Конституционные обязанности человека и гражданина РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Тема работы актуальна, так как конституционное право, подобно всем отраслям права закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений – обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА РФ 5
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА РФ 5
1.2 ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ 7
1.3. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНСТИТУТА ОБЯЗАННОСТЕЙ 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РФ 16
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ 16
2.2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Афанасьев.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Как видно,  здесь  правильно подмечена связь правовой возможности  и правовой необходимости.  В праве эти категории не только взаимосвязаны, но и взаимно проникают друг в друга. И, видимо, обоснованно будет  характеризовать  юридические  права  и свободы и юридические обязанности качествами возможного и необходимого  поведения.  Это особенно  отчетливо  можно  проследить на примере конституционных прав и свобод и обязанностей. Как известно, право на основное общее  образование является обязательным (ч.  4 ст.  43 Конституции РФ).  В этом предписании Конституции  заключаются  и  возможность (право) и необходимость (обязанность).  В органическом соединении возможность и необходимость находятся также и в политических правах и свободах.

Не следует  из этого делать вывод,  что как  юридические права и свободы, так и юридические обязанности  целесообразно раскрывать через  категорию возможности. Нам представляется,  что это делать нецелесообразно. Во-первых, потому, что при этом смазываются различия между правами и обязанностями,  поскольку и права и обязанности  в  равной  мере  определяются  как  правовая  возможность. Во-вторых,  характеризуя как права и свободы, так и обязанности в виде  правовой  возможности,  нужно оговориться,  что в последнем случае речь идет о необходимой по закону возможности.  Но необходимая по закону возможность и есть правовая необходимость.  Методологически правильнее будет раскрывать понятие прав и свобод через категорию правовой возможности,  а юридических обязанностей через категорию правовой необходимости.  Такой  подход  позволяет установить существующие различия между правами,  свободами и обязанностями,  вскрыть содержание каждого из этих правовых явлений. К этому же выводу в итоге приходит сам Г.В.  Мальцев.  "Государственное признание необходимости поведения,  - пишет он,  - такова основная специфическая черта обязанностей в отличие от субъективных прав".  Хотя понятие обязанностей  следует  раскрывать  через правовую необходимость, вместе с тем нужно помнить, что между необходимостью и возможностью нет барьера,  "китайской стены",  что необходимость, имея строгие рамки, содержит в себе известные возможности.

Носитель конституционных   обязанностей,   например,  должен строго следовать предписанным законом виду и мере поведения, но в границах  этого  правового требования он может проявлять свою самостоятельность и активность как в постановке цели,  так и  в  ее реализации.  «В  условиях демократического общества обязанное лицо является не пассивным объектом государственного  властвования,  а активной  личностью,  для которой практическое воплощение в жизнь обязанностей есть свободный творческий процесс, полный инициативы и созидания»7

Конституционные права,  свободы и обязанности,  прежде  всего, опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности,  государство  сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов,  определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения. Подобно тому, как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав, так и конституционные  обязанности сопряжены с полномочиями государства и его органов создавать,  руководствуясь принципами  законности,  такие условия,  предпринимать такие меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение содержащихся в обязанностях предписаний. Иначе  говоря,  предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности,  государство берет на себя  бремя  гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до  принуждения - с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

В научной литературе имеются другие подходы  в  области  интерпретации природы и содержания основных обязанностей. Их обычно истолковывают  либо в связи с правами и  свободами,  пределами  их осуществления,  либо с принципами, прежде всего, с идеями равноправия.  По словам немецкого исследователя Х.  Хофмана,  "основные обязанности  в сочетании с принципом равенства так сильно выросли с момента своего возникновения, что могут пониматься даже как основное право на равное распределение обязанностей...". В отличие от прав (свобод) основные обязанности имеют  широкомасштабное  содержание.  В  Конституции  они проявляются, прежде всего, в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только  на правовые нормы,  но и нормы морали. "Иными словами, основные обязанности граждан сочетают в себе качества юридического веления  с качествами  морально-идеологического  императива,  а их нормативность обеспечивается действием  своих  элементов  их  содержания, т.е. нравственным долженствованием и юридической обязанностью".

В качестве вывода можно сказать, что конституционные обязанности  личности - лишь небольшая часть всех тех обязанностей,  которые закон возлагает на нее. Они отличаются  от прочих обязанностей граждан рядом особенностей,  и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности  независимо от того, в каком нормативном акте она записана.

«Как известно,  правовая норма,  закрепляя должное  поведение людей,  регулирует  их деятельность посредством установления либо прав,  либо обязанностей»8 Категория "должное поведение", т.е. поведение,  обеспечиваемое принудительной силой государства и соответствующей санкцией в юридической норме, отражает специфику права в целом,  отличие правовых от всех других социальных норм. Однако она не дает достаточного представления о правах и обязанностях как таковых,  не делает между ними каких-либо различий. Они в рамках должного существуют в степени  долженствования,  хотя  эту степень категория "должного" не в состоянии выразить.  Она не может быть с надлежащей полнотой отражена в категориях  "возможности" и "необходимости".

Правовая необходимость  полнее всего раскрывает существо юридической  обязанности.  Она,  с одной  стороны,  указывает, что эта обязанность  существует и развивается в рамках должного,  установленного законом и обеспечиваемого государством поведения.  С другой же стороны, она выражает содержание обязанности и присущую ей специфику. "Необходимость" для раскрытия обязанности играет такую же роль,  какую в понятии прав и свобод личности выполняет  "возможность".

