Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Каковы основные тенденции развития конституционного права в зарубежных странах? Дайте свое определение федерации. Какие виды федераций вам известны?

Файлы: 1 файл

конституционное право заруб.стран.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

Вариант 3.

  1. Каковы основные тенденции развития конституционного права в зарубежных странах?

               Если окинуть мысленным взором  всю мировую конституционную  историю, начавшуюся в конце XVIII века, то нетрудно заметить несколько  четко выявившихся тенденций, которые  характеризуют развитие конституционно-правового  регулирования общественных отношений. Эти тенденции относятся, прежде всего к содержанию юридических конституций – основных законов, официально признаваемых таковыми, но также и к содержанию остальных источников конституционного права, конкретизирующих, развивающих и дополняющих конституции либо заменяющих их. Тенденции эти взаимосвязаны, в определенной мере взаимообусловлены (во всяком случае, порождены объективными условиями развития общества), но в то же время обладают достаточной степенью обособленности, что позволяет анализировать их по отдельности.

Тенденция социализации конституций и конституционного права вообще.

На заре конституционного строя конституционно-правовые отношения между человеком, обществом и государством ограничивались, как правило, политической сферой. Конституции декларировали гражданские (т.е. личные) и политические (публичные) права и свободы человека и гражданина, а из социально-экономических – обычно только право собственности. Естественно, что в конституционном порядке устанавливались устройство государственной власти, ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную, определялись взаимоотношения между этими ветвями власти. В федеративных государствах конституции с необходимостью регулировали отношения между федерацией в целом и ее субъектами, определяли статус этих субъектов.

Другая тенденция развития конституционного права – его демократизация. Эта тенденция вполне проявилась уже в XIX веке. Наиболее яркое свое выражение она получила в постепенном переходе от цензового избирательного права к всеобщему и равному, что завершилось уже в середине XX века. Разумеется, это результат политической, прежде всего классовой, борьбы, в ходе которой правящие силы осознавали необходимость демократических реформ, позволивших во многих случаях избежать гражданских войн. Но с другой стороны, социально-экономическое и культурное развитие общества (сокращение рабочего времени трудящихся, повышение образовательного уровня, рост заработной платы и т. п.) создало для этого необходимые социальные предпосылки.

Наряду с расширением каталога конституционно провозглашаемых прав и свобод человека и гражданина, совершенствованием их гарантий возникают и развиваются новые демократические институты. В качестве примера можно назвать административную и конституционную юстицию, омбудсманов (парламентских уполномоченных по гражданским правам), замену административной опеки над местным самоуправлением административным надзором и т.д.

Несколько особняком по отношению к рассмотренным тенденциям стоит тенденция интернационализации конституционного права. Она проявляется прежде всего в сближении национального конституционного права каждой демократической страны с международным публичным правом, вследствие чего между ними подчас пропадает четкая граница. Достижения конституционного права отдельных стран обобщаются на международном уровне и включаются в акты международного права – пакты, конвенции и т.п., которые обязывают государства-участники внести в свое национальное законодательство те или иные демократические конституционно-правовые институты (например, определенные права человека). Во многих конституциях ныне прямо записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права составляют часть национального права (в том числе и конституционного), а в случае расхождений с нормами национального законодательства имеют перед ними приоритет. Так, согласно ст. 25 германского Основного закона «всеобщие правила международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории»

 

  1. Дайте свое определение федерации. Какие виды федераций вам известны?

Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

  1. Какая структура парламентов существует в конституционной практике зарубежных стран? Опишите структуру парламента Великобритании.

Парламент – родовое название высшего общенационального представительного органа главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Парламент как собственное наименование для обозначения высшего органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Российской Федерации – Федеральным Собранием- Парламентом Российской Федерации, в Литве и Латвии - сеймом и т.д. Впервые парламент был образован в Англии в 13 в., как орган сословного представительства; реальное значение приобрел после буржуазной революции 17-18 вв. Название парламент устанавливается в Европе в первой половине 19 в. 

Структура парламента:

а) двухпалатная система;

б) однопалатная система;

в) спикер;

г) парламентские комиссии;

д) партийные фракции.

Парламент Великобритании является бикамеральным, то есть, основан на двухпалатной системе, и состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент являет собой триединое учреждение, включающее в себя не только обе палаты, но и монарха, «Королеву-в-Парламенте» (англ. Crown-in-Parliament), поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом.. Королева возглавляет парламент, однако, её роль носит в основном церемониальный характер: на практике она традиционно действует согласно рекомендациям премьер-министра и других членов правительства.

