Контрольная работа по "Конституционному праву Российской Федерации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

1. Раскройте особенности конституционно-правовых отношений и их субъектов.
2. Раскройте порядок ограничения прав и свобод личности в период чрезвычайного положения.

Содержание работы

Задание № 1…………………………………………………………………3
Задание № 2 ………………………..…………………….…………………5
Список использованной литературы…………………………………………..8

Файлы: 1 файл

Конституционное право России.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

К О  Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

По предмету: Конституционное право Российской Федерации

На тему: Вариант  № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  Задание № 1…………………………………………………………………3

Задание № 2 ………………………..…………………….…………………5

   Список использованной литературы…………………………………………..8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1

Раскройте особенности конституционно-правовых отношений и их субъектов.

 

Конституционно-правовые отношения – отношения, урегулированные  нормами конституционного права.

Нормами конституционного права являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

Для общественных отношений и для правоотношений характерно наличие как минимум  двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъекты – это конкретные участники общественных отношений.

Субъектами  правоотношений могут быть индивиды, организации, органы, социальные общности. Субъектами же конституционно-правовых отношений выступают:

а) физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории данной страны, но права иностранцев и лиц без гражданства ограничены;

б) общности людей: народ данной страны, которому принадлежит  вся государственная власть; народы субъектов федерации; население административно-территориальных единиц (провинций, областей, районов, городов, сел и др.), которое выступает в качестве избирателей и формирует представительные органы власти и местного самоуправления;

в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами;

г) государственно-территориальные  образования, являющиеся составными частями  федераций и обладающие законодательно-властными  полномочиями; автономные образования в унитарных государствах, имеющие определенные права в решении национально-культурных вопросов;

д) органы государственной  власти: центральные (парламент, глава  государства, правительство, орган  конституционного контроля, верховный суд и др.); региональные (представительный орган, региональная администрация и др.); государственные органы местного управления;

е) органы местного самоуправления, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правами решать основные вопросы местной жизни;

ж) депутаты парламентов  и региональных законодательных  собраний представительных учреждений местного самоуправления;

з) ассоциации граждан: политические партии, которые участвуют  в формировании представительных органов  путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов; кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

Перечисленный круг субъектов конституционно-правовых отношений присущ всем государствам. В некоторых имеются субъекты, не характерные для других стран – это церковь, например, главой которой выступает монарх. Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются, либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями – юридическими фактами (например, рождение и смерть человека, которые влекут за собой возникновение или прекращение конституционно-правовых отношений гражданства, пользование конституционными правами и свободами).

Конституционно-правовые отношения классифицируются по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).

Таким образом, можно выделить особенности конституционно-правовых отношений:

    1. Конституционно-правовые отношения связаны с осуществлением суверенитета народа, наций и национальностей, проживающих на территории Российской Федерации и образующие такую категорию как многонациональный народ.
    2. Одним из субъектов конституционного права выступает народ. В качестве субъекта конституционно-правовых отношений народ реализует свои права либо прямо через формы непосредственной демократии, либо опосредованно, через органы государственной власти или органы местного самоуправления (представительная демократия).
    3. Конституционно-правовым отношениям присущ особый круг субъектов, наделенных правоспособностью, отличающейся от правоспособности субъектов других видов правоотношений.

 

 

Задание № 2

Раскройте порядок ограничения прав и свобод личности в период чрезвычайного  положения.

 

Режим чрезвычайного  положения – это особый правовой режим деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления, организаций, учреждений, допускающих установленное законом ограничение прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а так же возложенных на них обязанностей.

Чрезвычайное  положение является временной мерой  и может вводиться исключительно  в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя.

Основаниями для  введения чрезвычайного положения  могут быть: попытки насильственного изменения конституционного строя; массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д. Правовой основой введения такого режима и ограничения прав и свобод граждан является Федеральный конституционный закон ©.

Чрезвычайное  положение вводится Указом Президента Российской Федерации с последующим  утверждением Указа советом Федерации  Федерального Собрания РФ.

В указе об установлении режима чрезвычайного положения должны быть названы:

а) обстоятельства, послужившие основанием для его введения;

б) обоснование  необходимости введения ЧП;

в) государственные  органы, ответственные за осуществление  режима ЧП, и точные границы чрезвычайных полномочий тих органов;

г) границы территории, на которой вводится ЧП;

д) время вступления в силу акта о ЧП, а также точный срок, на который вводится ЧП.

Акт о введении ЧП доводится до сведения населения  через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в законную силу, за исключением  обстоятельств, требующих неотложных мер по спасению населения, когда ЧП вводится немедленно и без предупреждения.

Чрезвычайное  положение устанавливается на части территории, на срок не свыше 60 дней, на всей территории – на срок не свыше 30 дней. После истечения этого срока режим чрезвычайного положения, либо может быть прекращен, либо может быть продлен на такой же срок в установленном порядке.

На период чрезвычайного  положения, объявляемое в связи с возникновением массовых беспорядков, могут устанавливаться меры предупредительно-пресекательного характера:

    1. Особый режим въезда – выезда и ограничение свободы передвижения по территории;
    2. Усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
    3. Запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий.
    4. Запрещение забастовок.
    5. Ограничение движения транспорта, досмотр транспорта.
    6. Может быть введен комендантский час.
    7. Ограничение СМИ путем введения предварительной цензуры.
    8. Приостановление деятельности (после предупреждения) политический партий, общественных организаций, массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.
    9. Введение личного досмотра – вещей, жилища и транспортных средств.
    10. В исключительных случаях временное изъятие огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ.
    11. Выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной территории, за пределы этой территории, либо к месту их проживания (за их счет).

Вводимые ограничения  не должны нарушать международных правовых обязательств РФ, вытекающих из договоров, участником которых является РФ, а также не должны повлечь за собой какой-либо дискриминации отдельных лиц или групп лиц (по национальности, исповедованию религий, политическим убеждениям и т.д.).

Не могут  быть ограничены такие личные права  и свободы, как право на жизнь, свободу мысли, совести и т.д., которые установлены в Конституции  РФ.

За нарушение  режима чрезвычайного положения  виновные лица могут быть привлечены к административной, либо уголовной ответственности.

 

 

Литература

  1. С.А. Авакьян. Энциклопедический словарь. Издательство «Норма». Москва, 2001. С.649
  2. А.Е. Козлов (отв. ред.). Конституционное право: М.: Издательство БЕК, 1997. С.7
  3. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России. Учебник, 4-е изд. Москва, 2005
  4. А.Н. Сагиндыкова. Конституционное право Российской Федерации и Республики Казахстан: общие черты и особенности. Алматы, 2004. С.8, 90
  5. В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев. Конституционное право России: Москва. Новый Юрист, 1997. С.7
  6. Конституция Российской Федерации. Москва, 2006.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву Российской Федерации"