В данном случае необходимость указывает  то  направление,  в котором  должен идти научный поиск при определении  понятия юридической обязанности.  Очевидно,  юридическая обязанность  есть  не просто должное (правомерное) поведение,  а это также и  характеризуемое определенным качеством (вид) и находящееся в  определенных границах (мера) поведение.  Здесь налицо переход от сущности первого порядка к сущности второго порядка.  Второй порядок выражает специфику правовой  обязанности полнее и глубже,  чем первый,  и потому он является содержательнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характер закрепления основных конституционных  обязанностей человека и гражданина РФ

2.1  Классификация и принципы конституционных обязанностей

 

«Права человека и гражданина становится реальностью лишь в то случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей»9

Принцип сочетания  прав и обязанностей знала еще  античность. Так, принадлежность к римскому гражданству означала для субъекта возможность пользования рядом  прав и одновременно обременение публичными обязанностями. К таким публичным обязанностям прежде всего относились право-обязанность исполнять функции должностного лица при существующем имущественном цензе, обязанность подлежать цензу, т.е исчислению имущества и доходов ( уклонение преследовалось в уголовном порядке), уплата налога, владение и полезное использование земель покоренных народов.

Установление  разумного баланса между правами  и обязанностями всегда было важнейшей  проблемой прогрессивной политико-правовой мысли.

Принцип единства права и обязанностей получил  отражение во Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что « каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».

В Международном  пакте  о гражданских и политических правах 1966г. также зафиксировано, что  «отдельный человек  имеет обязанности в соотношении других людей или того коллектива, к которому он принадлежит». Исходя из этих положений, соответствующие государства закрепляют в своем законодательстве развернутый перечень обязанностей применительно к своим условиям и национальным интересам.

В обязанности  граждан большинства демократических  государств входит соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, сохранение природы, памятников культуры и т.д. В конституциях отдельных  государств говорится и об обязанности трудиться (Япония, Италия, Эквадор и др.), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай).

Необходимым компонентом  взаимоотношений государства и  человека по поводу его прав выступают  юридические обязанности, без которых невозможны ни правовое государство, ни реализация самих прав и свобод человека. «Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государством прав человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав»10

Между тем, чрезмерное выпячивание лишь прав и отрицание  своих обязанностей ведет к тому, что человек стремится осуществить  свои желания или предложения  якобы принадлежащих ему правах любой ценой. А иногда, в свою очередь, влечет за собой нарушения прав других людей, а порой и совершения преступления.

Существовавшей  в нашей стране долгое время принцип  единства прав и обязанностей был  обусловлен правильным тезисом о  взаимной ответственности  государства и гражданина, общества и личности. «Нет прав без ответственностей и нет обязанностей без прав» - этому утверждению корреспондирует необходимость осознания каждым человеком и гражданином  своей ответственности перед государством и другими людьми при осуществлении своих прав. Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека существуют не из-за их государственного признания и конституционного закрепления, а связаны с самим фактом  общественного бытия человека. Но в государственно-организационном обществе в силу их официального признания они выступают в правовой оболочке в качестве обязанностей гражданина.

В мировой научной  литературе сейчас идет дискуссия о  том, какого рода обязанности было бы целесообразно провозгласить основными. Интересную классификацию предложил венгерский профессор Й.Виг. Он называет следующие обязанности:

1)никто не  может препятствовать, ограничивать  или ущемлять осуществление прав  других;

2) каждый индивид  обязан работать и действовать  в соответствии со своими способностями во имя осуществления или защиты интересов общества;

3)каждый гражданин  обязан в соответствии со своими  доходами и имущественным положением  нести часть общественного бремени  ( налоги и т.п) ;

4)каждый обязан  воздерживаться от оскорбления или ущемления и человеческого достоинства других путем распространения неверной, необоснованной информации, а также понижения общественного авторитета других лиц;

5)каждый индивид  обязан заботиться о своих  детях и о нуждающихся родителях;

6)каждый индивид  обязан по возможности оказывать  помощь нуждающимся в случае  опасности, несчастного случая  или катастрофы;

7)каждый должен  воздерживаться от загрязнения  окружающей среды;

8)индивид должен  стремиться к соблюдению не  только правовых, но также политических и моральных норм;

9)в случае  столкновения, неосуществимости (невыполнимости) прав индивида не может принимать  насилие, а должен попытаться  реализовать свои права с помощью  переговоров, компромиссов или  при помощи государства.

Хотя изложенная выше классификация и небесспорна, но, безусловно, заслуживает внимание. По аналогии с Декларацией прав и свобод человека, Й.Виг предлагает принять \Декларацию основных обязанностей. Современное положение в мире ( войны, насилие, групповой эгоизм) во многом вызвано пренебрежением людьми своими обязанностями, как перед другими людьми, так и пред государствами, гражданами которых они являются.

Конституциональные  обязанности граждан РФ можно  подразделить на обязанности, формулы  которых носят общий характер ( они конкретизируются в специальных законах), и обязанности, формулы которых носят конкретный характер.

К первой группе относят следующие обязанности  граждан РФ:

-  соблюдать  Конституцию РФ и федеральные  законы (ч.2 ст.15), уважать права и  свободы других, нести иные установленные законом обязанности;

-  сохранять  природу и окружающую среду,  бережно относиться к природным  богатствам (ст.58). Данная  конституционная  обязанность подкрепляется действующим  природоохранительным и природоресурсным  законодательством РФ;

Информация о работе Конституционные обязанности человека и гражданина РФ