Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:56, реферат
Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит “войти в политику” и почувствовать дыхание истории. Конституционное право - совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.
ведение……………………………………………………………….3
1 Конституционно-правовые нормы и отношения…………………………4
2 Основания приобретения гражданства РФ………………………………..9
3 Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ………………………………………………………………………………………….15
4 Родители Тани (13 лет), Петра (17 лет), Марии (19 лет) изменили гражданство. Кто из детей должен дать согласие на изменение гражданства РФ, а кто автоматически следует за гражданством родителей?....................................................................................................17
5 Президент Республики Чувашия запретил своим указом использовать призывников – жителей данной республики за пределами республики. Почему Президент РФ приостановил действие данного указа?............................................................................................................18
Заключение………………………………………………………………………20
Библиографический список…………………………………………………...21
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Конституционно-правовые нормы и отношения…………………………4
2 Основания приобретения гражданства РФ………………………………..9
3 Порядок выборов депутатов
Государственной Думы
4 Родители Тани (13 лет), Петра
(17 лет), Марии (19 лет) изменили гражданство.
Кто из детей должен дать согласие на изменение
гражданства РФ, а кто автоматически следует
за гражданством родителей?....................
5 Президент Республики
Чувашия запретил своим указом
использовать призывников –
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………...21
Введение
Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит “войти в политику” и почувствовать дыхание истории.
Конституционное право - совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.
Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них - конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права.
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников.
1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ
Нормы конституционного права - это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.Для норм конституционного права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т.д.Вместе с тем нормам конституционного права присущ ряд специфических особенностей. Во-первых, нормы конституционного права регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения. Во-вторых, они устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации и являются основополагающими для норм других отраслей права. В-третьих, нормы конституционного права имеют свои структурные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, имеющих, как правило, три структурных элемента: гипотезу (условие, при котором применяется данное правило поведения), диспозицию (само правило поведения) и санкцию (указания на последствия неисполнения обязанности), в статьях нормативно-правовых актов, содержащих нормы конституционного права, формулируются лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в законодательных актах иных правовых отраслей (уголовного, административного права и т.д.).Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть проведена по различным признакам, критериям. В юридической науке существует немало таких критериев. Так, в зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:
1) закрепляющие
и регулирующие основы
2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве РФ, о статусе иностранных граждан);
3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);
4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4 - 8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).
Кроме того, нормы
конституционного права
1) управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции РФ);
2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции РФ);
3) запрещающие (ст. 13 Койституции РФ);
по степени определенности содержащихся предписаний:
1) императивные (ст. 72 Конституции РФ);
2) диапозитивные (ст.66 Конституции РФ);
по юридической силе (форме закрепления):
1) конституционные (обладающие высшей юридической силой);
2) содержащиеся в иных законодательных актах.
Таковы основные
виды конституционно-правовых
Субъектами конституционно-правовых отношений выступают:
- народ (проведение референдумов, выборов в высшие органы Федерации, органы субъектов);
- Российское федеративное государство;
- субъекты Российской Федерации <респу блики, края, области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа);
- административно-
- государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
- органы местного самоуправления;
- Президент Российской Федерации - глава Российского государства;
- главы государств
- субъектов Российской
- общественные объединения граждан (партии, общественные организации, движения, комитеты и т.д.);
- депутаты представительных органов государственной власти;
- комиссии и комитеты органов законодательной власти;
- общие собрания граждан, сельские сходы;
- избирательные комиссии;
- граждане Российской Федерации;
- иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство).
Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса "Теория государства и права" известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, ходатайство верховного органа народного представительства о приеме данного государства в состав Российской Федерации является действием, порождающим возникновение конституционно-правовых отношений между Федерацией и ее субъектом.Событиями как юридическими фактами могут являться, например, рождение и смерть человека, которые влекут за собой возникновение или прекращение конституционно-правовых отношений гражданства, пользования конституционными правами и свободами.Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их можно условно разделить на отдельные группы. В основе такой классификации лежат те же признаки, что и при классификации норм конституционного права. Наиболее распространенным критерием классификации в юридической науке являются субъекты конституционно-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, одной из сторон в которых являются перечисленные выше субъекты. Конституционно-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (право-установительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).
