Конституция: понятие , сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является характеристика Конституции Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, сущность и основные черты Конституции РФ как Основного Закона
Государства………………………………………………………………………………..5
1.1. Исторические аспекты развития Конституции…………………………………….9
1.2.Структура Конституции РФ………………………………………………………...12
2. Конституция и ограничение прав и свобод человека. Конституционные поправки
и пересмотр Конституции……………………………………………………………….16
2.1. Основные отличительные черты Конституций Российской Федерации 1978 и 1993 годов………………………………………………………………………………...21
2.2.Функции конституции……………………………………………………………….25
Заключение 27
Глоссарий 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

завьялов конституционное право рф.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции  вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию  была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР1. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России согласно новой редакции2:В названии Конституции и преамбуле слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» заменить словами «Российской Федерации — России». В наименованиях разделов I, III - VIII, X, XI и глав 8, 13 - 16, 19 - 21, в статьях 2, 4, 7, 10 - 12, 17 - 19, 22, 24, 27, 30, 71, 75, 80, 81 - 84, 86, 87, 92, 97, 102 - 123, 125, 127 - 136, 140, 146, 149, 152 - 157, 160 - 165, 167, 168, 171, 173, 176 - 185 слова "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика", "Российской Советской

Федеративной Социалистической Республики" и "РСФСР" заменить соответственно словами "Российская Федерация", "Российской Федерации.

Уже летом 1992 года Конституция  под новым названием была издана большим тиражом. Статья 67 закона N 2708-I гласила:

Верховному Совету Российской Федерации привести законодательство Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом.6

Этого сделано не было. До декабря 1993 года действовали нормативные  акты о государственной символике, законы регулировавшие деятельность Верховного Совета, Съезда народных депутатов, Конституционного суда (и избрания, вступление в должность) Президента, где употреблялись наименование «РСФСР», антиконституционными они признаны не были. В законе «О Конституционном суде РСФСР» употреблялись два наименования: «Российская Федерация» и «РСФСР»

Конституция Российской Федерации 1993 года:

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

По мнению Виктора  Шейниса, одного из авторов Конституции  РФ, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, "президентский проект" Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции - себя и Сергея Алексеева. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции РФ, который в дальнейшем был вынесен Президентом РФ на общенародный референдум, и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.

1.2.Структура конституции РФ

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.7

Непосредственно структуру  Конституции РФ можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы  человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство  Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные  поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

По своей структуре  и содержанию новая Конституция  близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство  которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.

Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (гл. 4 - 8) и в значительной мере - две (гл. 1 "Основы конституционного строя" и гл. 3 "Федеративное устройство").

К характерной черте  Конституции РФ 1993 г. относится наличие  в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях. Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права (статья 17). Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть "демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Согласно статьи 110 Российской Конституции, "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо "председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы" (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113). Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". И наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным образованиями, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конституция и ограничение прав и свобод человека. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Несмотря на то, что в соответствии с конституцией РФ8 права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция РФ допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

Ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;

Никакие ограничения  прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;

Исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Ограничение права и  свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать  приведённые в предыдущем пункте цели.

Должны одновременно выполняться все перечисленные  в пп. 1-4 требования, а также остальные  требования конституции РФ.

В противном случае ограничение  прав и свобод человека считается  антиконституционным.

Субъект конституционной законодательной инициативы — это субъекты, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таковыми являются:

Президент Российской Федерации;

Совет Федерации;

Государственная Дума;

Правительство Российской Федерации;

законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной  Думы.

Глава 9 Конституции РФ предусматривает четыре вида поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

1) изменение положений  глав 1, 2 и 9 Конституции;

2) поправки к главам 3 — 8 (кроме статьи 65);

3) внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта РФ;

4) внесение изменений  в статью 65 в связи с изменением  состава РФ.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

Внесение изменений  в статью 65 Конституции в связи  с изменением наименования субъекта РФ

Часть 2 статьи 137 Конституции  гласит:

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.Нормативный акт До изменений После

Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 Ингушская Республика Республика Ингушетия

Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия —  Алания

Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия — Хальмг Тангч Республика Калмыкия

Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика — Чаваш Республики Чувашская  Республика — Чувашия

Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Внесение изменений  в статью 65 в связи с изменением состава РФ

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской ФедерацииФедеральный конституционный закон Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статьи 65

от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря 2005 Пермская область; Коми-Пермяцкий  АО Пермский край

от 14 октября 2005 года № 6 1 января 2007 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; Эвенкийский АО

от 12 июля 2006 года № 2 1 июля 2007 Камчатская область; Корякский АО Камчатский край

от 30 декабря 2006 года № 6 1 января 2008 Усть-Ордынский Бурятский  АО

от 21 июля 2007 года № 5 1 марта 2008 Читинская область; Агинский Бурятский  автономный округ Забайкальский  край

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

Статья 136 Конституции  гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции  Российской Федерации принимаются  в порядке, предусмотренном для  принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после  их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации"

Данные вопросы также  урегулированы в Федеральном  законе от 6 февраля 1998 года «О порядке  принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя пятыми голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Информация о работе Конституция: понятие , сущность, структура