Контрольная работа по "Гражданское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их -точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать -не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объём таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т.д.

Файлы: 1 файл

1Правоохранительные органы.docx

— 43.64 Кб (Скачать файл)

1. Основная  классификация законов и иных правовых актов, регламентирующих   правоохранительную деятельность.

          Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их -точно определить невозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать -не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объём таких актов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т.д.

         Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учебная дисциплина "Правоохранительные органы" касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регламентация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц. Требование тщательности обусловлено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судебных или следственных ошибок, которые порой калечат судьбы людей, наносят непоправимый ущерб их правам и свободам.

         Для характеристики массива правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем "соседствуют" и взаимодействуют положения Конституции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов Российской Федерации, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т.д. У названных и других документов - свой юридический статус, своё значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

          Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.

Осуществлять её целесообразно, опираясь на два основания.

  1. предмет (содержание) группируемых актов независимо от их юридической силы;
  2. группировка актов по их юридическому значению.

Классификация правовых актов о правоохранительных органах  по их содержанию.

 Группы актов в зависимости от их содержания (предмета):

  1. – общего характера;
  2. – о судебной власти, правосудии и судах;
  3. – об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществаляющих;
  4. – о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
  5. – об организации выявления и расследования преступлений;
  6. – об организации юридической помощи.

 Сгруппированный по  такой схеме перечень основных (не всех) актов мог бы выглядеть  следующим образом. 

Акты общего характера - акты, которые по своему содержанию имеют непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов.

Перечень актов  общего характера.

  • Конституция РФ.
  • Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
  • Закон о безопасности.
  • Федеральный закон “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” от 20 апреля 1995 г.
  • Международные документы:
  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах.
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных св

Акты о судебной власти, правосудии и судах относятся к двум правоохранительным функциям — конституционному контролю и правосудию.

  • Закон о судебной системе.
  • Закон о Конституционном Суде.
  • Закон об арбитражных судах.
  • Закон о военных судах.
  • Закон о статусе судей.
  • Закон о мировых судьях.
  • Закон о судоустройстве.
  • Закон об органах судейского сообщества.
  • Закон об арбитражных заседателях.
  • Федеральный закон “О финансировании судов Российской Федерации” от 10 февраля 1999 г.
  • Положение о квалификационной аттестации судей, принятое Верховным Советом РФ 13 мая 1993 г.
  • Закон РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г.
  • Международные документы:
  • Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
  • Основные принципы независимости судей, одобренные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г.
  • Рекомендации государствам — членам Совета Европы “О независимости, эффективности и роли судей”, одобренные Комитетом министров Совета Европы.

Акты об организационном  обеспечении деятельности судов  и органах, его осуществляющих содержат ряд уже знакомых актов по вопросам организации и основ деятельности судов, поскольку в них содержатся также положения, имеющие отношение к регламентации сложного комплекса действий по осуществлению такой правоохранительной функции, как организационное обеспечение нормального функционирования судов.

  • Закон о судебной системе.
  • Закон о Конституционном Суде.
  • Закон об арбитражных судах.
  • Закон о военных судах.
  • Закон о мировых судьях.
  • Закон о статусе судей.
  • Закон о Судебном департаменте.
  • Закон о судебных приставах.
  • Положение о Министерстве юстиции.

Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры детализируют все основные вопросы понятия и содержания прокурорского надзора и иных направлений деятельности прокуратуры, ее организации и полномочий, статуса работников прокуратуры.

  • Закон о прокуратуре.
  • Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567.
  • Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ. № 659.

Акты об организации  выявления и расследования преступлений регламентируют неоднородную деятельность, в составе которой различают три компонента: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознание и предварительное следствие. С другой стороны, особенностью реализации этой неоднородной деятельности является то, что она возлагается на многие органы с учетом их профиля. Какие-то из них призваны выполнять все три разновидности такой деятельности (органы внутренних дел, федеральной службы безопасности и госнаркоконтроля), какие-то -две (например, уполномоченные должностные лица Федеральной таможенной службы, начальники учреждений Федеральной службы по исполнению наказаний), а какие-то — только одну (следственный аппарат прокуратуры, судебные приставы, капитаны судов, находящихся в плавании).

  • Закон о прокуратуре.
  • Закон о милиции.
  • Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039.
  • Федеральный закон “О федеральной службе безопасности” от 3 апреля 1995 г.
  • Федеральный закон “О государственной охране” от 27 мая 1996 г.
  • Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613.
  • Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624.
  • Закон об оперативно-розыскной деятельности.
  • Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” от 11 марта 1992 г.
  • УПК.

Акты об организации  юридической помощи

  • Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре.
  • ГПК.
  • УПК.
  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г.
  • Положение о Министерстве юстиции.

Классификация правовых актов о правоохранительных органов  по их юридическому значению.

В соответствии с действующими законодательными предписаниями и  сложившимися в российской юридической  доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как  и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру.

Место конкретного акта в  этой структуре определяется:

  • какой орган его принял;
  • в каком порядке это было сделано.

Иерархия правовых актов  о правоохранительных органах по их юридическому значению:

  • Конституция РФ;
  • законы (федеральные, в т.ч. конституционные и законы субъектов РФ);
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • постановления Конституционного Суда РФ;
  • разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ по вопросам судебной практики;
  • акты министерств и ведомств.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. В ней решены узловые вопросы государственной и общественной жизни, в том числе организации и деятельности правоохранительных органов. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Все другие правовые акты должны точно соответствовать конституционным предписаниям. Отменяется и изменяется Конституция с соблюдением особой процедуры. В этом — одна из гарантий ее относительной стабильности. Немного ниже в иерархической структуре правовых актов находятся законы.                    Согласно Конституции РФ различаются федеральные законы, в том числе конституционные (их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней), и законодательство субъектов РФ, включая их конституции и уставы. Федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют, как и Конституция РФ, прямое действие на всей территории Российской Федерации.

        Требование, в соответствии с которым федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и подлежат неуклонному исполнению, не относится к числу соблюдаемых безусловно и во что бы то ни стало.

            Допускается неисполнение федерального закона правоохранительными органами и в ряде других случаев, например, когда они сталкиваются с явным противоречием одного такого закона другому и им разрешено выбирать, какой из них следует применить.

        Именно в федеральных законах и решается большинство вопросов организации и основ деятельности правоохранительных органов, которым доверяется, как отмечалось выше, осуществление весьма ответственных функций, связанных с охраной законности и правопорядка, защитой прав и законных интересов граждан.

        Пределы полномочий законодательных органов субъектов РФ в регламентации вопросов, связанных с организацией и деятельностью правоохранительных органов, -значительно уже. Они ограничены компетенцией субъектов в данной сфере. К примеру, им даны полномочия издавать свои законы, регламентирующие некоторые стороны организации и основ деятельности конституционных (уставных) судов и мировых судей, дополняющие и развивающие основы законодательства о нотариате, об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также устанавливающие ответственность за административные правонарушения, в том числе подведомственные судам.

Следующая ступень в иерархической  “пирамиде” правовых актов отведена указам и распоряжениям Президента РФ. Содержание этих актов в общих чертах ограничивается Конституцией РФ и другими федеральными законами. Чаще всего они ка­саются тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной власти и подчинены непосредственно Президенту РФ. Указом могут быть утверждены положение о каком-то органе или его структура, возложены на него дополнительные полномочия либо какие-то из них сняты. К указам такого рода относятся, к примеру, Указ от 18 июля 1996 г. № 1039, утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел РФ; Указ от 6 июля 1998 г. № 806, утвердивший Положение о Федеральной службе безопасности РФ; Указ от 2 августа 1999 г. № 954, утвердивший Положение о Министерстве юстиции РФ; Указ от 21 мая 2003 г. № 547, откорректировавший структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ; упомянутые выше Указ от 6 июня 2003 г. № 624, утвердивший Положение о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и Указ от 9 марта 2004 г. № 314, существенно изменивший наименование и пределы полномочий многих федеральных органов исполнительной власти, в том числе тех, которые активно участвуют в правоохранительной деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданское право"