Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Контроль гражданского общества представляет собой негосударственный контроль общественных объединений и отдельных граждан (т.е. субъектов, не наделенных государственно-властными полномочиями) за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Задание №1.

 

1. Опишите механизмы и правовые  формы контроля гражданского  общества над государством, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации.

 

 

Контроль гражданского общества представляет собой негосударственный контроль общественных объединений и отдельных граждан (т.е. субъектов, не наделенных государственно-властными полномочиями) за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Правовую основу его  осуществления закладывают нормы  Конституции РФ, поскольку там указано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является многонациональный народ.

Одной из форм, контроля гражданского общества над государством,  является институт референдума или всенародного голосования. Статья 3 Конституции говорит о том, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум.

Современный референдум представляет собой институт прямой демократии, его суть сводится в обращении  к избирательному корпусу с целью  окончательного решения крайне важного вопроса, как например принятие Конституции РФ.

Немаловажной формой контроля гражданского общества является использование гражданами всего  комплекса предоставленных им политических прав и свобод. К этим правам Конституция  относит свободу мысли и слова,  массовой информации, митингов, запрет цензуры и т.д.,  что предусмотрено ст. Конституции РФ.

Третьей формой контроля я бы назвала  закрепленное в ст.33 Конституции РФ право: «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». В настоящее время процедуру направления жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций регламентирует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

Статья 32 Конституции РФ  наделяет граждан правом участия в управлении делами государства, что предполагает и наличие контрольных полномочий общественности за деятельностью органов управления. Значительным шагом в развитии правовых основ общественного контроля явился Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», который создал новый орган в институциональной структуре общественного контроля. Данный закон наделяет общественные объединения различных организационно-правовых форм широкими контрольными полномочиями: они участвуют в выборах и референдумах, в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; выступают с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносят предложения в органы государственной власти; представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Общественная палата Российской Федерации, приступившая к  работе в январе 2006 года, представляет собой многоцелевую структуру. Это и новый механизм прямой и обратной связи между властью и обществом, призванный в какой-то мере компенсировать демонтаж или ослабление ряда демократических институтов; и попытка строительства очередной «вертикали», на сей раз организующей гражданское общество, и многое другое. Но все же основным предназначением Общественной палаты РФ является обеспечение взаимодействия граждан РФ с органами государственной власти и органами местного самоуправления в следующих целях:

1) учет потребностей и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики;

2) осуществление общественного  контроля за деятельностью федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основными формами ее работы являются пленарные заседания  Общественной палаты (проводятся не реже двух раз в год), заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих  групп Общественной палаты.

Одним из направлений контрольной  деятельности Общественной палаты выступает  контроль за деятельностью органов  исполнительной власти, который реализуется  путем создания общественных советов  при федеральных органах исполнительной власти.

Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и могут приниматься в форме заключений, предложений и обращений. Заключения по результатам экспертизы проектов правовых актов подлежат рассмотрению органами власти, их издавшими.

Общественная палата ежегодно подготавливает и публикует в периодическом издании Общественной палаты доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.

К форме контроля гражданского общества над государством  можно  отнести парламентский контроль. Выделение в качестве контролирующего органа именно парламента, вызвано тем, что законы важно не только принять, но и исполнить, выявить его недостатки, а затем исправить возможные недоработки. Данной деятельностью должен заниматься специально созданный отдел контроля при парламенте, который играет роль «парламентского ока». Функционирование этой структуры необходимо основывать на взаимодействии с гражданами и общественными объединениями.

Также формой контроля за государственной  властью выступают организационно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Принципиально  важное значение в реализации указанных  организационно-правовых гарантий приобретает проблема ответственности государственной власти. Как справедливо отмечает Л. Д. Воеводин, «ответственность - одна из самых действенных юридических гарантий». В Конституции РФ она определяется в рамках прав и свобод человека, устанавливаясь в общем виде без какой-либо дифференциации. Отсюда следует необходимость разработки чётких оснований ответственности государственных структур перед институтами гражданского общества. Основанием ответственности государственной власти должно выступать действие или бездействие (акта) органа государственной власти или государственного служащего, непосредственно влияющего на общественные отношения. Если действие или бездействие, нарушающее законодательство, выходит за рамки служебной компетенции государственного служащего - это выступает основанием индивидуальной ответственности (уголовной, дисциплинарной или гражданско-правовой).

Важной формой контроля можно назвать деятельность судебной системы. Во всём мире деятельность судебных органов выступает одной из важнейших форм контроля граждан за деятельностью органов власти. Потенциальное воздействие многих судебных решений на политический правопорядок огромно, поскольку выносимые судом решения по поводу соответствия действий государственных чиновников основным законам выдвигают руководящие принципы, определяют границы полномочий должностных лиц и государственных институтов в социальной жизни общества.

Таким образом, деятельность судебных органов является дополнительным каналом воздействия, куда частные  лица и группы, чьи цели не были достигнуты, могут перенести дела и действия, чтобы продолжить борьбу за реализацию своих интересов.

Использование этих и  других форм непосредственной демократии создаёт условия для укрепления прочности и повышения стабильности, как отдельных политических институтов, так и в целом политической системы. Действенное использование данных форм политического участия позволяет эффективней использовать роль граждан в системе социально-правового контроля за деятельностью представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2.

Опишите систему источников права в Российской Федерации. Сравните её с системой источников права в  субъекте Российской Федерации, в котором  Вы проживаете.

 

 

К источникам права в юридической науке принято относить правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные тексты и правовую доктрину.

Правой обычай - это

 

 

Задание №3.

Приведите примеры декларативных  и соответствующих регулятивных (охранительных) норм права (2 – 3 примера).

 

Важное место в теории и практике действия юридических  норм принадлежит их классификации. Правильность и полнота классификации  зависит прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки, определяющие все остальные признаки классифицируемого явления. Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям.

Декларативные нормы (нормы  принципы) - это нормы, в которых  сформулированы правовые принципы, задачи, цели. Они провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности. Например: в п.2. ст. 17 Конституции РФ установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Также ст.2 Конституции РФ говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Или, например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». 
 Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.

Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей. Например: п.3. ст. 261 ГК РФ «Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц». Или, например, нормы ст. 10 и II Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство. 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"