2 ОСНОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава вторая "Приобретение
гражданства Российской
Исходя из того, что Россия выступает как
правопреемница Советского Союза, который,
в свою очередь, выступал как правопреемник
Российской империи, Закон применил при
определении гражданства России не только
законодательные акты РФ, но и РСФСР, бывшего
СССР и царской России, имевшие силу на
момент наступления обстоятельств, с которыми
связывается принадлежность лица к российскому
гражданству.
Признание гражданства РФ (Ст. 13 закона
о гражданстве РФ). Гражданами России признаются
все граждане бывшего СССР, постоянно
проживавшие на территории РФ на 06 февраля
1992 года, на день вступления Закона в силу.
При этом Закон предоставлял право лицам,
по тем или иным причинам не желавшим быть
гражданами России в срок до 06 февраля
1993 года, отказаться от российского гражданства,
заявив о своем несогласии путем подачи
в органы внутренних дел заявления установленного
образца.
Гражданами РФ по рождению признаются
лица, родившиеся на территории России
до момента подписания Договора об образовании
СССР (до 30 декабря 1922 года) и утратившие
гражданство бывшего СССР. При этом определяющими
обстоятельствами являются: рождение
на территории России (в бывших границах
РСФСР) или принадлежность хотя бы одного
из родителей на момент рождения ребенка
к гражданству СССР и постоянное проживание
на территории РСФСР. Поскольку территория
РСФСР в период с 1917 года часто изменялась,
следует определять эти границы на дату
рожденияэтоголица.
Следует отметить, что для признания
гражданства России был избран наиболее
демократичный, так называемый "нулевой"
вариант. В результате признания, т. е.
без каких-либо активных действий со своей
стороны, приобрели гражданство РФ лица,
составляющие подавляющую часть граждан
Российской Федерации. Законодательство
ряда стран, образовавшихся на территории
бывшего Советского Союза, например, Прибалтики
куда как более сложное, а во многом дискриминационное
по отношению к своим бывшим гражданам.
Вопрос этот имеет не только теоретический
характер, так как затрагивает судьбы
многих миллионов бывших граждан бывшего
Советского Союза. Российское государство,
самоопределяясь как суверенное независимое
государство, не могло пойти путем признания
своими гражданами всех тех граждан, коими
они были на момент принятия этого закона
подобно законодательству Советского
Союза (например, ст. 4 Закона Союза ССР
"О гражданстве СССР"). Это объясняется,
в первую очередь, отсутствием юридического
оформления республиканского гражданства,
так как оно как бы "растворялось"
в союзном гражданстве и не фиксировалось
ни в каких документах. Этим же объясняется
и оговорка в законодательстве о праве
лица не состоять в российском гражданстве.
Ибо на территории России постоянно проживали
граждане СССР, но считавшие себя гражданами
других бывших союзных республик, ставших
впоследствии независимыми государствами.
Автоматическое причисление их к гражданам
России ущемило бы их права. Эта оговорка
в законодательстве еще раз подчеркивает
демократичность Закона о гражданстве
РФ.
Гражданство по рождению (Статьи 14, 15, 16
и 17 Закона о гражданстве РФ). Законодатель
уделил этому основанию гражданства РФ
сравнительно много статей закона видимо
потому, что пополнение корпуса граждан
России именно через гражданство и через
рождение будет в дальнейшем основным.
На детей автоматически распространяется
гражданство родителей, как это принято
в большинстве стран мира. Если отец и
мать ребенка - граждане России, то ребенок,
независимо от того, где он родился, также
становится россиянином (Ст. 14 Закона).
Эта форма приобретения гражданства называется"правомкрови".
Похоже, решается вопрос о гражданстве
ребенка, если один из родителей - гражданин
России, а другой является лицом без гражданства.
Место рождения ребенка и здесь не играет
роли (Часть 1 Статьи 15 Закона).
Если же вторым родителем ребенка является
иностранный гражданин, то вопрос о гражданстве
ребенка определяется добровольным соглашением
родителей, причем в письменной форме.
При отсутствии такого соглашения ребенок
приобретает российское гражданство,
так как Закон всегда на стороне родителя
- гражданина РФ (Часть 2 Статьи 15 Закона).
В тех случаях, когда оба родителя ребенка
неизвестны, ребенок является гражданином
России. Изменить это положение можно
будет лишь на основе судебного решения
в случае обнаружения хотя бы одного из
родителей, опекуна или попечителя (Ст.
16 Закона).
