Конституция Франции. Характерные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

Конституция - это визитная карточка государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, а также расстановка политических сил общества.
Конституция является формой выражения гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, распределения власти между различными политическими силами. Она задает курс дальнейшего развития общества, а также является эталоном политического поведения, обращаясь к которому становиться возможна оценка деятельности государственных институтов, партий, общественных движений лидеров и граждан.

Содержание работы

Введение
1. Конституция Франции. Характерные черты и особенности.
2.Президент Франции, порядок избрания, полномочия.
3. Парламент Франции: структура, порядок деятельности, полномочия.
4. Порядок формирования и полномочия Правительства Франции.
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Конституционное право (Франция).doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Предмет:  КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                       

Тема:

«Конституция Франции. Характерные черты и особенности»

 

 

 

 

 

 

              Подготовил: слушатель 

             3 группы  2 курса ФВО Маркова Е.А.

                             

 

 

                                               Владимир 2013 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Конституция Франции. Характерные черты и особенности.

2.Президент Франции, порядок  избрания, полномочия.

3. Парламент Франции: структура, порядок деятельности, полномочия.

4. Порядок формирования  и полномочия Правительства Франции.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы  «Конституция Франции. Характерные черты и особенности».

Конституция - это визитная карточка государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, а также расстановка политических сил общества.

Конституция является формой выражения гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, распределения власти между различными политическими силами. Она задает курс дальнейшего развития общества, а также является эталоном политического поведения, обращаясь к которому становиться возможна оценка деятельности государственных институтов, партий, общественных движений лидеров и граждан.

Каждая конституция в связи с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил может, а порой и должна быть изменена.

В этом нет проблемы, когда речь идет об изменениях в так называемых гибких конституциях, что достигается путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего закона производится в том же порядке, что и предыдущего. Так изменяются частично писаные конституции либо определенные части писаных.

Гибкие конституции — это обычно неписаные или смешанные, как в Великобритании. Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения.

Чаще всего для изменения конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок.

В конституциях иногда устанавливается определенный период времени, в течение которого запрещается внесение в них поправок. Такие положения преследуют цель обеспечить в течение какого-то времени стабилизацию вновь установленного конституционного строя.

В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране.

Однако на порядок изменения Конституции обычно влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок, по общему правилу, более сложен, поскольку в нем в той или иной степени участвуют субъекты федерации или органы, выражающие интересы этих субъектов. Это иногда наблюдается и в унитарных государствах, где верхнему уровню местной власти предоставляются широкие права.

Процедуры изменения конституций чрезвычайно разнообразны, однако можно выделить несколько общих этапов. Субъекты права инициативы конституционного пересмотра — обычно те же, что и в нормальном законодательном процессе. Иногда к ним устанавливаются дополнительные требования.

Как видим, тема курсовой работы интересна и актуальна. Поэтому наша цель – рассмотреть основы конституционного права Франции.

Для достижения цели необходимо изучить:

1. Конституция Франции. Характерные черты и особенности.

2.Президент Франции, порядок  избрания, полномочия.

3. Парламент Франции: структура, порядок деятельности, полномочия.

4. Порядок формирования  и полномочия Правительства Франции.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. Были использованы работы авторов: Андреевой Г.Н., Малько А. В., Чиркина В. Е., Садикова В.Н. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Конституция Франции. Характерные черты и особенности.

Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций и конституционных хартий.

Французское конституционное право является одним из наиболее развитых. Объясняется это динамичной и многообразной общественно-политической историей страны. После Конституции 1791 г. друг друга сменяли еще 10 Конституций. В 1958 г. была принята двенадцатая Конституция, утвердившая полупрезидентскую республику, но примечательно, что составной частью Конституции 1958 г. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. В этом выражается конституционная преемственность страны, особенно в части стабильного соблюдения прав и свобод граждан. Впервые во французской республиканской истории конституционный текст не разрабатывался учредительным собранием. Законом от 1 июня 1958 г. его подготовка была делегирована популярному политику — генералу Шарлю де Голлю, который наделялся чрезвычайными полномочиями в законодательной сфере.

Французская Конституция 1946 г. была принята в условиях подъема революционного движения. Демократические силы вынудили правящую элиту пойти на определенные уступки, хотя и не смогли добиться последовательной реализации своих программных требований. Выступая в Учредительном собрании по мотивам голосования, Жак Дюкло говорил: «Текст, который будет поставлен на голосование, является результатом компромисса. И этот компромисс привел не только к тому, что в конституцию включены те или иные формулировки, но также и к тому, что в конституции обойдены некоторые щекотливые вопросы... По существу, ее нельзя назвать ни конституцией Коммунистической партии, ни конституцией Социалистической партии, ни конституцией Народно-республиканского движения. Это наша общая конституция, Конституция Республики».

 

Конституция 1946 г. явилась, таким образом, выражением выгодного для демократических сил Франции соотношения политических сил. В совершенно иных условиях была принята конституция 1958 года. Политическая неустойчивость IV Республики, правительственная чехарда, поражение в Индокитае, алжирский мятеж, шантаж угрозой гражданской войны - все это привело к резкому спаду демократического движения. В ходе конституционного референдума 28 сентября 1958 г. более 80% избирателей проголосовали за проект конституции, который заменил парламентаризм режимом личной власти. «Массовый антипарламентаризм, — пишет проф. Н.Н. Молчанов, — страх перед гражданской войной и вера в де Голля захватили даже тех избирателей, которые обычно поддерживали компартию. Около полутора миллионов среди них также проголосовали за конституцию».

