

2) частные билли (Private Bills) представляют собой законопроекты, регулирующие вопросы, которые затрагивают интересы определенной группы лиц или населения определенной территории. Инициатором частных биллей обычно являются местные органы власти или объединения лиц. В отношении частных биллей действует особая процедура рассмотрения и принятия;

3) смешанные билли (Hybrid Bills) - это законопроекты, сочетающие в себе элементы публичных и частных биллей. Критерии определения билля как смешанного четко не регламентируются. Общим правилом является наличие большой общественной значимости законопроекта и то, что одновременно он затрагивает определенные интересы конкретных групп лиц. Однако практика

складывается весьма противоречиво. Например, законопроект о национализации Банка Англии принимался как смешанный билль, а законопроекты о национализации газовой, электрической и угольной промышленности как публичные билли.

Законопроекты рассматриваются в трех чтениях. В первом чтении, как правило, объявляется название законопроекта, затем он распечатывается и раздается депутатам. Через 2-3 недели проводится второе чтение. Здесь обсуждаются общие положения законопроекта с последующей его передачей в комитеты

Палаты, где депутаты и эксперты детально изучают законопроект. В третьем чтении по докладу головного комитета законопроект рассматривается на пленарном заседании Палаты. Депутаты могут проводить дискуссию, но, как правило, Спикер ставит проект на голосование. Если законопроект получает простое большинство голосов, то он направляется во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки в законопроект, то они обсуждаются в Палате общин. Как правило, вопрос решается путем учета на основе компромисса позиций обеих палат Парламента. Если согласия достигнуть не удается, то Палата лордов вправе отложить законопроект на один год (по финансовым вопросам - на один месяц). Если обе палаты принимают законопроект, то он направляется монарху и после его одобрения становится законом, публикуемым в официальном издании.

Способы ограничения прений по законопроекту. С целью обеспечения эффективности законодательного процесса в Парламенте применяются различные способы ограничения прений по законопроектам:

1) «прекращение дебатов» по законопроекту по требованию 100 депутатов, направляемому Спикеру Палаты;

2) метод «кенгуру», заключающийся в обсуждении отдельных статей законопроекта, а не всего основного текста;

3) метод «гильотины», предполагающий строго определенное время для

рассмотрения вопроса, по истечении которого обсуждение автоматически прекращается;

4) метод партийной дисциплины  и некоторые другие.

Наряду с законодательными полномочиями и полномочиями по принятию бюджета британский Парламент выполняет и другие функции, важное место среди которых занимают функции контроля за деятельностью Правительства.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учеб. пособие. - 3-е изд., доп. и перераб. / К.В. Арановский - М.: ИНФРА-М, Форум, 2000. – 562 с.

2 Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. - М.: Норма, 2004. - 320 с.

3 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л.М. Энтина. - М.: Норма, 2004. - 832 с

4 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств / В.Е. Чиркин. - М.: Юрист, 2009. – 568 с.

 

 


Информация о работе Конституции зарубежных стран: понятие, форма, структура