Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:32, курсовая работа
История государства и права зарубежных стран по своему научному содержанию и задачам относится одновременно и к правоведению и к исторической науке. в самом общем определении история государства и права изучает историческое развитие государства и права. Знание истории государства и права зарубежных стран необходимо в первую очередь для того, чтобы лучше понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем будущем.
Введение……………………………………………………………………3
Вопрос 1. Общая характеристика Законов Хаммурапи и правовое положение населения по Законам Хаммурапи………………………….......4
Вопрос2. Казусы…………………………………………………………………11
Вопрос 3. История формирования конституционной дуалистической и парламентарной монархии в Англии во второй половине XVII- начале XIXв……………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………… 24
Министерство образование науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
Уральская Государственная Юридическая Академия
Заочный факультет кафедра История государства и права
Контрольная работа
по Истории государства и права зарубежных стран
Вариант № 1
Исполнитель:
Хотеева Светлана Михайловна
студент группы
заочного отделения
( на базе высшего образования)
Тел. 8 922 657 98 02
_______ ___________________
Дата подпись
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Вопрос 1. Общая характеристика Законов Хаммурапи и правовое положение населения по Законам Хаммурапи………………………….......4
Вопрос2. Казусы………………………………………………………………
Вопрос 3. История формирования конституционной
дуалистической и парламентарной монархии
в Англии во второй половине XVII- начале
XIXв……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
История государства
и права зарубежных стран по своему
научному содержанию и задачам относится
одновременно и к правоведению и
к исторической науке. в самом
общем определении история
В первой части контрольной работы будет рассмотрена общая юридическая характеристика Законов Хаммурапи и охарактеризовано правовое положение населения по Законам Хаммурапи. Я выясню, в чем проявляется формализм Законов, их связь с религией.
Во второй части данной работы будет выполнено практическое задание - рассмотрены три казуса по Законам Хаммурапи.
В третьей части контрольной работы я рассмотрю историю формирования конституционной дуалистической монархии в Англии во второй половине XVII- начале XVIII в. , а также историю формирования конституционной парламентарной монархии в Англии в XVIII- начале XIX в. и выясню отличия конституционной дуалистической монархии от конституционной парламентарной монархии.
Вопрос 1. Общая характеристика Законов Хаммурапи и правовое положение населения по Законам Хаммурапи.
Законы Хаммурапи, шестого правителя вавилонской династии, считаются одними из древнейших в мире. По своему содержанию и юридическому значению они стали самым важным памятником всего древневосточного права , отразив тем самым самое начало развития права вообще.
Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в
1901—1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего
Элама). Текст был частично поврежден: часть лицевой стороны столба
была выскоблена .
В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи,
которому бог Шамаш вручает свиток с текстом законов. Вся остальная часть
столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом
который условно делится
исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были
стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи были восстановлены по фрагментам копий «Законов», записанных на
глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и
других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке
Ашшурбанипала. В этих законах отражена вся жизнь Вавилонского общества. Основные цели заключались в законодательном закреплении сословно- классового деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в защите господствующих верхов от посягательств на их собственность 1.
Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме,. Казуистичность — выражение, применяемое к законодательным сборникам (кодексам, уложениям и т. д.), когда в них преобладают частные вопросы над общими принципами, и разработка деталей господствует над обобщающей работой законодателя2. "Если человек взял у тамкара серебро и отдал тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему: "Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми", то если землепашец вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля""3.
Формализм в данном сборнике Законов выражается в наклонности и стремлении при применении права к жизни отдавать предпочтение букве закона перед его действительным смыслом; выраженный в слишком узких выражениях закон, по своему действительному смыслу относящийся и к аналогичным случаям, применяется лишь к точно указанным в нем случаям, оставляя аналогичные без всякого регулирования.
Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая вещь, сказал: "Продавец-де мне ее продал, при свидетелях-де я ее купил", а хозяин пропавшей вещи сказал: "Я приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", затем покупатель привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, он должен быть убит. Хозяин пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил"4.
Таким образом, Законы Хаммурапи не носят исчерпывающий характер, и касаются в основном сферы отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством, не затрагивая важные вопросы внутриобщинных отношений, отношений общины с царской властью, которые регулируются многочисленными обычаями. В них констатируется противоправность того или иного деяния, без указания на санкции, Тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Это собрание конкретных судебных случаев, наглядных и понятных для восприятия.
Текст сборника состоит из трех частей:
1. введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему в царство, для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого, а также перечисляет благодеяние, которое были им оказаны городам своего государства.
2. 228 статьи законов;
3. Обширное заключение;
Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по “ предмету “ регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм( п.1 - 5 ) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и “ изменение “ судебного решения судьёй. Следующие статьи ( п. 6 - 25 ) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел ( п. 26 - 41 ), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни ( не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “ ). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 ( первый в следующей группе ) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм ( п.42 - 88 ) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:
п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.
