Конституция РФ 1993 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Файлы: 1 файл

Социалогия.docx

— 23.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом  либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах  важнейшие начала общественного  строя и государственной организации  соответствующей страны.

По форме конституция  всегда документ государства, т.е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа (об этом мы поговорим подробнее чуть позже), имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу; т.е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция - конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, конституция - политический документ. Главные вопросы ее содержания о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Принятие конституций  обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции прежде всего отражают, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.

При характеристике сущности конституций и причин их появления  возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим (при очевидной  условности этих терминов).

Суть классово-политического  подхода состоит в том, что  конституции, закрепляя названные  выше группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования  в данном случае спора нет), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. Ф.Лассаль, которого традиционно цитируют в этой связи, говорил: «Конституция является действительным отношением общественных сил страны». Наиболее ярким на этот счет является высказывание В.И.Ленина: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе».

Можно, конечно, спорить с понятием «классы», но нельзя отрицать очевидный факт: в обществе есть различные «слои», «силы», «группы», порой отнюдь не дружественные, а зачастую и открыто противоборствующие; можно не применять понятия «классовая борьба», но что сама борьба существует  факт очевидный. А что она особенно обостряется в связи с принятием конституций, вокруг этого факта, - можно судить не только по своему историческому опыту и примерам из зарубежной практики, но и по событиям вокруг последней Конституции РФ.

Сторонники рационалистического  подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная  роль конституции как позитивного  документа, закрепляющего государственную  организацию и основы статуса  личности, упорядочивающего общественные отношения и содействующего их движению вперед.  

   Здесь на первом плане роль конституции как юридического документа, основного закона государства. Думается, есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности конституций.

С одной стороны, абсолютно  очевидно, что зачастую именно общественные катаклизмы, борьба различных сил  за власть и итоги этой борьбы имеют  в качестве одного из главнейших результатов  появление новой конституции. Называть ли это "классовой борьбой" или "борьбой социальных сил" - пусть  остается на усмотрение каждого исследователя  и читателя. Ясно лишь то, что можно  обойтись без вооруженного либо физического  столкновения, но без борьбы идей не обходятся даже внутренне достаточно стабильные общества. Вместе с тем  это может быть борьба не тех, кто  занимает неодинаковые ступени в  социальном раскладе сил (например, имущих и неимущих), а тех, кто принадлежит  к одному слою, но по-разному видит  будущее общества. Порой нет налицо и какого-то ярко выраженного противостояния - например, если общество плавно вступает в очередной этап своего развития, для чего и нужна новая конституция.

С другой стороны, конечно, никак  нельзя отрицать конструктивистскую роль конституций. Ведь с появлением основного  закона новые отношения, сложившиеся  или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственно-правовую основу. И конституция действительно дает начало новому общественно-политическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе и для тех, кто сопротивлялся ее появлению. В соответствии с нею создаются и начинают действовать государственные органы, появляются развивающие конституцию законодательные акты, складывается запрограммированный ею политический режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ  РФ 1993 Г.

Конституция РФ 1993 г. была принята 12 декабря этого года путем проведения всенародного голосования (референдума).

Принятая в 1993 г. Конституция  носит характер, адекватный сложившимся  общественным отношениям, отражая переходный характер российского общества и  противоречивый способ его существо- вания.

Новая Конституция закрепила  политические, экономические и социальные изменения, которые произошли в  ходе проведения государственных реформ.

Характерной чертой Конституции  РФ является наличие основополагающих положений развития общества и государства. В ней содержатся нормы, которые  регулируют наиболее важные общест- венные отношения, служащие правовой базой для текущего законодательства РФ.

Действующей Конституцией РФ закреплено, что Россия является демократическим  и правовым государством. Закреплен  принцип народовластия, т.к. народ  осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Признана частная собственность, которая  теперь находится под защитой  государства наряду с государственной и муниципальной. Допускаются идеологическое многообразие и многопартийность. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ.

Впервые в Конституции  закреплены права и свободы человека и гражданина. Эти права и свободы  признаются высшей ценностью. Такое  положение соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права. Исключается возможность  произвола, тем самым общество получает юридический фундамент для построения демократии. Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод. Утвержден принцип, согласно которому при- знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Человек приобретает указанные права с момента своего рождения. Предоставлены новые права, не закрепленные ранее действовавшей Конституцией: право на жизнь, запрет пыток, насилия, жестокого и унижающего достоинство обращения либо наказания, защита частной жизни, право определения и указания национальности.

Конституцией закреплены положения, направленные на укрепление единства РФ и его сохранение в  качестве единого федеративного  государства. Суверенитет распространяется на всей территории РФ, а Конституция  и законы Федерации верховенствуют на всей территории РФ. Законы, принимаемые  и действующие на территории РФ, не должны противоречить Конституции. В случае их противоречивости законы признаются недействующими.

Конституцией 1993 г. четко  разграничены и определены права  Президента, Федерального Собрания, Правительства. Закреплен принцип разделения властей, что создает механизм противовесов, когда каждая из ветвей власти имеет  свои функции и компетенцию. Президент  является главой государства, стоит  над всеми ветвями власти и  служит гарантом конституционного строя. Президент не входит в систему  исполнительной власти и занимает самостоятельное  место в системе высших органов. Он определяет основные направления  внутренней и внешней политики. Парламент  РФ состоит из двух палат — Государственной  Думы и Совета Федерации. Конституцией РФ установлены различный порядок  их формирования, численность, особый статус, сфера полномочий, порядок  работы.

Конституцией закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

Конституцией закреплено положение по особой защите системы  государственной власти, согласно которому самовольный захват власти либо незаконное присвоение властных полномочий преследуется согласно федеральному закону.

 


Информация о работе Конституция РФ 1993 г