Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 11:11, реферат
Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе.
Введение…………………………………………………………………2
Конституция РФ как основной закон страны…………………..…4
Основные черта Конституции РФ…………………………………8
Заключение…………………………………………………………….13
Список использованной литературы ………………
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………….15
Введение
Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.
Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.
Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.
Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.
И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года.
Конституция РФ – это важнейший юридический, политический и идеологический нормативный правовой акт, занимающий особое место в правовой системе российского демократического государства.
Термин «конституция» употребляется в 2 основных значениях: 1) конституция (фактическая) – реально существующие в той или иной стране основы общественного или государственного строя; 2) конституция (юридическая) – особого рода юридический документ.
В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.
Юридическая функция заключается в следующем: конституция является юридическим, а, следовательно, государственным документом. Как основной закон она имеет не только высшую юридическую силу, но и является юридической базой развития всей системы правоотношений в обществе, содержит исходные положения для правотворческой деятельности, правоприменительной практики, направляет формирование правового сознания субъектов общества.
Политическая функция: конституция – это компромиссный документ, устанавливающий основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяющий базовые принципы функционирования политической системы.
Идеологическая функция – это способность конституции оказывать влияние на жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, ценностей; преобразовывать менталитет российского общества, повышать гражданскую и политическую активность населения, стимулировать самостоятельность граждан, прививать чувство солидарности в обществе, повышать ответственность личности перед обществом, государством.
Особый статус Конституции в системе источников права определяется следующими ее свойствами:
Конституция РФ – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Можно выделить следующие признаки Конституции РФ:
- учредительный характер
и особый предмет
- особый порядок принятия: народом на референдуме; парламентом; Конституционным (учредительным) Собранием или иным органом или иным органом, специально формируемым для этой цели;
- особые юридические свойства: устанавливает основные принципы устройства общества и государства;
- закрепляет признаваемые
и охраняемые государством
- Конституция РФ – ядро правовой системы;
- особая правовая охрана;
- особый порядок принятия,
пересмотра и внесения
Конституция РФ является основным источником всех отраслей права, и в первую очередь конституционного права.
В настоящее время в странах мира действуют 3 вида конституций, различающихся по их конструкции и структурным составляющим: консолидированные, неконсолидированные и комбинированные.
Консолидированные представляют собой единый документ (акт), принятый как основной закон государства (Конституция РФ 1993 г., Конституция Польши 1997 г.). Поправки к ним либо непосредственно включаются в текст конституций путем замены определенных статей, либо в качестве дополнений прилагаются к конституционному тексту при сохранении прежнего, часть которого соответственно не действует, а действуют принятые поправки (Конституции США, в Индии сочетаются методы замены и дополнения отдельными приложениями).
Неконсолидированные состоят из нескольких законов, принятых в разное время, но по правилам принятия и изменения последних (Израиль, Франция). Комбинированные конституции состоят из законов (статутов), судебных прецедентов и конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия).
Выделяют 2 структуры нормативного правового документа: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя структура предполагает разделение всего текста документа на определенные единые комплексы (раздела, главы). Здесь в основу обобщения конституционных норм положено сходство предмета регулирования, т.е. связанность правовых норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.
Выбор и обоснование порядка расположения тех или иных глав, статей конституции зависят от многих факторов: концепции объекта конституционного регулирования, которой руководствуются создатели основного закона, первичности и производности норм, их взаимозависимости. Текст глав делится на статьи, редко на параграфы, статья делится на части с цифровой или буквенной нумерацией.
Внутренняя структура определяет логическую связь расположения предшествующих и последующих положений, она связана и с положением конституционного регулирования, с отсутствием противоречий и крупных пробелов.
Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция РФ – бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в развитии правовой системы РФ.
Конституция РФ 1993 г. включает преамбулу, 2 раздела: раздел первый состоит из 9 глав: 1) основы конституционного строя; 2) права и свободы человека и гражданина; 3) федеративное устройство; 4) Президент Российской Федерации; 5) Федеральное Собрание; 6) Правительство Российской Федерации; 7) судебная власть; 8) местное самоуправление; 9) конституционные поправки, и 137 статей, раздел второй содержит «Заключительные и переходные положения» и состоит из 9 пунктов.
Содержание преамбулы Конституции РФ 1993 г. отличается от предыдущих следующим: отсутствием односторонней идеологической направленности, классового подхода, отсутствием принципа преемственности с прежними Конституциями. Это обращение многонационального народа России по поводу принятия им Конституции и провозглашение основных идей, свидетельствующих о стремлении утвердить общедемократические, гуманистические ценности, гражданский мир и согласие, обеспечить благополучие и процветание народа, его равноправие и право на самоопределение. Подчеркивается сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности и принадлежность к мировому сообществу.
Конституция 1993 г. применяет новую терминологию – вводится понятие пересмотра Конституции и поправок к ней. Посвященная к этому глава 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Она содержит статьи 134-137. В ст.134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос о таких субъектах не регламентировался.
Теперь положение о поправках и пересмотре Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции РФ. Пересмотр связан с изменением положений глав 1,2, и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность.
Отсутствие у Федерального Собрания права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления Конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции.
Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшие движение только в случае его поддержки 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его 2/3 голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст.136) допускаются только гл. 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее, чем 2/3 субъектов РФ. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Такое толкование ст.136 о форме правового акта дано в Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении отмечалось также, что Федеральное Собрание может определить в федеральном законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный закон был принят в 1998 г.
Информация о работе Конституция РФ как основной закон страны