В юридическом смысле действующая Конституция включает в себя три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., и Преамбулу Конституции 1946 г. Последние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве конституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г. Декларация 1789 г. и Преамбула Конституции 1946 г. главным образом касаются прав и свобод человека и гражданина, принципов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти.

В действующей редакции Конституция 1958 г. состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей. Два раздела были исключены конституционным законом 1995 г. Франция провозглашается правовым светским социальным государством.

Большинство норм Основного Закона регулирует систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделения властей. Президент Республики наделяется широкими ключевыми полномочиями по управлению государством и по отношению ко всем ветвям власти. Следует отметить непропорциональное конституционное регулирование высших органов государственной власти. При детальной регламентации правового статуса Президента практически не урегулированными оказались вопросы организации правительства, характер его взаимодействия с Парламентом. Хотя в целом доминирующее положение отводится исполнительной ветви власти, одновременно закрепляется принцип парламентской ответственности правительства и независимости судебной власти. Законодательная деятельность Парламента Конституцией по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного совета — органа конституционного контроля. Ряд положений посвящен организации местного самоуправления.

Специфика данной Конституции заключалась, прежде всего, в том, что ее переходные положения наделяли правительство правом издания имеющих силу закона ордонансов с тем, чтобы в течение полугода после ее промульгации была создана нормативная база учрежденных ею новых государственных институтов.

Конституционная реформа фактически началась сразу же после принятия основополагающего акта 1958 г. Хотя его разработчики и заложили серьезные препятствия для сиюминутных попыток пересмотра моделей и принципов Пятой Республики, конституционный текст неоднократно подвергался изменениям. Будучи жестким, Основной Закон предусматривает две процедуры изменения: утверждение конституционного закона на референдуме и принятие поправок к Конституции Конституционным конгрессом (специально созываемым представительным органом). Причем субъектами права внесения предложений по пересмотру фундаментальных положений являются: Президент, действующий по предложению Премьер-министра, и парламентарии. Только после одобрения квалифицированным большинством обеих палат национальной легислатуры конституционный закон выносится на референдум. Причем Конституция не обязывает Президента каждый одобренный Парламентом конституционный закон по изменению конституционного текста выносить на референдум. Это создает так называемую «практику отложенного пересмотра» Основного Закона. При этом одобренные Парламентом поправки не имеют никакого срока давности.

Поправки касались изменения времени парламентских сессий, определения субъектов запроса в Конституционный совет, порядка избрания

 

Президента, уголовной ответственности членов правительства и др. Наиболее серьезным изменениям конституционные положения подверглись в связи с вступлением государства в Европейские Сообщества и Европейский Союз в 1992 г. В 2000 г. на общенациональном референдуме был сокращен срок полномочий Президента Французской Республики с семи лет до пяти.

Конституция 1958 г. оговаривает важное условие — недопустимость пересмотра республиканской формы правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Президент Франции, порядок избрания, полномочия.

Система органов власти Франции основана на принципе разделения властей. Еще в 1789 г. Декларация прав человека и гражданина закрепила этот важнейший системообразующий принцип французской государственности, однако реализация его в условиях Пятой Республики иная, чем это было в предыдущий период республиканской истории.

Франция сегодня — это республика с сильно бицефальной исполнительной властью, носителями которой выступают Президент и правительство. Вместе они образуют центральную исполнительную власть.

Институт сильного президента, венчающий иерархию органов государственной власти, был создан Конституцией 1958 г. Президент с 2002 г. избирается на пять (ранее на семь) лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства — во втором туре. Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента — Сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным большинством голосов, после чего дело рассматривает специальный Высокий суд правосудия. В случае признания Президента виновным его полномочия прекращаются.

Президент наделен так называемыми «собственными единоличными полномочиями», которые может осуществлять самостоятельно. Так, например, он вправе распустить нижнюю палату Парламента, однако только после консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента.

В условиях действующего государственного механизма очень важен партийный состав нижней палаты. В случае, когда большинство Национального собрания составляют сторонники Президента, глава государства формирует свое президентское правительство. В противном случае парламентское большинство вынуждает Президента образовывать правительство из оппозиции, как это неоднократно было в 80-90-х гг. XX в.

Президент является главой Республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и территориальной целостности страны. Ему принадлежат широкие полномочия по управлению государством. Велика его роль в решении вопросов безопасности и внешней политики. Как высшее должностное лицо, он осуществляет ряд полномочий в дискреционном порядке, другие полномочия требуют контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров. Президент издает важнейшие регламентарные акты — ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования.

Президент имеет широкие полномочия в сфере управления. Он назначает Премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших должностных лиц. Однако в решении он вынужден учитывать волю парламентского большинства и общественное мнение, иначе вопрос о доверии правительству после его формирования может инспирировать политический кризис. Правительство несет ограниченную парламентскую ответственность перед нижней палатой, которая реализуется путем принятия резолюции порицания (вотум недоверия).

Информация о работе Конституция Франции. Характерные черты и особенности