Контрольная работа по дисциплине "Гражданское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

1. Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь. Понятие гражданства.
2. Задача № 6
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании Кириллова ограниченно дееспособным. В заявлении отмечалось, что одинокий Кириллов, проживая в комнате коммунальной квартиры, злоупотребляет спиртными напитками, нарушает покой соседей, которые обратились в прокуратуру с просьбой принять в отношении Кириллова необходимые меры. К заявлению прокурора была приложена справка психоневрологического диспансера, в которой было сказано, что Кириллов – хронический алкоголик и нуждается в ограничении дееспособности. Народный суд вынес решение о признании Кириллова ограниченно дееспособным.
Верно ли решение народного суда?
Изменится ли решение, если Кириллов содержит престарелую мать?

Файлы: 1 файл

основы права.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

Могилевский государственный технологический  колледж

 

  ОСНОВЫ ПРАВА

                                (наименование дисциплины)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  № ___1_

 

Вариант №____89_____

 

____Гаврилина_____Марина_____

(фамилия)

___________Николаевна____________

имя и отчество учащегося)

Шифр __0389_____  Группа 5 2 у ППз_

 

Адрес учащегося: _г.Могилёв, Б-р Непокорённых д.39а, кв. 33

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические вопросы

11. Правовой  статус человека и  гражданина  в Республике Беларусь. Понятие  гражданства.

 

С провозглашением  Республики Беларусь суверенным государством в ней активно начался процесс  формирования новой национальной правовой системы, основанной на принципах демократизма, приоритета общепризнанных положений  международного права. Это свидетельствует о том, что в характере правовой системы нашей страны произошел коренной поворот в сторону признания и гарантирования прав и свобод личности, как высшей ценности государства. Данное новое положение об отношениях государства к человеку и гражданину нашло свое закрепление на конституционном уровне. Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией». Как вытекает из указанного конституционного положения, гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, он признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества.

Конституционные права, свободы и обязанности  представляют собой определенную систему. Все они, закрепленные в статьях 21-63 (Раздел II) Конституции Республики Беларусь в количестве 91 нормы, выступают как единое целое. Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления и реализации правового статуса, о которых будет сказано ниже.

Положение личности в обществе определятся не только правовыми нормами, но и всеми  другими видами социальных норм и  называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса. В самом общем виде правовой статус личности определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми она наделяется как субъект правоотношений.

Каждая из отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д. Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

В литературе приводится различная классификация видов  правового статуса личности. Заслуживает  внимания позиция по этому вопросу доктора юридических наук, профессора Д.М.Демичева, который выделяет:

1) общий или  конституционный статус человека  и гражданина;

2) специальный  или родовой статус определенной  категории граждан;

3) индивидуальный  статус, характеризующий пол, возраст,  семейное положение и т.д.;

4) статус иностранцев,  лиц без гражданства, лиц с  двойным или тройным гражданством;

5) отраслевые  правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и  др.);

6) статус физического  лица.

Общий конституционный  статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, независящим от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его.

Основой для  обладания в полном объеме правами  и обязанностями является гражданство, т.е. правовая связь лица с государством. В свою очередь отсутствие такой связи или ее потеря влечет изменение комплекса прав, свобод и обязанностей.

Институт, устанавливающий  основы правового статус личности, следует за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя Беларуси. Такая последовательность закономерна, поскольку именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина.

Основы правового положения личности в Республике Беларусь определяют три статьи Конституции, содержащиеся во втором ее разделе. Это – статьи 21, 22, 23.

В соответствии со статьей 21, «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует  права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах  и предусмотренных международными обязательствами государства». Эти конституционные положения подчеркивают гуманистическую сущность государственной политики.

Другим принципиальным положением в области прав человека Конституция признает равенство  всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22). Принцип равенства граждан означает, что все граждане, независимо от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону. Вместе с тем, равенство перед законом не означает равенства всех в буквальном смысле. Так, имеются различия в правовом положении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Существуют определенные различия и в правовом положении граждан: в зависимости от пола (время выхода на пенсию), возраста (избирательное право, гражданская дееспособность) и других обстоятельств, предусмотренных в законе.

Равноправие граждан  обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Основной Закон не только провозглашает  принцип равноправия, но и содержит специальные гарантии его выполнения. Принцип равенства граждан перед законом углубляется во многих отраслевых законодательных актах (например, только в Особенной части Уголовного Кодекса Республики Беларусь имеется 8 глав, содержащих составы преступлений, предусматривающих ответственность за нарушение прав граждан). Защита прав и свобод граждан предусматривается рядом других законодательных актов (в области образования, здравоохранения и т.д.). В случае нарушения интересов граждан они вправе обращаться в компетентные органы с жалобой.

Равенство перед  законом означает наличие как  равных прав, так и равных обязанностей. Неисполнение обязанностей влечет юридическую  ответственность (уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную). При  реализации конституционных прав и  обязанностей возникает взаимная ответственность государства и граждан.

Еще одно положение  в области прав человека – запрет на ограничение конституционных  прав и свобод – содержится в  статье 23 Конституции. В соответствии с ней, «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону».

Это вполне соответствует  Международным пактам о правах человека 1966 г., которые предусматривают, что  в целях всеобщего благосостояния государство может устанавливать  ограничение прав, определенных законом  и необходимых в демократическом  обществе, в интересах государственной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

Вместе с  тем, статьей 63 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что отдельные  права не могут ограничиваться даже при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения. В частности, к таковым относятся:

· право на жизнь (ст.24 Конституции);

· никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство  обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч.3.ст.25 Конституции);

· никто не может  быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном  законом порядке доказана и установлена  вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст.26 Конституции);

· каждый имеет  право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст.31 Конституции).

Принципы правового  положения личности имеют универсальное  значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Итак, основными  принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

1.   Равенство всех перед законом;

2.   Гарантированность реализации прав и свобод личности;

3.   Недопустимость ограничения прав и свобод личности;

4.   Обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

 

Гражданство – личная правовая связь лица с государством, характеризующаяся наличием взаимных прав и обязанностей.

Признаки  гражданства:

  1. личный характер, в отличие от территориальной связи постоянно проживающего иностранца с государством проживания (нередко правовой статус таких иностранцев близок к статусу граждан);
  2. правовая связь лица с государством, т. е. основанная на соответствующих нормах права, а не на этнической принадлежности, чувстве «исторической родины» и т. п.;
  3. в результате возникают взаимные права и обязанности гражданина и государства.

В законодательстве и юридической литературе наряду с термином «гражданство» встречается  термин «подданство» (термин «подданный»  означает дословно «находящийся под  данью»). Он применяется в незначительном числе государств с монархической  формой правления как синоним гражданства, хотя в большинстве монархий используется термин «гражданство» (в Великобритании применяются и тот и другой, но для разных категорий лиц).

Способы приобретения гражданства:

  1. филиация – приобретение гражданства по рождению. Различают 2 вида филиации: «принцип крови» и «принцип почвы»;
  2. натурализация – прием в гражданство. Различают натурализацию по закону (юридическое следствие усыновления, опеки, признания отцовства) и натурализацию, основанную на личном выборе лица. Законодательство о гражданстве устанавливает упрощенный порядок натурализации для отдельных категорий лиц (для супругов – граждан данного государства), иногда положения об этом попадают и на конституционный уровень;
  3. оптация – выбор гражданства. Оптация возникает в случае перехода части территории одного государства к другому по международному договору;
  4. восстановление в гражданстве. Применяется в случаях его утраты по причинам, не зависящим от воли данного лица (в случае лишения гражданства при одном режиме при другом может произойти его восстановление).

Способы утраты гражданства:

  1. экспатриация – выход из гражданства по собственному желанию гражданина;
  2. денационализация – принудительное лишение государством гражданства лиц, которые приобрели его по рождению;
  3. денатурализация – принудительное лишение гражданства государством в отношении натурализованного гражданина;
  4. оптация;
  5. восстановление.

Двугражданство (или двойное гражданство) – наличие у гражданина гражданства двух государств.

Многогражданство:

  1. обобщающее понятие для правового положения с наличием более одного гражданства;
  2. понятие, указывающее на наличие гражданства более чем двух государств.

Безгражданство – отсутствие у лица доказательств принадлежности к гражданству какого-либо государства.

Лица без  гражданства (апатриды), как правило, приравнены в правах к иностранным гражданам, однако, в отличие от последних, в случае конфликтной ситуации они не могут рассчитывать на защиту «своего» государства. Для дополнительной защиты апатридов в текущем законодательстве обычно устанавливается, что:

  1. денатурализация не может быть произведена, если это приведет к безгражданству;
  2. дети апатридов, родившиеся на территории данной страны, приобретают гражданство этой страны.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Гражданское право"