Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:23, курсовая работа
Пост главы государства существует при всех формах правления. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а так же высшее представительство в международных отношениях. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.
2. ПОРЯДОК ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА И ВСТУПЛЕНИЯ ВНОВЬ ИЗБРАННОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В ДОЛЖНОСТЬ.
3. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. Конституционно-правовой статус Президента рф и его основные функции. |
4 |
2. Порядок
ВЫБОРОв президента и |
19 |
3. Основания и порядок прекращения полномочий Президента России. |
22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
27 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Пост главы государства существует при всех формах правления. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а так же высшее представительство в международных отношениях. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.
Когда говорят
о положении главы государства
в системе органов
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Оно вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако, от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок. Некоторым аспектам названного института и посвящается данная курсовая работа.
1. Конституционно-правовой статус Президента рф и его основные функции.
Статус Президента Российской Федерации, содержащийся в сегодняшней Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.
Данное понятие не означает, что президентская власть стоит над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчиненности. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации 1993 года предусматривает систему гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Эта гарантия предусмотрена статьей 81 Конституции, в которой говориться о том, что «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».1 Так же предусмотрено, что «одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд»2. Так же гарантии предусмотрены тем, что возможно отрешение Президента от должности, об это гласит статья 93. Помимо этого Конституцией предусмотрена и возможность признания не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда.
Статус Президента Российской Федерации определяется в четвертой главе Конституции: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции прав и свобод человека и гражданина2».
То есть Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации. Выполняя функцию гаранта, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власть субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент так же имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а так же руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.
В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.
Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Защищая права
и свободы человека и гражданина,
Президент опирается на всю систему
органов государственной
Президент
обязан добиваться того, чтобы Конституция
и нормативные акты субъектов
федерации полностью
Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.
Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
«Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности»3.
Защита независимости,
суверенитета, государственной и
территориальной целостности
Президент
является гарантом суверенитета страны.
Он определяет основные направления
государственной военной
Президент санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности. Президент формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России Президент объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, вводит в действие нормативные правовые акты военного времени, формирует органы исполнительной власти на период военного положения, отдает приказ Верховного Главнокомандующего на ведение военных действий.
Являясь гарантом
государственной целостности, Президент
обязан добиваться того, чтобы Конституция
и нормативные акты субъектов
федерации полностью
«Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти»4.
Конституционно-правовой
статус главы государства
В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует свое право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов5.Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.
Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Госдумой вопрос об освобождении его от должности.
Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Информация о работе Конституционно-правовой статус президента рф и его основные функции