Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать понятие конституционного права на свободу и личную неприкосновенность на основе законодательства Российской Федерации, раскрыть процесс возникновения, развития и реализации данного права человека и гражданина.
Задачами курсовой работы являются – изучить право на свободу и личную неприкосновенность в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, рассмотреть обеспечение, охраны, защиты и ограничение конституционного права личности на свободу и личную неприкосновенность в деятельности органов внутренних дел
Согласно Закону РФ «О милиции» сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности. Однако практика показывает, что некоторые оперативные работники милиции не совсем четко представляют себе момент возникновения такой обязанности, в силу чего считают возможным не уведомлять задержанного об основаниях задержания и его правах, оставив эту функцию следователю, ведущему допрос, или иному сотруднику органа внутренних дел.
Нарушением права на свободу и личную неприкосновенность применительно к сфере уголовного судопроизводства можно считать незаконное задержание и заключение под стражу, необоснованный личный обыск, нарушение сроков содержания в следственных изоляторах и в местах лишения свободы (см. приложение А).14
Гражданка Б. обратилась с жалобой на действия сотрудников Унечского районного отдела внутренних дел Брянской области в связи с незаконным задержанием ее несовершеннолетней дочери М.
Девочка около 24 часов провела в отделении милиции и более 6 часов – в приемнике-распределителе. У М. изъяли сотовый телефон, не разрешили позвонить родным, в ночное время проводили допрос, который сопровождался угрозами и издевательствами. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Брянской области по обращению Уполномоченного, по факту превышения полномочий должностными лицами возбуждено уголовное дело.15
Уголовно-процессуальный кодекс РФ установил, что с 1 июля 2002 г. решение о заключении человека под стражу в России принимается только судом.
Это дало надежду на реальное изменение существующего положения в сфере ограничения прав личности на предварительном расследовании.
И действительно, первоначальные результаты судебного рассмотрения ходатайств о заключении под стражу оправдывали ожидания. За первые четыре месяца со дня вступления в силу нового кодекса численность содержащихся в следственных изоляторах уменьшилась на 43,2 тыс. человек.
Однако дальнейшая правоприменительная практика стала характеризоваться неуклонным ростом числа лиц, заключенных под стражу, теперь уже по решению суда.
Среднемесячный прирост вновь заключенных под стражу за первые четыре месяца 2003 года составил 6,7 процента.
На 1 мая 2003 года численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России, увеличилась на 12,4 тыс. человек и составила 147,3 тыс. человек.
Выросло число решений суда о заключении под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести. В сравнении с июлем 2002 года их количество в июле 2003 года увеличилось практически вдвое. Число лиц, заключенных под стражу за преступления небольшой и средней тяжести, составляет от 20 до 25 процентов.
Больше чем в два раза возросло число арестованных несовершеннолетних. Складывается впечатление, что изменение процедуры заключения под стражу не только не усилило процессуальных гарантий защиты прав личности, но, напротив, сделало лишение обвиняемого свободы правилом.16
В сфере сегодняшних событий мы очень часто можем наблюдать нарушение прав на свободу и личную неприкосновенность, возможно, это связано с несовершенством самой правовой системы, возможно из-за надлежащего контроля за деятельностью правоохранительных органов со стороны властей. Но мы стоим на верном пути, т.к. данная проблема предана огласке и в связи с этим будут искаться пути ее искоренения.
Заключение
В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20– 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
Право на свободу и
личную неприкосновенность - это установленная
и гарантированная законом
Соблюдение прав человека в государстве обеспечивается, в первую очередь, уважением к личности и ее правам со стороны государственных служащих. Примеры пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, осуществления арестов и задержаний с грубыми нарушениями закона, свидетельствуют об отсутствии такого уважения.
Развитие гарантий соблюдения прав человека до уровня международных стандартов возможно тогда, когда беспрекословно исполняется национальное законодательство. Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты о деятельности милиции провозглашают абсолютный запрет на применение пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Эти нормативные предписания имеют предельно ясное изложение.
Не менее острую проблему в нарушении прав личной неприкосновенности составляют неправомерные задержания. Широко толкуемые положения действующего уголовно-процессуального законодательства о задержании по подозрению в совершении преступления могут послужить основанием для заключения под стражу практически любого лица, изоляция которого от общества необходима сотрудникам милиции. Причем эта изоляция создает максимально благоприятные условия для применения жестокого обращения, ибо весьма ограниченные возможности доказать наличие телесных повреждений для лиц, находящихся под стражей, становятся просто нереальными.
Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества. Но "списывать" слабости и недостатки только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не преодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур. Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в области прав человека. Это скоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прогрессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.
Однако следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многолетних усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.
№ п/п |
новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Право на свободу и личную неприкосно-венность |
одно из основополагающих прав человека - возможность делать все, что не нарушает прав других людей и общества в целом. Право на свободу, в частности, включает комплекс конкретных правомочий, реализуемых в сфере личной (свобода выбора места пребывания, свобода передвижения, половая свобода и т.д.), политической (свобода мысли, свобода слова и т.д.), профессиональной (свобода труда, свобода творчества и т.д.) жизни. Рабство признано преступлением международного характера. Право на свободу может быть ограничено (в большей или меньшей степени) в качестве уголовного наказания на определенный срок или даже пожизненно |
2 |
Личная неприкосновен-ность |
одно из фундаментальных и |
3 |
Права человека |
Права, образующие основу правового статуса личности. |
4 |
Личные права человека |
совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. К Л. п. относятся право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые другие права. В РФ Л. п. гарантируются ст. 20—29 Конституции РФ. |
5 |
Культурные права человека |
особый комплекс прав и свобод человека,
представляющих собой гарантированные конститу |
6 |
Экономические права и свободы человека |
совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет, в конечном счете, экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными Э. п. и с. ч. в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т. ч. на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права, в т. ч. право на забастовку, право на участии в управлении предприятием. Такой круг Э. п. и с. ч. (кроме последнего права) закреплен в ст. 34—37 Конституции РФ. Конституции социалистических стран обычно закрепляли совершенно иной перечень Э. п. и с. ч., наделяя ими прежде всего граждан: право на труд (он же обязанность), право на отдых, право на личную собственность. |
7 |
Декларация прав человека и гражданина 1789г. |
важнейший политико-правовой акт Великой французской революции 1789—1794 гг. В соответствии с преамбулой Конституции Франции 1958 г. является составной частью французской конституции (в широком смысле). Историческое значение Д. п. ч. и г. 1789 г. заключается в том, что в ней впервые в истории человечества в систематизированном виде были провозглашены юридические принципы и права, легли в основу всего современного правового статуса личности, а также в основу конституционализма в целом: равноправие людей, естественный характер и неотъемлемость прав человека, народный суверенитет, верховенство закона, право человека на личную свободу и неприкосновенность, свобода совести и выражения мыслей и мнений, презумпция невиновности и др. |
8 |
Свобода мысли и совести |
одно из основных личных прав человека, означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. С. м. и с. значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, т. к., во-первых, включает свободу придерживаться в т. ч. и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. С. м. и с. является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода совести — в ст. 28. |
9 |
Свобода передвижения и поселения |
одно из основных личных прав человека; представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме С. п. и п. пользуются лица на территории государства, гражданами которого они являются. С. п. и п. иностранных граждан и лиц без гражданства обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических государствах существует целый ряд ограничений С. п. и п. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве государств значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения гос. безопасности и сохранения гос. тайны. В РФ С. п. и п. гарантируется ст. 27 Конституции РФ, а осуществление ее регулируется Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ" от 25 июня 1993 г. С. п. и п. не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения. |
10 |
Комитет по правам человека |
договорный орган, образованный в
соответствии с ч. IV Международного
пакта о гражданских и |
Нормативные правовые акты Российской Федерации
Научная литература
Приложения.
А |
|
1 Конституция Российской Федерации. Комментарий. – М.: Изд-во Спарк, 2001, 53С.
2 Козулин А.И. Об источниках прав человека. // Государство и право,- М.:Юристъ,- 1994, 14С.
3 Конституция Российской Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: Инфа. М-Норма.
4 Конституция Российской Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: Инфа. М-Норма., ст.6ч.2.
5 Международный Пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах», Источник: Ведомости Верховного Совета СССР, N 17, 1976.
6 Писарев А.В. Производство следственных действий, ограничивающих право граждан на личную неприкосновенность.- Омск, (s.n.),2002, С.8.
7 Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. - М.: Зеркало, 1999, С.7.
8 Лебедев В.М. Судебная защита свободы и личной неприкосновенности граждан на предварительном следствии: Учебное пособие. -М.: Юридическое бюро «Городец», 2001, 61С.
9 Карташкин В.А. Соблюдение прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел // Материалы научно-практического семинара (19-21 марта 2001 г.). М.: Норма, 2001, 17С.
10 Ст. 29 Всеобщей декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948 г.; Ст. 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
11 Козлов А. Конституционное право на защиту., М.:Закон, 2003, -№ 10. – 26С.
12 Гуляев А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Экзамен, 2002, 248С.
13 Карташкин В.А. Соблюдение прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел. М.: Норма, 2001, 106С.
14 Пашин С.А. Сопоставительная таблица положений Конституции Российской Федерации и норм УПК РФ // Независимый эспертно-правовой совет (http://www.neps.ru)
15 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году.// Российская газета – 12 февраля, 2004.
16 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году.// Российская газета – 12 февраля, 2004.
Информация о работе Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность