Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:28, курсовая работа
Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства – «основные права и свободы человека и гражданина» и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации.
Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.
1. Вступление ................................................................................................... 3
2. Основные права человека и гражданина в Конституции РФ ....................4
3. Гражданство РФ, как основание возникновения прав............................... 6
4. Классификация основных прав и свобод .................................................. 8
5. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод .................................. 11
6. Механизм осуществления гарантий прав и свобод ..................................15
7. Заключение .............................................................................................. ....32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра юриспруденции
ФИРСОВА АНГЕЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА
по предмету: «Конституционное ( государственное) право России. »
Специальность: «Юриспруденция»
Москва 2011
«КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ГАРАНТИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ И
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Вступление ..............................
2. Основные права человека и гражданина
в Конституции РФ ....................4
3. Гражданство РФ, как основание возникновения
прав..........................
4. Классификация основных прав и свобод
..............................
5. Гарантии осуществления и защиты прав
и свобод ..............................
6. Механизм осуществления гарантий прав
и свобод ..............................
7. Заключение ..............................
Настоящая работа
предполагает рассмотрение
Основной закон государства
– Конституция, в первой своей главе «Основы
конституционного строя» декларирует
положение о том, что «Человек, его права
и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина – обязанность
государства». Данное положение – одна
из фундаментальных основ конституционного
строя РФ. Понятием «высшая ценность»
не определяется никакая другая основа
конституционного строя.
Не случайно положение
о правах и свободах вынесено в число первых,
ровозглашенных Конституцией. Место этого
института обусловлено тем, что права
и свободы человека и гражданина признаются
высшей ценностью государства и общества,
целью функционирования всех государственных
и общественных институтов и структур.
Что же такое «основные права и свободы
человека и гражданина»?
Понятие «основные
права и свободы человека и гражданина»
возникло в 18 веке, когда впервые прозвучало
во французской «Декларации прав и свобод
человека и гражданина» 1783 года. Идеи просветителей,
провозглашенные в данном документе были
поддержаны впоследствии конституциями
многих государств – начиная с первой
американской конституции и до наших дней.
Думается, нужно
обратить особое внимание на то, что раздел
о правах человека и гражданина не всегда
занимал столь значимое место в предыдущих
Конституциях нашей страны – появился
он лишь в Конституции1937 года, да и то,
в числе последних глав. В Конституции
1978 года он был поставлен уже на второе
место.
В 1991 году начался новый
период в правовой системе Российской
Федерации, ознаменованный признанием
гарантированных прав человека и
гражданина.
22 декабря
1991 года была принята Декларация прав
и свобод человека и
гражданина, полностью соответствующая
международным актам, принятым
демократическим мировым сообществом:
Всеобщая декларация
прав человека, принятая 10 декабря 1948 г.;
Европейская конвенция
о защите прав человека и основных свобод,
1950 г.;
Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах, 1966 г.;
Международный
пакт о гражданских и политических правах,
1966г.
Таким образом, была воспринята общая
концепция прав человека, принятая в этих
международных документах. Подписав 10
июля 1992 года в Хельсинки декларацию «Надежды
и проблемы времени перемен», Российская
Федерация подтвердила свои обязательства
соблюдать заключительный акт СБСЕ 1975
года в области прав человека.
Во исполнение этих
обязательств 21 апреля 1992 года были внесены
изменения в действующую в то время Конституцию
(1978 года) – раздел II «Государство и личность»
был заменен с незначительными коррективами,
положениями Декларации прав и свобод
человека и гражданина. Тем не менее, этого
было недостаточно, так как данный раздел
не был органично связан с остальным текстом
Конституции. Референдум 12 декабря
1993 года принял Конституцию РФ, действующую
и по сей день. Именно
в ней по логике построения, первая статья
провозглашает основы устройства общества,
на которые опираются права и свободы
человека и гражданина, члена этого общества,
провозглашенные уже во второй статье
Конституции, а вторая глава Основного
закона Российской федерации целиком
посвящена этому правовому институту.
«Человек признан источником своей свободы,
существующей не по соизволению государства.
Обладание правами и свободами, на
которые не может посягать государство,
обеспечивает индивиду возможность быть
самостоятельным субъектом, способным
самоутвердиться в качестве достойного
члена общества»
Содержание главы
2 Конституции РФ соответствует общепризнанному
в международном праве перечню прав и
свобод. Новым шагом в приближении норм
отечественного законодательства общепризнанным
международным стандартам в области прав
человека стало вступление России в Совет
Европы 15 января 1996 года и принятие, в числе
прочих, положения о необходимости ратификации
Европейской конвенции о защите прав человека
и основных свобод, включая протокол №
6, касающийся отмены смертной казни в
мирное время. Часть условий по вступлению
в эту международную организацию Россия
уже выполнила, часть – находится в стадии
принятия, так этот процесс требует
пересмотра некоторых нормативно-правовых
актов.
Следуя положению
«Всеобщей декларации прав человека»,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 г. о том, что «все люди рождаются
свободными и равными в своем достоинстве
и правах. Они наделены разумом и совестью
и должны поступать в отношении друг друга
в духе братства», Конституция РФ 1993 г.
провозглашает, что « основные права и
свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения».
Важно отметить,
что Конституция признает права и свободы
как основные, не предусматривая их
деления на более и менее значимые. Тем
самым подтверждается их равноценность.
Конституция
определяет основные свойства прав и свобод:
Неотчуждаемость
– т.е. ни одно из прав не может быть изъято
государством или ограничено в объеме
без указания этих ограничений (лишь в
строго установленных случаях – на основе
Конституции и закона). Кроме того, человек
не может взять на себя ответственность
пред кем бы то ни было не пользоваться
своим правом или совокупностью прав (ст.
60 Конституции РФ).
Естественный
характер - т.е. момент возникновения основных
прав
совпадает с моментом рождения человека.
Вместе с тем, осуществление
прав и свобод индивида должно быть основано
на принципе уважения чужих прав и свобод
- это декларируется в ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст.
55 Конституции РФ, так как ни одно общество
не может предоставить человеку чрезмерную
свободу. Таким образом, устанавливается
необходимое равновесие любого гражданского
общества, в котором каждый, обладая правами
и свободами человека и гражданина, защищен
государством от посягательства на них.
Тем не менее, говоря
об основных правах и свободах нельзя
не сказать, что в отличие от основных
личных прав, которые по своей природе
неотчуждаемы и принадлежат каждому от
рождения как человеку, политические права
и свободы связаны с обладанием гражданством
государства. «Каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее территории всеми
правами и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией Российской
Федерации» - данное положение определяет
устойчивую правовую связь человека с
государством, определенную международным
Пактом «О гражданских и политических
правах»:
«Каждое участвующее в настоящем Пакте
государство обязуется уважать и обеспечивать
всем находящимся в пределах его территории
под его юрисдикцией лицам права,
признаваемые в настоящем Пакте, без какого
бы то ни было различия….».
В соответствии
со ст.6 ч.2 Конституции РФ гражданин, а
не какое-либо иное лицо обладает на территории
Российской Федерации всей полнотой прав
и свобод, предусмотренных Конституцией.
Иначе говоря, все основные права граждан
России отличаются от других прав и обязанностей
основанием возникновения – принадлежностью
к гражданству Российской Федерации.
В качестве
субъектов права можем рассмотреть лица
со следующими
статусами:
ГРАЖДАНЕ РФ
ИНОСТРАНЦЫ
ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Законодательство
определяет гражданство как «устойчивую
правовую связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных
прав, обязанностей и ответственности,
основанная на признании и уважении достоинства,
основных прав и свобод человека.».
Данное
положение определяет важность принадлежности
к гражданству, так как только в этом случае
возникают права и свободы, защищаемые
государством, где бы гражданин ни находился.
Кроме того, очень важным
моментом в данном определении является
то, что именно признание государством
и готовность защищать права и свободы
характеризует государство как демократическое
и правовое.
Кроме того, граждане Российской Федерации
по сравнению с другими лицами, законно
находящимися на территории РФ, наделены
правами в сфере осуществления политической
власти. Например, только граждане могут
избирать и быть избранными в представительные
органы Российской Федерации и ее субъектов.
Иначе говоря, «личные права» – каждому,
«политические» – гражданам.
Связь политических прав с гражданством
не означает, однако, что политические
права – вторичны и производны от воли
государства.Гражданство и связанные
с ним права и обязанности возникнув (по
рождению или в соответствии с установленным
Законом порядком) длятся до тех пор, пока
не наступит смерть гражданина или не
прекратятся иным законным способом.
Важно отметить, что от того, каким статусом
обладает лицо – является ли оно гражданином
или нет – зависит объем гарантий, которые
Конституция дает по защите прав и свобод
– так называемое субъективное право,
когда «гражданство опосредуется правами
личности по поводу гражданства.»
Говоря о наделении субъектов основными
правами и свободами, можно сказать, что
именно гражданин Российской Федерации
«обладает на ее территории всеми правами
и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией Российской
Федерации». Однако, права и свободы любого
человека, не являющегося гражданином
России признаются,
соблюдаются и защищаются в виде прав
и свобод иностранного гражданина или
лица без гражданства. Это также является
обязанностью Российского государства,
ибо оно взяло на себя обязанность соблюдать
права и свободы любого человека. Таким
образом, мы можем определить основные
права человека и гражданина, как права,
закрепленные конституционно.
Помимо этого, существует еще немало
прав (и соответственно обязанностей –
в этом проявляется дуализм права) связанных
с различными статусами лиц – авторские
права, права собственников и т.д. Все эти
права регулируются отраслевым законодательством
и, поскольку все законодательство Российской
Федерации строится на приоритете Основного
закона, соответствуют основным правам,
закрепленным в Конституции.
«Только конституционные права и свободы
имеют такой всеобъемлющий адрес – как
каждый человек и гражданин, или каждый
гражданин Российской Федерации»
Говоря о правах
и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем
человека и гражданина. Здесь прослеживается
та же логика, что и в определении приоритетов
при классификации прав и свобод - она
отражена во Всеобщей декларации прав
человека и в Международных пактах по
правам человека.
Личные права;
Политические;
Социальные и экономические права;
Культурные права;
Думается, что классификация
прав и свобод достаточно условна – так
право собственности является не только
личным, обеспечивающим самостоятельность
личности, но и социальным, экономическим,
связанным с удовлетворением материальных
притязаний человека; право на определение
национальности и пользование родным
языком – может рассматриваться не
только в сфере личных прав, но и социальных,
культурных.
Тем не менее, существуют критерии, которые
определяют подобное разграничение прав:
Личные
права человека – наиболее широко определенные
Конституцией. Специфика их заключается
в том, что это именно те права, которые
присущи любому человеку от рождения,
не связаны с понятием гражданства.
Все эти права определяют свободу человека
в его личной жизни, его юридическую
защищенность от какого-либо незаконного
вмешательства – ограждение автономии
личности.
Политические права и свободы - отражают
возможность участвовать в политической
жизни и осуществлении государственной
власти. Однако этот критерий дает возможность
рассматривать многие из так называемых
личных прав в числе прав гражданских
и политических – например, право на свободу
мысли и слова, получение, производство
и распространение информации (ст. 29). В
качестве критерия выделения данной группы
прав и свобод в относительно самостоятельную
группу, думается, целесообразно рассматривать
такое понятие как «гражданство» – выше
приводилось определение этого института,
данное в Законе о гражданстве РФ. Кроме
того, нужно отметить, что несмотря на
естественность и неотчуждаемость этих
прав, в полном объеме они могут быть осуществлены
по достижении лицом, наделенным гражданством
РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возраста
полной дееспособности. Следует также
отметить, что осуществление некоторые
политических прав регулируется другими
статьями Конституции. Так, депутатом
Государственной думы может быть избран
гражданин по достижению им возраста 21
года (ст. 97 КРФ), для избрания Президентом
установлен возрастной ценз в 35 лет (ст.
81 КРФ). Такие ограничения оправданы
тем, что, достигнув определенного возраста,
гражданин осознает и предвидит последствия
своих действий, обладает жизненным опытом
и в состоянии нести обязательства, которые,
как известно всегда сопутствуют правам.
Политические права являются непременным
условием реализации всех других прав
граждан, поскольку они
образуют основу системы демократии и
выступают как средство контроля за
властью.
Говоря о правах
социально-экономических, необходимо
отметить, что Конституция 1993 года Российской
Федерации привнесла много нового в эту
сферу жизни - личность стала экономически
активной. Положения об экономических
и социальных правах и свободах человека,
изложенные в Международном Пакте об экономических,
социальных и культурных правах от 16 декабря
1966 года легли в основу статей Конституции
РФ 1993 года.
Помимо положений, регулирующих экономические
права и свободы, большое количество норм
регулируют социальную сферу. Можно сказать,
что здесь речь в большей степени идет
не только и не столько правах, сколько
о гарантиях.
Культурные права
- Осуществление этих прав и свобод человека
в демократическом социальном государстве
предполагает гарантии на свободу творчества
(ст. 44); право на защиту интеллектуальной
собственности (ст. 44); право на участие
в культурной жизни и пользование учреждениями
культуры (ст. 45). Особое место в системе
прав и свобод человека и гражданина в
российской федерации занимают так называемые
«права по защите других прав». «Российская
Федерация – Россия есть демократическое
федеративное правовое государство….»
- это самое первое положение Конституции
РФ утверждает, что Российское государство,
приняв и подписав положения международных
документов по правам человека взяло на
себя обязанность и закрепило ее конституционно
гарантировать осуществление и законную
защиту прав и свобод человека и гражданина
в случае любого их нарушения.
Поскольку темой нашей работы являются
конституционные гарантии основных прав
и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации, этот раздел Конституции имеет
особое значение – ведь Конституция, как
Закон, имеющий высшую юридическую силу
и прямое действие должна реально регулировать
общественные отношения и оказывать непосредственное
воздействие на всю систему органов государственной
власти. Таким образом, одним из принципов
на которых основывается провозглашение
Конституцией прав и свобод является гарантированность
- как общих начал, так и конкретных прав
и свобод в отдельности. Но провозглашение
этих прав было бы декларативным, не будь
в Конституции указаний на гарантии их
осуществления и защиты. Более того, положения
Конституции, в которых закрепляются и
гарантируются права и свободы человека
и гражданина получают свое развитие в
нормативных актах принятых государственными
органами. «Права человека и гражданина
являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием». Положения
этой статьи указывают на то, что любое
поведение человека по осуществлению
своих прав и свобод (при соблюдении ограничения
ст. 17, 55
- не нарушая права и свободы других людей)
является правомерным и не требует наличия
специальных нормативных актов. Это однако,
не означает что подобные акты не нужны
- более того, в ряде случаев прямо предусматривается
необходимость издания федеральных конституционных
и федеральных законов – например, ст.
36, в которой провозглашается право частной
собственности на землю – ч. 3 этой статьи
гласит о том, что «условия и порядок пользования
землей определяются на основе федерального
закона».
Таким образом, конституционные
права в законах конкретизируются, развиваются,
расширяют перечень прав и свобод (но не
сокращают! – «В Российской Федерации
не должны издаваться законы, отменяющие
или умаляющие права и свободы человека
и гражданина»), гарантий их выполнения
и защиты. В этом случае конституционные
нормы становятся гарантом выполнения
положений иных нормативных актов.
Российская Федерация, претендуя на звание
демократического и правового государства
стремится к осуществлению всех возможных
гарантий по осуществлению прав и свобод.
Воплощение их не укладывается только
в рамки права.
В юридической
литературе принята классификация гарантий:
Юридические гарантии рассматриваются
как гарантии специальные;
Экономические, социальные политические,
духовные, социально–психологические
– как общие гарантии.
Рассмотрим
их специфику:
Социально-экономические – в Конституции
1993 года нет специального раздела об экономической
основе государства и общества, не установлена
какая-либо форма собственности в качестве
основной или ведущей, как равно и не предусмотрено
ограничений для других, в частности собственности.
Более того, частная собственность признается
и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция
обязывает государство обеспечивать свободу
экономической деятельности и поддерживать
конкуренцию, запрещая лишь монополизацию
этой деятельности и недобросовестную
конкуренцию, и провозглашает равенство
всех форм собственности и равную их защиту
(ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях,
когда экономическое пространство России
находится в состоянии формирования, роль
Конституции как основного закона и иных
нормативных актов регулирующих развитие
экономики страны получает особое значение.
Вместе с тем, развитие экономики предполагает
создание инфраструктуры для осуществления
социальных потребностей общества.
Политические – направленность политики
государства и создание условий для осуществления
этих гарантий. Думается, правильным будет
рассмотреть как в соответствии с Конституцией
«государственная защита прав и свобод
человека в российской Федерации гарантируется».
Представительная ветвь власти - Федеральное
Собрание, будучи законодательным органом,
претворяет в жизнь инициативу по принятию
законов, соответствующих конституционным
принципам, создает юридические механизмы
обеспечения реального осуществления
прав и свобод.
Государственная Дума назначает на должность
и освобождает от должности Уполномоченного
по правам человека Российской Федерации
в соответствии с федеральным конституционным
законом «Об уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации» от 25
декабря 1996 года. «Должность Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
учреждается в соответствии с Конституцией
Российской Федерации в целях обеспечения
гарантий государственной защиты прав
и свобод граждан, их соблюдения и уважения
государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными
лицами». Важным моментом функционирования
данного закона является то, что Уполномоченный
в своих действиях независим и неподотчетен
государственным органам и должностным
лицам, руководствуется Конституцией
РФ, федеральным конституционным законом
«Об уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации»,
общепризнанными нормами и принципами
международного права, международными
договорами РФ. Деятельность его дополняет
существующие средства защиты прав и свобод
граждан.
Исполнительная власть -
«Президент Российской Федерации является
гарантом Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и гражданина…»
- очень важная статья, которая определяет
одну из сторон деятельности Президента
РФ по гарантиям прав и свобод: реализации,
как в своей личной деятельности, так и
инициируя законы, издавая указы, направленные
на защиту прав и свобод личности в целом,
отдельных групп населения. Так, 1998 год
Указом Президента Российской Федерации
от 9 апреля 1997 года объявлен «Годом
прав человека в Российской Федерации».
В числе мероприятий по его проведению
Федеральному Собранию предложено рассмотреть
в первоочередном порядке и принять в
1998 году федеральные законы в области
прав человека:
О минимальных государственных социальных
стандартах;
Об альтернативной гражданской службе;
Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Кодекс РФ об административных правонарушениях;
Об обучении лиц с ограниченными возможностями
получения образования.
Предложено ратифицировать международные
документы:
Рамочная конвенция о защите национальных
меньшинств 1995 года;
Европейская хартия местного самоуправления
1985 года Европейская конвенция о выдаче
1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;
Европейская конвенция о взаимной правовой
помощи по уголовным делам
1959 года;
Конвенции Международной организации
труда 1947 г., 1957 г., 1978 г., 1981 г.
Кроме того в данном документе Правительству
РФ предложено финансировать
Федеральные программы, обеспечивающие
выполнение постановления в области прав
человека и т.д.
При
Президенте России существует комиссия
по правам человека, деятельность которой
направлена именно на разработку концепций
по обеспечению и защите прав и свобод
человека.
Правительство
РФ, местные органы государственной власти
также призваны осуществлять эту деятельность
– министерство юстиции, существование
системы специальных органов, призванных
выполнять эти функции тому подтверждение.
Защита прав и
свобод человека и гражданина - задача
судебной власти в
Российской Федерации. Эта задача стоит
перед прокуратурой, в компетенцию
которой входит рассмотрение обращений
о нарушении права; перед судом –
который в правовом государстве должен
выступать гарантом защиты
нарушенных прав. Действенным средством
является Конституционный суд,
принимающий жалобы граждан по фактам
нарушения прав и свобод, создана
Комиссия по правам человека при президенте
РФ.
Говоря
о гарантиях соблюдения прав и свобод
человека и гражданина нельзя не упомянуть
положение конституции, в соответствии
с которым сам человек может выступать
защитником своих прав и свобод всеми
способами, не
запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать
действия нарушающие права
в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные
органы (ст. 46 ч. 3).
Особое
место среди гарантий прав и свобод человека
и гражданина
занимают гарантии юридические, которые
«охватывают все правовые
средства, обеспечивающие осуществление
и охрану прав и свобод человека и
гражданина»
Информация о работе Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в РФ