Контрольная работа по "праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "право"

Файлы: 1 файл

pravo.doc

— 711.00 Кб (Скачать файл)

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников.

Вопрос 16 (Юридические  лица, как особые субъекты правоотношений.)

В гражданских правоотношениях.

Понятие юридического лица . 
Второй наиболее крупной группой субъектов гражданского права являются юридические лица. 
Какие функции преследует законодательное регулирование статуса юридического лица? 
Ответ ясен, из функций, которые выполняет институт юридического лица: 
* оформление коллективных интересов;  
* объединение капиталов;  
* ограничение предпринимательского риска;  
* управление капиталом.

Значительную роль в экономическом  развитии страны играют таможенные органы, осуществляющие регулирование правоотношений, возникающих в процессе перемещения  товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Однако исполнение таможенными  органами государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности невозможно без участия иных субъектов  правоотношений - юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере. Деятельность таких лиц реализуется таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными брокерами (представителями) при условии включения их в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

 

Вопрос 17 (Понятие, категории (группы) и виды юридических лиц.)

Юриди́ческое лицо́ — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Виды юридических  лиц

В зависимости  от формы собственности: государственные ,частные (негосударственные)

В данной классификации  можно учесть прямую аналогию с принятым зарубежным делением: юридические лица публичного права , юридические лица частного права 

В зависимости  от целей деятельности: Коммерческие ,Некоммерческие

По составу  учредителей: Юридические лица, учредителями которых являются только юридические лица (союзы и ассоциации) ,Только государственные (унитарные предприятия) ,Любые субъекты гражданского права (все остальные юридические лица)

По характеру  прав участников выделяют организации: на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения)  ,в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы)  ,в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц)

 

Вопрос 18 (Понятие  правосубъектности и ее элементов.)

 

Правосубъе́ктность — юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, юридические права и обязанности, тоесть выступать субъектом правоотношений.

Виды: Правосубъектность может  быть общей (способность быть субъектом права вообще), отраслевой (способность быть субъектом права в определенных социально-правовых отношениях) и специальной (например, правосубъектность юридических лиц).Исходное правовое положение субъектов характеризуется понятием «правовой статус». Наиболее широким он является у граждан и складывается из правосубьектности и конституционных прав и обязанностей, которые по Конституции Российской Федерации составляют основы правового статуса личности и являются действующими непосредственно (гл. 2 Конституции РФ). Правовой статус граждан Российской Федерации является равным для всех.Слово «status» в переводе с латинского означает «состояние», «положение». Тем не менее в литературе предлагается наряду с понятием правового статуса не выделять понятие «правовое положение». Такое дополнение имеет смысл, если под «правовым положением» понимать конкретное правовое положение субъекта, которое определяется как его правовым статусом, так и совокупностью конкретных правовых связей, в которых он состоит.

Структура: В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец.

Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

Вопрос 19 (Содержание правоотношения.)

Содержание правоотношений составляют субъективные права и  юридические обязанности.

Субъективное право  — это мера возможного или дозволенного поведения.

Юридическая обязанность  — это мера необходимого или должного поведения

 

Вопрос 20 (Понятие  и основные формы реализации правовых норм.)

 

Правовая норма- это норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Правовые нормы  реализуются в  различных  формах.  Это обуславливается

рядом обстоятельств: 1) положением того или иного субъектов  в общей  системе

правового регулирования,  его  отношением  к  юридическим  предписаниям.  2)

формой внешнего проявления правомерного поведения.

 

Вопрос 21 (Применение права как особая форма реализации. Стадии правоприменения.)

 

Правоприменение – особая форма реализации права. В форме  применения права государство еще  раз (после издания нормативно-правового  акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия – это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.  
В качестве основных можно выделить три стадии:  
1) установление фактических обстоятельств дела;  
2) формирование юридической основы дела;  
3) решение дела.  
В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

 

Вопрос 22 (Пробелы в праве и пути их устранения. Аналогия права и закона.)

 

в российской системе  права используются два основных способа преодоления пробелов - аналогия закона и аналогия права;

применение данных институтов зависит от отрасли законодательства и должно быть предусмотрено нормами права.