                                             Парламент Великобритании

  1. Палата Общин

В состав ее входит 650 депутатов, их принято называть «членами парламента». Члены парламента не вправе одновременно избираться в Палату лордов, однако могут входить в состав правительства, которое формируется по представлению премьер-министра. Срок полномочий Палаты общин составляет пять лет. Структура Палаты Общин:

А) Спикер. Он избирается из числа наиболее старейших и уважаемых ее членов в начале работы парламента нового созыва либо при возникновении соответствующей вакансии. Кандидатура спикера должна быть согласована лидерами политических партий, представленных в Палате, и одобрена монархом. Основная задача спикера заключается, во-первых, в обеспечении взаимодействия Палаты общин с монархом, правительством и другими институтами власти, а во-вторых — в осуществлении организационного руководства Палатой.

Б) Вице-спикер. Спикер имеет трёх заместителей, которые тоже считаются беспартийными парламентариями и при обычных условиях не голосуют. Первый заместитель спикера именуется председателем комитета путей и средств. Он замещает спикера в его отсутствие и руководит заседаниями в том случае, если Палата общин преобразуется в Комитет всей палаты.

В) Лидер. Лидером Палаты является член Кабинета министров. Основная функция лидера — представительство правительства в палате. Ему принадлежат такие важные полномочия, как определение повестки дня и программы законодательных мероприятий.

Г) Клерк. Клерк Палаты общин — одновременно главный советчик палаты по процедурным вопросам и главный исполнитель палаты. Это постоянная должность, и он — не член палаты общин. Клерк советует спикеру, подписывает приказы и официальные заявления, а также подписывает и ставит печать на билль. Он — глава совета по управлению, который состоит из глав шести департаментов палаты.

Палата общин включает в себя общие, специальные и объединённые комитеты, а также Комитет всей палаты и Политические партии.

  1. Палата Лордов

              Британское парламентское право  не накладывает каких-либо ограничений  на численный состав верхней  палаты. В настоящее время Палата  лордов насчитывает 763 членов и  включает лордов духовных и  светских. Структура Палаты Лордов схожа с Палатой Общин, в нее входят Лорд-спикер, Лидер, Комитеты  и Политические партии.

 

  1. Исходя и содержания Конституций сравните полномочия Президентов России и Белоруссии. Чьи полномочия более обширны? В каких сферах?

Полномочия, которыми Президент наделен Конституцией РФ. Они чрезвычайно обширны. Президент принимает участие в формировании правительства (назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ), Совета Безопасности, предлагает кандидатуры на должности членов Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ и др. Он назначает выборы Государственной Думы, может распустить ее, назначает референдумы Он осуществляет руководство внешней политикой страны, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, может ввести чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища. Он издает указы и распоряжения, которые являются подзаконными актами и должны соответствовать Конституции РФ и другим законам РФ.

Президент Республики Беларусь – глава государства.

Глава государства – это официальное лицо (или орган), занимающее, как правило, официальное высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни страны и в отношениях с другими государствами. Глава государства может быть главой исполнительной власти, а может быть не связанным с исполнительной властью. Он является гарантом Конституции, символом национального единства, олицетворяет преемственность и стабильность государственной власти, является посредником между ветвями власти.

Как высший представитель государства внутри страны Глава государства имеет определенные полномочия в отношении Парламента, Правительства, а также судебной власти. Глава государства обычно так или иначе участвует в формировании Правительства, часто в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.

Глава государства имеет определенные полномочия в сфере так называемого личного статуса, т.е. в отношениях с гражданами и иностранцами, в сфере международных отношений. Кроме этого, он является верховным главнокомандующим вооруженных сил и вправе принимать немедленные меры по обеспечению внешней и внутренней безопасности с последующим парламентским контролем.

Из средневековья пришла к нам традиция единоличного Главы государства. Первоначально это был монарх, затем в ряде государств, установивших республиканскую форму правления, Главой государства стал президент. В отдельных странах сложились своеобразные формы данного института. Сейчас существуют такие его формы:

- единоличный монарх;

- единоличный выборный Президент;

- выбранный Парламентом коллегиальный  орган;

- на установленный срок лицо  по совместительству (земли ФРГ);

- генерал-губернатор (представитель  британской королевы), имеющий статус  доминиона;

- узурпатор – лицо, которое путем  захвата, незаконно получило власть, обычно безустановления срока.

Выборы Президента Республики Беларусь

Порядок выборов Президента РБ.

Выборы Президента Республики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают комиссии, образуемые из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также представителей граждан, выдвинутых в состав комиссии путем подачи заявления. Комиссии осуществляют контроль за исполнением законодательства о выборах.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь:

1) назначает очередные и внеочередные  выборы в Палату представителей  и определяет организационные  мероприятия по обеспечению их  проведения;

2) назначает очередные и внеочередные  выборы в Совет Республики  и определяет организационные  мероприятия по обеспечению их  проведения;

3) назначает очередные и внеочередные  выборы в местные Советы депутатов  и определяет организационные  мероприятия по обеспечению их  проведения;

4) назначает выборы в местные  Советы депутатов во вновь  образованных административно-территориальных  единицах;

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"