В связи с тем, что Россия является
правопреемницей СССР, то она предоставляет
свое гражданство детям, родившимся на
ее территории до момента распада Советского
Союза (т. е. до 1 сентября 1991 года) и имеющих
родителей-граждан других государств
в тех случаях, когда эти государства не
предоставляют им своего гражданства.
Это называется "правом почвы" (Ст.
17 Закона).
Приобретение гражданства в
порядке регистрации (Статья 18 Закона).
Сложная ситуация, сложившаяся на территории
бывшего Советского Союза после его распада,
вынудила законодателя ввести новое основание
для приобретения российского гражданства
в порядке регистрации. Это объясняется,
в первую очередь тем, что многие лица
- граждане СССР - в тот момент проживали
на территории других союзных республик,
ставших независимыми государствами.
Они имели безусловное право на российское
гражданство. Поэтому для этого основания
приобретения российского гражданства
был введен упрощенный порядок его приобретения,
не связанный со сложными процедурами,
не требовал решения о приеме в гражданство,
оформляемого указом Президента РФ. Регистрация
здесь осуществляется органами внутренних
дел.
Этот же порядок закон распространил на
лиц, бывших граждан СССР, признанных состоявшими
в гражданстве РФ по рождению, неправомерно
лишенных гражданства СССР.
Таких ситуаций статья 18 установила
шесть. Если супруг, отец или мать лица,
ходатайствующего о приобретении российского
гражданства, являются гражданами России,
данное лицо (муж, жена, сын, дочь) может
зарегистрироваться в качестве гражданина
РФ. Если хотя бы один из родителей лица,
ходатайствующего о приобретении российского
гражданства, на момент рождения был гражданином
РСФСР, которые приобрели иное гражданство
по рождению. В этом случае это лицо может
приобрести российское гражданство в
порядке регистрации в течение пяти лет
после достижения им 18-летнего возраста.
Если дети бывших граждан РСФСР родившиеся
после прекращения у родителей гражданства
РСФСР обратятся в соответствующие российские
органы в течение пяти лет после достижения
ими 18-летнего возраста.
Другие основания приобретения
российского гражданства в порядке регистрации
имеют жесткие временные ограничения,
опять же связанные с нашей историей. Граждане
СССР, постоянно проживающие на территории
других республик бывшего СССР, если они
не стали гражданами этих республик и
в течение трех лет со дня вступления в
силу (т. е. до 6 февраля 1995 года) заявившие
о своем желании приобрести российское
гражданство, имели право на упрощенный
порядок приобретения гражданства РФ.
Регистрационный порядок приобретения
российского гражданства распространялся
на лиц без гражданства, постоянно проживавших
на территории России или бывших союзных
республик и заявивших о своем желании
приобрести российское гражданство до
6 февраля 1993 года, т. е. в течение года со
дня вступления в силу Закона о гражданстве.
Тот же срок, т. е. один год со дня вступления
в силу закона, давал право приобретения
российского гражданства в порядке регистрации
иностранным гражданам и лицам без гражданства
при условии, если они сами или мать, отец
состояли в российском гражданстве (подданстве)
по рождению.
Необходимо подчеркнуть, что
лица не сумевшие приобрести российское
гражданства в порядке регистрации по
тем или иным причинам не лишаются права
приобрести российское гражданство, так
как они могут это осуществить в порядке
приема в российское гражданство.
Прием в гражданство РФ (Ст. 19 закона). Дееспособное
лицо, достигшее 18-летнего возраста и не
состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать
о приеме в российское гражданство независимо
от происхождения, социального положения,
расовой и национальной принадлежности,
пола, образования, языка, отношения к
религии, политических и иных убеждений
(Часть 1 Статьи 19 Закона). Это вытекает
из Декларации прав и свобод человека
и гражданина, принятой Верховным Советом
РСФСР 22 ноября 1991 года и включенной в
Конституцию РФ, установившей, что каждый
имеет право на приобретение и прекращение
гражданства Российской Федерации в соответствии
с законом.
Впервые в российском законодательстве
для принятия в гражданство иностранных
граждан и лиц без гражданства вводится
ценз оседлости. Он требует пятилетнего
общего срока или трехлетнего непрерывного
срока проживания на территории России
непосредственно перед обращением с ходатайством
о предоставлении российского гражданства.