В интересах защиты прав и осуществления правосудия в  современном российском гражданском  праве допускается применение аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) и аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК), которые будут являться предметом нашего дальнейшего исследования. В научной литературе выделяется ещё субсидиарная, или дополнительная, аналогия. По определению Н.И. Матузова это «такая аналогия, когда суд при рассмотрении, например, гражданского дела применяет сходные нормы из других отраслей права (административного, семейного, трудового, финансового и т.д.)».

Сущность аналогии заключается  в том, что она является «средством, обеспечивающим действительно правильное применение закона». Применение института  аналогии зависит сущности рассматриваемых отношений и осуществляется только по прямому указанию закона.

Для использования на практике положений института аналогии требуется соблюдение двух условий:

рассматриваемые отношения  должны находиться в границах правового  поля, регулируемого гражданским законодательством (указаны в ст. 2 ГК);

данные отношения не должны быть урегулированы конкретными  правовыми нормами, содержащимися  в законах, иных нормативных актах  или обычаях делового оборота.

Под аналогией закона понимается применение к рассматриваемому случаю закона, регулирующего сходные отношения. При этом могут применяться не только законы, но и иные нормативные акты, такие как указы Президента и постановления Правительства. К числу сходных относятся отношения, имеющие похожий экономический смысл или возникающие из регулируемого законом однотипного договора.

Таким образом, аналогия закона допускается при наличии  трёх условий:

а) отношение не урегулировано  законодательством, соглашением сторон и по этому вопросу нет обычая делового оборота;

б) имеется законодательство (но не обычай), регулирующее сходные отношения;                                              

в) сходное законодательство не противоречит существу отношений, к  которым оно применяется по аналогии.

Законность при применении аналогии закона обеспечивается с помощью следующих требований:

она используется лишь тогда, когда ясно установлен пробел в праве;

применяется самая близкая  по своим основным признакам норма;

принципиальные признаки рассматриваемого случая и нормы  права должны обнаруживать существенное и близкое сходство, а различия не должны касаться сущности явлений;

дела должны решаться строго в рамках нормы, применяемой  по аналогии, не выходя за её пределы;

должно учитываться  значение близких по содержанию норм, общих положений и принципов соответствующего института и отрасли права.

Под аналогией права  понимается применение к соответствующему отношению общих начал и смысла гражданского законодательства с учётом требований добросовестности, разумности и справедливости, которыми должны руководствоваться субъекты данного отношения.

 

Вопрос 23 (Толкования права как особый вид деятельности государственных органов. Понятие  и стадии толкования права.)

 

Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.

Виды толкования права:

1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. 2) легальным называют толкование , которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. 3) казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты.

Виды неофициального толкования:

  1. обыденное;
  2. профессиональное;
  3. научное.

Обыденное толкование – пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения.

Профессиональное толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным.

Научное (доктринальное  толкование)  – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно-исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Доктринальное толкование отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание правовых норм.

Можно выделить три стадии толкования норм права:

1) критика подлинности норм права;

2) уяснение;

3) разъяснение.

 

Вопрос 24 (Основные способы  толкования права.)

Способ толкования представляет собой совокупность приемов и  средств, позволяющих уяснить смысл  и содержание нормы права и  выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы.

Основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический.

Вопрос 25 (Толкование по субъекту и толкование по объему.)

 

1)Субъект толкования — это государственные органы и физические лица, разъясняющие уголовный закон. Толкование подразделяется на легальное, судебное и доктринальное.

Легальное — это официальное толкование уголовного закона, которое дает орган, специально на то уполномоченный законом.

Судебное толкование дается судом при применении уголовно-правовой нормы по конкретному уголовному делу. Оно обязательно только по этому делу. Разновидностью судебного толкования является толкование, даваемое в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Научное (доктринальное) толкование, даваемое учеными, практическими работниками в статьях, учебниках, монографиях по проблемам уголовного права, обязательной силы не имеет, но способствует развитию правового сознания, а также может быть использовано при разработке новых законов.

2) . По объему толкование бывает буквальным, ограничительным и распространительным. Буквальное — это толкование в точном соответствии с текстом, оно предполагает совпадение содержания нормы со словесной формулировкой. Ограничительным называется толкование, дающее основание применять закон к более узкому кругу случаев, чем это вытекает из буквального смысла закона. Например, ст. 151 УК устанавливает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Общий возраст субъекта преступления установлен в 16 лет (ст. 20 УК). Однако за совершение данного преступления к уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, достигшее 18 лет (хотя в тексте нормы это не указано).

Информация о работе Контрольная работа по "праву"