Конституционный принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.
Именно поэтому принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократических государств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Часть 1: Принцип разделения властей в России………………...………3
Часть 2: Проблемы разделения властей в Российской Федерации…………………………………………....……………………………10
Заключение……………………………………………………………………..11
Список используемой литературы………………………………..…….12

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Конституционному праву.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)


 


 

  • НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «МЕЖДУНАРОДНАЯ  АКАДЕМИЯ  БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»

    Контрольная работа

     

    по дисциплине: Конституционное право

     

     

    тема: «Конституционный принцип разделения властей»

     

     

    Научный руководитель (преподаватель):

     Барахоева Алла Руслановна  

    _________ «___» ________2013г.          

                                                             

                                                                                 Выполнила студентка:

                                                                                  1 курса, юр. факультета

                                                                                  группы 23БЗЮР-13

                                                                                № зачетной книжки 112з034

                                                                                              Белякова Евгения Сергеевна

     

     

     

     

     

     

     

    г. Ярославль 

    2013 г.

     

     

     

     

     

     

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

    Введение………………………………………………………………………….3

     

    Часть 1: Принцип разделения властей в России………………...………3   

    Часть 2: Проблемы разделения властей в Российской Федерации…………………………………………....……………………………10

     

    Заключение……………………………………………………………………..11

     

    Список используемой литературы………………………………..…….12

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    «Правовым государством может быть признана такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан»1.

    Вполне естественно  возникает вопрос: как построить  такое государство, как должен быть организован и на каких принципах  должен функционировать государственный  механизм.

    Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.

    Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

    Именно поэтому принцип  разделения властей отнесен к  числу основных конституционных  принципов всех современных демократических  государств. 
              Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

    Сегодня проблема разделения властей в Российском государстве чаще исследуется применительно к федеральному уровню функционирования государственной власти.

     

     

    1. Реализация принципа разделения властей по Конституции Российской Федерации

    Законодательная власть

    Согласно Конституции  России Федеральное собрание является парламентом России.

    Согласно ст. 94 Конституции Федеральное Собрание является представительным и законодательным  органом. Это означает: во-первых, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия; во-вторых, признание Федерального Собрания законодательным органом означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

    Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации  и Государственной Думы. Государственная  Дума представляет все население  Российской Федерации, а Совет Федерации, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств. Более того, Конституция предусматривает различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации "тирании большинства", завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.2

    Совет Федерации

    Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции, в Совет Федерации  входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного  органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

    Членом Совета Федерации  может быть избран (назначен) гражданин  Российской Федерации, не имеющий гражданства  иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

    Полномочия Совета Федерации

    Согласно ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации относятся утверждение  изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

    В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации  и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации". Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

    Совет Федерации  избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации  и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

    Государственная дума

    Согласно Конституции  РФ (ст. 95, 96 и 97), Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. Депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

    Полномочия  государственной думы

    К ведению Государственной  Думы относятся:

    - дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    - решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    - заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

    - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

     - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного

    по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    - объявление амнистии;

    - выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

    Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению  Конституцией Российской Федерации.

    Исполнительная  власть

    Согласно Конституции  РФ (ст. 110), исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной  власти Российской Федерации, возглавляющим  единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ осуществляет государственное управление.

     

    Состав  и порядок формирования Правительства

    Российской  Федерации

    В состав Правительства  РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства  и федеральные министры.

    Председатель Правительства  Российской Федерации назначается  Президентом РФ с согласия Государственной  Думы. В соответствии с Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре  Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока  после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

    Согласно Конституции (ст. 113), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 112) Председатель Правительства  РФ не позднее недельного срока после  назначения представляет Президенту предложения  о структуре федеральных органов  исполнительной власти.

    Заместители Председателя Правительства  и федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом РФ по предложению  Председателя Правительства РФ.

    Правительство РФ действует  в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

    В случае отставки Правительство  РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

    Полномочия Правительства Российской Федерации

    Как высший орган  федеральной исполнительной власти, Правительство Российской Федерации  обладает очень широким кругом полномочий.

    Общие полномочия. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

    Экономика. Правительство Российской Федерации осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

    Информация о работе Конституционный принцип разделения властей