Конвенция ООН о правах ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:39, лекция

Описание работы

Конвенция ООН о правах ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Файлы: 1 файл

Конвенция ООН о правах ребенка.docx

— 18.19 Кб (Скачать файл)

Конвенция ООН о правах ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

 

 

История создания

 

Одним из первых шагов Генеральной  Ассамблеи ООН по защите прав детей  было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных  пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

 

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной  Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление  всей полноты прав детей, и которая  имела целью обеспечить им «счастливое  детство». Декларация провозгласила, что  «человечество обязано давать ребенку  лучшее, что оно имеет», гарантировать  детям пользование всеми правами  и свободами на их благо и благо  общества.

 

К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был  выдвинут ряд правовых инициатив, в  числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

 

Во время работы над  Конвенцией и после ее принятия Генеральной  Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для  осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН  от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации  ее двадцатью государствами. На Венской  конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала  универсальной для всех государств.

 

В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции  в результате ратификации или  присоединения к ней. Только США  и Сомали пока не присоединились к  Конвенции (госсекретарь США Олбрайт  от имени США в 1995 году подписала  Конвенцию, но тогдашний Президент  США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).

 

СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным  Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция  вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

 

После ратификации тем  или иным государством Конвенция  приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН  текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

 

 

Основные положения Конвенции

 

 

Первая часть Конвенции

 

Статьи 1-4 определяют понятие  «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

 

Статьи 5-11 определяют такие  важнейшие права детей как  право на жизнь, имя, гражданство, право  знать своих родителей, право  на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

 

Статьи 12-17 излагают права  детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести  и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению  информации.

 

Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также  обязанности государства по защите и помощи таким детям.

 

Статьи 28-31 закрепляют права  детей на уровень жизни, необходимый  для физического, умственного, духовного, нравственного и социального  развития ребенка, а также права  на образование, отдых и досуг.

 

Статьи 32-36 устанавливают  ответственность государства в  защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми

 

Статьи 37-40 определяют права  ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

 

 

 

Вторая часть Конвенции

 

Статьи 41-45 упоминают о  способах информирования основных положений  Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

 

 

 

Третья часть Конвенции

 

Статьи 46-54 указывают решение  процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.

 

Новаторство Конвенции заключается  прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые  из прав впервые были зафиксированы  именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

 

 

Конвенция о праве ребёнка  на образование и о воспитании детей

 

Конвенция в ст. 28 гарантирует  детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует  от государств-членов ООН поощрение  развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности  для всех детей и принятия необходимых  мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

 

Неотъемлемую часть образования  составляет воспитание. