Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:08, контрольная работа
Хозяйственный договор – соглашение между 2 и более сторонами, направленное на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон в сфере предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 390 ГК). Т.о. договор характеризуется как волевой акт, относящийся к правомерным действиям. В гражданском праве действует принцип свободы договора, т.е. каждый сам определяет, с кем, когда и на каких условиях заключать договор.
Академия управления при Президенте
Республики Беларусь
Кафедра гражданского и хозяйственного права
Специальность «Государственное управление и экономика»
Контрольная работа
по дисциплине «Правоведение»
Раздел 4. «Гражданское и хозяйственное право»
Вариант 2
Выполнил: студент 2 курса гр. ГУЭзв-4, зач. книжка № 11897 |
Филидович Дмитрий Александрович «__»__________2013 г. |
Проверил: Преподаватель |
Цырусь Ирина Васильевна |
Минск 2013
ВАРИАНТ 2.
Понятие хозяйственного договора. Виды договоров и структура договорных связей. Порядок заключения, содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Заключение договоров на торгах. Изменение и расторжение хозяйственных договоров.
Хозяйственный договор – соглашение между 2 и более сторонами, направленное на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон в сфере предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 390 ГК). Т.о. договор характеризуется как волевой акт, относящийся к правомерным действиям. В гражданском праве действует принцип свободы договора, т.е. каждый сам определяет, с кем, когда и на каких условиях заключать договор.
Виды хозяйственных договоров:
1. Так, в зависимости от того, с какого момента договор считается заключенным (с момента достижения соглашения или передачи вещи), договоры подразделяются на консенсуальные и реальные.
2. По соотношению прав
и обязанностей сторон в
3. По возможности получить
встречное удовлетворение
4. Обычно права и
обязанности по договору
Не допускается, если
иное не предусмотрено
По договору в пользу третьего лица право третьего лица возникает независимо от его согласия, и оно может отказаться от своего права. В случае отказа третьего лица от предоставленного договором права данным правом может воспользоваться кредитор (лицо, заключившее договор), если это не противоречит законодательству и договору. Например, при отказе лица от внесенного на его имя вклада, право требовать выдачи вклада имеет внесшее вклад лицо.
5. В зависимости от
характера юридических
Заключение предварительного договора происходит в форме, установленной законодательством для основного договора. Если форма основного договора законодательством не установлена, то предварительный договор заключается в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность (п. 2 ст. 399 ГК).
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет и другие существенные условия основного договора, иначе договор нельзя считать заключенным. В предварительном договоре указывается также срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. При отсутствии такого срока основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
6. Публичные договоры -. договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, прокат, бытовой подряд, перевозка транспортом общего пользования, хранение вещей в камерах хранения транспортных организаций, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (ст.396 ГК).
Для публичного договора характерны следующие особенности:
В предусмотренных
7. По способу определения условий договора можно выделить договоры с взаимосогласованными условиями и договоры присоединения. В отличие от первых, где условия согласовываются всеми сторонами, в договорах присоединения условия определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и принимаются другой стороной только путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 398 ГК).
Договоры присоединения обычно используются коммерческими организациями в отношениях со своими потребителями (например, при перевозке, бытовом обслуживании). В п. 2 ст. 398 ГК предусматриваются правовые средства защиты присоединившейся к договору стороны, которая вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения заключен на невыгодных или менее выгодных по сравнению с обычно заключаемыми договорами условиях. Однако это правило не применяется, когда к договору присоединяется лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое должно быть более осмотрительным и предполагать риск от своей деятельности.
Структура договорных связей в хозяйственных отношениях.
Хозяйственные отношения регулируются не только законодательством, но и договорами. Структура договорных связей зависит от типа и вида хозяйственного договора, его целей, количества лиц, участвующих в его заключении и исполнении, других факторов. Она может быть простой либо сложной.
При простой структуре
контрагентами в договоре выступают,
как правило, два субъекта хозяйствования,
которые непосредственно
В сложной договорной структуре предполагается участие в качестве контрагентов одного или нескольких промежуточных звеньев. В этом случае, скажем, производитель продукции заключает договоры с посредником, а тот, в свою очередь, - с потребителем. Соответственно с увеличением числа посредников растет и количество договоров, опосредующих хозяйственные связи между участниками данных отношений. Практика показывает, что решение вопроса о том, заключать ли договор с изготовителем, потребителем (заказчиком) непосредственно или привлечь промежуточное звено, определяется каждым субъектом хозяйствования исходя из экономических соображений. Крупные предприятия, как правило, сами организуют снабжение и сбыт своей продукции (выполнение работ, оказание услуг). Наоборот, мелким и средним субъектам хозяйствования выгоднее использовать сеть посредников. Помимо размеров предприятия, определенное значение имеют количество поставщиков и потребителей, дефицитность и многообразие ассортимента потребляемого сырья и изготовляемой продукции и т.п.
Однако сложная договорная структура может иметь место и в рамках одного хозяйственного договора. Ярким примером является договор строительного подряда, когда на стороне подрядчика генподрядчика выступает достаточно большое количество субподрядчиков.
Структура договорных связей в хозяйственных отношениях может рассматриваться и в других аспектах.
Первый аспект - структура связей с основными договорными контрагентами. Таковыми следует признать контрагентов, с которыми налажены систематические и наиболее значительные по объемам, сумме сделок либо по иным причинам существенные для жизнедеятельности данного субъекта хозяйствования отношения: она обусловливает профиль, содержание деятельности субъекта хозяйствования.
Второй аспект - тесная
взаимосвязь между договорами с
основными контрагентами
Существуют и другие взгляды на структуру договорных связей в хозяйственных отношениях.
Так, можно выделить следующие группы договорных связей.
Основные договорные связи. К ним относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, поставки для государственных нужд, контрактации сельскохозяйственной продукции, договор товарного кредита, который предусматривает обязательство купли-продажи или поставки с условием оплаты стоимости товара в будущем.
Посреднические договорные связи: договоры комиссии, консигнации, франшиза, поручения, договоры торгового агентирования и некоторые другие.
Договорные связи, способствующие исполнению основных договорных связей. Например, по договору выполнения маркетинговых работ исполнитель обязуется провести маркетинговые исследования в соответствии с заданием заказчика и передать ему результат в документированном виде, а заказчик обязуется оплатить работу.
Организационные договорные связи. Это договоры: об организации взаимосвязанной деятельности по материальному снабжению или сбыту товаров; между органами исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров; органов исполнительной власти и местного самоуправления с производственными и торговыми компаниями по вопросам осуществления торговли товарами.
По отдельным видам
обязательств также имеются характерные
особенности структуры
Так, существенными особенностями характеризуется структура связей по поставкам (закупкам) продукции для государственных нужд. При этом возможны одноуровневые и двухуровневые договорные связи (см. ст.ст.495 - 504 ГК).
Общий порядок формирования таких связей следующий. Организации, определяемые Правительством Республики Беларусь, а в регионах - облисполкомами, получают право выступать в качестве заказчиков. Они подыскивают поставщиков соответствующих товаров. Предусмотрен конкурсный порядок отбора поставщиков, однако он применяется не всегда. Принятие поставщиком заказа на поставку носит добровольный характер. Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика лишь в случаях, предусмотренных законодательством, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного контракта.
После размещения заказа государственный заказчик (организация-заказчик) разрабатывает проект государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и направляет его поставщику. Поставщик (при согласии) подписывает его, и между сторонами возникает обязательство по поставке товаров для государственных нужд. Эта схема применяется, когда заказчиками выступают организации, сами использующие товар, например унитарные или казенные предприятия.
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"