Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 23:41, контрольная работа
Составьте схему взаимоотношений Федерального Собрания РФ и Правительства РФ. Какова роль Президента РФ в данных конституционных отношениях?
Дайте юридический анализ следующей ситуации: «После ратификации международного договора Государственная Дума РФ в течение пяти дней передала его совету Федерации РФ. По истечении семи дней Совет Федерации РФ, не приступая к рассмотрению договора и учитывая большой объем работы по иным вопросам, принял решение его пассивном одобрении и направил Президенту РФ для подписания и обнародования».
Укажите правильный ответ (ответы). .
Полномочия депутата Государственной Думы РФ могут быть прекращены досрочно по следующим основаниям:
а) утрата гражданства РФ;
б) неоднократное нарушение регламента работы Государственной ДумыРФ;
в) отзыв избирателями избирательного округа- или избирательным объединением;
г) постоянная.преподавательская деятельность;
д) призыв депутата на военную службу с его согласия?
Вариант 5.
Задания.
а) утрата гражданства РФ;
б) неоднократное нарушение регламента работы Государственной ДумыРФ;
в) отзыв избирателями избирательного округа- или избирательным объединением;
г) постоянная.
д) призыв депутата на военную службу с его согласия?
Решения.
Решение 1. Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.
Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.
Суды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.
В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти.
Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.
Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства. Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.
В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство "осуществляет исполнительную власть в РФ". "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства".
По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.
Кроме президента, в конституции указаны и другие органы исполнительной власти, функции которых не перечислены среди функций правительства:
Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;
Полномочный представитель президента Российской Федерации — представляют Президента РФ в высших судебных и законодательных органах РФ;
Органы прокуратуры РФ - генеральный прокурор назначается Советом Федерации — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;
Центральный банк РФ - председатель Центрального банка назначается Государственной Думой — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;
Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина - Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
Другие федеральные органы.
Разделение властей в субъектах Российской Федерации
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Статьей Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом они контролируют и ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов. Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Законодательный орган - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Депутаты Государственной Думы избираются населением, а членами Совета Федерации являются представители законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы до истечения полномочий).
Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, схему взаимоотношений Федерального Собрания РФ и Правительства РФ и какова роль Президента РФ в данных конституционных отношениях, мы представляем следующим образом.
Федеральное Собрание принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (возможность отрешения Президента РФ от должности, возможность выразить недоверие Правительству), в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Президент может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представляет законопроекты, кандидатуры на соответствующие должности, подписывает законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации. Правительство Российской Федерации (в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Он наделен правом определять состав Правительства (включая председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства вправе предлагать Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, также он может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ (постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если последняя в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125). Система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции и данным федеральным законом (см. ст. 77 Конституции).
Решение 2. Международно-правовые акты «входят» в правовую систему России после их ратификации, одобрения, присоединения. Таковы конституционный императив и процедуры, установленные в пункте 4 статьи 15, пункте «б» статьи 86, пункте «г» статьи 106 Конституции РФ и в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации», то есть федеральный закон служит формой “государственного удостоверения” включения международного акта в правовую систему. При заключении международных договоров приходится соблюдать общие и специфические юридические требования. В Регламенте Государственной Думы и Положении о Правовом управлении Государственной Думы содержится установленное требование определять соответствие международного договора законодательству Российской Федерации.
Работу в этом направлении также проводят МИД и Минюст России, но одинаковы ли критерии оценки такого соответствия, согласованы ли позиции и пакеты «сопровождающих документов», контролируется ли реальное изменение законов? Всегда ли международные стандарты вполне приемлемы? И здесь особо актуален вопрос как о строгих «критериях соответствия», так и о специальной юридической экспертизе с учетом этих критериев.
Конституционные процедуры имплементации норм международного права в национальную правовую систему включают проверку конституционности проектов международных договоров, признания обязательности международного договора, трансформацию в национальное законодательство, информирование о вступлении международного договора в силу.
В соответствии с Регламентом государственной думы, утвержденным постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года. N 2134-II. она принимает федеральный закон о ратификации международного договора простым большинством голосов и направляет его в течение пяти дней в Совет Федерации.
Дальше рассматривается принятый Государственной Думой федеральный закон Советом Федерации. Поправки в принятый Государственной Думой федеральный закон в Совете Федерации не вносятся. Совет Федерации либо одобряет закон в целом, либо не одобряет (отклоняет).
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если: - за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты; - в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (так называемое пассивное одобрение федерального закона). Однако статья 106 Конституции Российской Федерации предусматривает, что федеральные законы по определенным вопросам (вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира) подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"