Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:05, курсовая работа
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Введение 3
1.Понятие и виды юридических гарантий прав человека и гражданина 4
2.Судебные гарантии прав человека и гражданина в РФ: понятие, виды, значение 8
3.Уполномоченный по правам человека Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль 12
4.Обращение в Европейский Суд по правам человека как международно-правовое средство обеспечения прав человека в России: правовые основы, процедура, юридические последствия 16
Заключение 21
Список использованных источников 22
Назначение гарантий состоит в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституциях и законах юридический статус личности и особенно, его права и свободы становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Без соответствующих гарантий провозглашенные в Конституции, в законах права и свободы - пустой звук. Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан.
Я думаю, что конституционное право каждого на судебную защиту означает, то, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение.
3.Уполномоченный по правам человека Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный по правам человека в РФ осуществляет свою деятельность на основе Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г.№1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».[8]
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции и Законом об Уполномоченном (ч.2 ст. 1) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы и назначается большинством голосов от общего числа ее депутатов. Вместе с тем ч.1 ст.2 Закона гласит, что Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам или должностным лицам, в том числе и парламенту. Но это не означает, что он не должен поддерживать постоянную связь с парламентом. Его взаимоотношения с Федеральным Собранием выражаются, прежде всего, в форме предоставления последнему ежегодных докладов Уполномоченного о своей деятельности (ст.33 Закона).
Данную должность может занять лицо, отвечающее определенным требованиям: иметь Гражданство РФ; возраст не моложе 35 лет; познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы.[9]
Уполномоченный по правам человека назначается на должность сроком на пять лет. Этот срок и срок полномочий Государственной Думы (согласно ст.96 Конституции РФ-4 года) не совпадают. Данный факт свидетельствует о том, что никакие политические события, связанные с деятельностью Государственной Думы, как в период парламентских каникул, так и в период проведения избирательной компании, не являются основанием для прекращения деятельности Уполномоченного. Одно и тоже лицо не может быть назначено более чем на два срока подряд.[10]
Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Закон оговаривает, что жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный не рассматривает.[11]
Часть 3 ст. 1 Федерального конституционного закона выделяет четыре направления деятельности Уполномоченного по правам человека:
-восстановление нарушенных прав граждан;
-совершенствование
законодательства РФ о правах
человека и гражданина и
-развитие международного сотрудничества в области прав человека;
-правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов защиты. [12]
Основным содержанием
компетенции Уполномоченного
Согласно Федеральному конституционному закону заявителями могут быть не только граждане РФ, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 15 Закона). Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному (ст. 19 Закона).
Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет. Ст. 20 Закона предоставляет Уполномоченному четыре возможности:
-принять жалобу к рассмотрению, если она подана ему не позднее истечении года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении;
-имеет право не принимать жалобу, сославшись на ст. 16 Закона, а разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
-передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
-имеет право, основываясь на ч.ч. 1, 2 ст. 16, ст. 17 Закона отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
Конкретную
форму реагирования на жалобу Уполномоченный
определяет самостоятельно с учетом
самых многообразных
Уполномоченный наделен широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки жалобы. В частности, он правомочен:
-обращаться
к компетентным
-беспрепятственно
посещать все органы
-запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы;
-получать объяснения
должностных лиц и
Согласно ст.
34 Закона должностные лица обязаны
беспрепятственно и бесплатно предоставлять
Уполномоченному запрошенные
Уполномоченный имеет право знакомиться с уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел (ст. 23).
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченному предоставляются следующие полномочия:
-обратиться
в суд с заявление в защиту
нарушенных прав конкретного
лица, а также лично либо через
своего представителя
-обраться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в действиях и решениях которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;
-обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения, приговора, определения или постановления суда;
-изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
-обратиться
в Конституционный Суд РФ с
жалобой на нарушение
Закон, наделяя Уполномоченного правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной жалобой, не предоставляет ему возможности обращаться в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности законов, подзаконных нормативно-правовых актов и международных договоров.[15]
Деятельность Уполномоченного может быть направлена на защиту права граждан на осуществление местного самоуправления, в частности, на защиту отдельных составляющих данного права, право самостоятельного определения структуры органов местного самоуправления.[16]
В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон (ст.21) допускает такую возможность в случаях получения информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, в случаях, имеющих особое общественное значение либо когда необходимо защищать интересы лиц, которые не в состоянии самостоятельно использовать правовые средства защиты (престарелые, больные, несовершеннолетние). Например, в Алтайском крае с 1 января 2007 г. учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае, на основании Закона Алтайского края от 5 октября 2006 г. №102-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об уполномоченном по правам человека в Алтайском крае»
Результаты работы Уполномоченного находят отражение в ежегодном докладе парламенту. Кроме того, доклад направляется в другие высшие органы государства: Президенту РФ, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ. Все ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию. (прав и свобод человека и гражданина, должностного лица, в действиях и решениях которого усматривается нарушение административного производства
С учетом федеративного характера устройства нашего государства Закон (ст.5) предусматривает возможность децентрализации службы Уполномоченного путем учреждения подобных органов в субъектах Российской Федерации, т.е. создание нескольких уровней уполномоченного на территории страны. Многие субъекты РФ ввели у себя подобные должности, например в Пермской, Астраханской, Волгоградской областях, в Республике Татарстан. Однако уполномоченные субъектов Федерации не находятся в иерархической подчиненности у Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Они действуют самостоятельно в рамках своей компетенции, но в тесном контакте с Уполномоченным.[17] В Алтайском крае работает Уполномоченный по правам человека при главе администрации Алтайского края, на основании Закона Алтайского края от 11 ноября 2002 г.№70-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» с изменениями. Уполномоченный назначается на должность Алтайским краевым Советом народных депутатов (ст.7).
Недопустимость
прекращения или приостановлени
Представляется, что полномочия российского Уполномоченного в большей степени необходимо сосредоточить на защите прав граждан от нарушений, возникающих в сфере деятельности исполнительной власти. Именно Уполномоченный должен реализовать неразвитые контрольные функции парламента над правительством и всей администрацией в области защиты прав граждан. Однако он не должен быть контролирующим органом по каждому решению.[18]
Полагаю, что работа Уполномоченного чрезвычайно важна, поскольку является одним из факторов, способствующих формированию правового государства и гражданского общества в России. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. В отличие от органов судебной системы Уполномоченный не обязан основывать свои решения только на правовых доводах, и может формулировать рекомендации, используя моральные аргументы. Нравственным и служебным долгом Уполномоченного в случаях массового нарушения прав человека является осуществление им гуманной миссии по моральной поддержке пострадавших и формированию общественного мнения в их защиту.