Для беженцев, признаваемых таковыми российским
законодательством, срок проживания сокращается
наполовину. При этом закон четко определил
условия непрерывного проживания: выезд
за пределы России для учебы или лечения
не более чем на три месяца (Часть 2 Статьи
19 Закона).
Часть 3 указанной статьи закона предусматривает
обстоятельства, облегчающие прием в российское
гражданство вплоть до снятия требований
части второй настоящей статьи: состояние
в гражданстве бывшего СССР в прошлом,
усыновление ребенка, являющегося гражданином
РФ. Наличие высоких достижений в области
науки, техники и культуры, а также обладание
профессией или квалификацией, представляющими
интерес для России, наличие заслуг перед
народами, объединенными в Российскую
Федерацию, в возрождение России, в осуществлении
общечеловеческих идеалов и ценностей
- гарантируют получение убежища на территории
России. Необходимо отметить, что прием
в гражданство это двухсторонняя акция,
где, с одной стороны, выступает лицо, ходатайствующее
о предоставлении российского гражданства,
с другой - государство. Поэтому законодательство
предусматривает право государства отказать
в предоставлении своего гражданства.
Это относится к лицам, выступающим за
насильственное изменение конституционного
строя; состоящим в партиях и организациях,
деятельность которых несовместима с
конституционными принципами Российской
Федерации; осужденными российскими судами
и отбывающими наказание в виде лишения
свободы за действия, признанные противоправными
российским законодательством.
При этом условием принятия
российского гражданства является отказ
от иностранного гражданства, если речь
не идет о предоставлении почетного гражданства
или о двойном гражданстве.
3 ПОРЯДОК ВЫБОРОВ
ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Государственная Дума
(кратко - Госдума) - одна из двух палат
Федерального Собрания Российской Федерации
(ст. 95 действующей Конституцией России. Правовой статус Государственной
Думы (обычно рассматривается как нижняя
палата российского парламента) определён
в главе 5-й Конституции Российской Федерации.
Государственная Дума
состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции
РФ). Депутатом Государственной Думы может
быть избран гражданин Российской Федерации,
достигший 21 года и имеющий право участвовать
в выборах (причём, одно и то же лицо не
может быть одновременно депутатом Государственной
Думы и членом Совета Федерации) (ст. 97
Конституции РФ). Депутатом Государственной
Думы первого созыва мог одновременно
являться член Правительства Российской
Федерации
С 2007 года депутаты
Государственной Думы избираются по пропорциональной
системе (по партийным спискам). С 2005 года
проходной барьер повышен до 7 %. Новые
правила были установлены специально
для того, чтобы отсечь явно непроходные
партии и нежелательных кандидатов в Госдуму.
Ранее в России была смешанная избирательная
система, так как половина общего состава
депутатов избиралась также по мажоритарной
системе
Первая Государственная
дума избиралась вместе с Советом Федерации
в день всенародного голосования по Конституции
12 декабря 1993 года сроком на 2 года (согласно
переходным положениям принимаемой Конституции).
Срок полномочий остальных
созывов Государственной Думы - 4 года.
Из-за внесения поправок в Конституцию
2008 года следующие созывы депутатов будут
избираться сроком на 5 лет.
Выборы в Государственную
думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007.
Работу думы возглавляет
председатель думы и его заместители,
при этом каждая фракция или депутатская
группа может выдвинуть заместителя председателя
Государственной Думы. Работа в рамках
комитетов Госдумы.
Депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации (далее - депутаты Государственной
Думы) избираются гражданами Российской
Федерации на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Участие гражданина Российской
Федерации в выборах является свободным
и добровольным. Никто не вправе принуждать
гражданина Российской Федерации к участию
или неучастию в выборах, а также препятствовать
его свободному волеизъявлению.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации в Государственную
Думу избираются 450 депутатов.
225 депутатов Государственной
Думы избираются по одномандатным избирательным
округам (один округ - один депутат), образуемым
на основе единой нормы представительства
избирателей на одномандатный избирательный
округ, за исключением избирательных округов,
образуемых в субъектах Российской Федерации,
в которых число избирателей меньше единой
нормы представительства. Единая норма
представительства избирателей на одномандатный
избирательный округ устанавливается
путем деления общего числа избирателей,
проживающих на территории Российской
Федерации и зарегистрированных в Российской
Федерации в соответствии с Федеральным
законом "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", на общее
число (225) одномандатных избирательных
округов.
Информация о работе Конституционно-правовые нормы и отношения