п.127 - 195 - семейное право.
п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.
п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем ( эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один ).
Источниками при составлении сборника послужили:
- обычное право;
- шумерские судебники;
- кодовое законодательство5.
В Вавилоне выделялись две группы свободных. Первая- авилум («человек», «сын человека»), вторая- мушкенум («царский человек»)- лица более низкого социального статуса, «падающие ниц», т.е. бившие челом, обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу.
Различия между авилум и мушкенум особенно ярко проявились в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих и членов их семей.
- Статья 196 Закона Хаммурапи гласит, что - «Если человек повредит глаз кого-либо из людей, то должно повредить его глаз»6.
- Статья 197 Закона Хаммурапи гласит, что - «Если он сломает кость человека, то должно сломать его кость»7.
А если по статье 198 Закона человек «повредит глаз мушкенума, или сломает кость мушкенуму, то он должен отвести 1 мину серебра"8.
Статья 209 Закона Хаммурапи гласит, что - «Если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра. Статья 210 Закона Хаммурапи гласит, что - «Если эта женщина умрет, то должно убить его дочь»9.
А если данным вред авелум и причинит мушкенуму, то согласно статьи 211, авилум должен отвесить 5 сиклей серебра, а в случаи смерти потерпевшей ½ мины серебра, по статье 212. В некоторых случаях мушкенум пользовался особой правовой защитой. Согласно статьи 8, если «человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если, это божье или если это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он может возместить в 10 кратном размере, если же вору нечем отдать, то его должно убить.10» Эта статья подразумевает, что защита имущества мушкенумов менее строга, чем защита государственной собственности.
По законам Хаммурапи, некоторые рабы в Вавилонском государстве имели право не только вести свое хозяйство как свободные, иметь семьи, владеть землями, домами, иногда иметь в рабстве других рабов. Имели право выступать в суде в качестве истцов, ответчиков, свидетелей, но, тем не менее, раб оставался в зависимости от своего господина. Об этом свидетельствуют статьи Закона Хаммурапи. Однако рабы были бесправны. За укрывательство рабов по Закону статья 19, «этого человека должно убить11», их можно было продавать. Средняя цена рабыни 1/3 мины серебра или 20 сиклей.
Статья 213, 214 Закона гласит, что если человек ударит рабыню человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен отвесить 2 сикля серебра, а если, рабыня умер 1/3 мина серебра»12.
Рабами можно было возмещать ущерб, причиненный хозяину раба. Статья 219, 231 если, он (человек) причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба13. Это говорит о том, что раб считался вещью, и жизнь его оценивалась только в минах и сиклях серебра.
Закон Хаммурапи не указывают на то, что были разрешены браки между рабами. Как говорилась ранее согласно статье 128, только письменное заключение договора человека считалось браком. Согласно статьи 175 Закона - дети, рожденные от связи раба и дочери человека не могут быть обращены в рабство. А статья 176 Закона, гласит о том, что после смерти мужа(раба) дочь человека получает приданое, «которое она получила от родного отца, а имущество, нажитое вместе с мужем делится на две части, одна часть- дочери и детям, другая господину раба, а ежели у дочери не было приданного, то все имущество делится между дочерью (женой раба) и господином раба14. Это говорит о том, что имущество раба принадлежит его господину.
Согласно статьи 171 Закона дети рожденные от свободного и рабыни, были также свободны, даже если бы они не были признаны отцом. Мать этих детей не может быть продана «за серебро».
Распространенная форма личной зависимости - долговая кабала, согласна статье 117, если «человек отдает в кабалу (за долги) свою жену, детей они должны отработать у заимодавца 3 года, а по истечению срока они отпускаются на свободу. Смерть от плохого обращения заложенного за долги сына влечет за собой смерть сына кредитора 15А если в долговую кабалу человек отдаст раба, то заимодавец может его передать дальше ли отдать его за серебро, назад раб не может быть истребован даже судебным порядком.
Статья 282 Закона Хаммурапи предполагает защиту интересов раба в судебном порядке, когда тот говорит своему господину: «Ты не мой господин». Но после того, как факт принадлежности раба данному господину доказан, последний может отрезать рабу ухо16. Нет конкретного решения суда и господин по своему усмотрению может наказать дерзкого раба или помиловать его. Очевидно, что данная статья установлена в интересах свободных граждан государства.
Вопрос 2. Казус 1. Приглашенный к больному авилуму хирург явился в нетрезвом виде и дрожащей рукой произвел операцию так неловко, что больной умер под ножом.
Какому наказанию подвергается хирург по Законам Хаммурапи? Изменется ли ответственность хирурга, если потерпевшим будет раб мушкенума? Субъектом или объектом права является раб мушкенума?
Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"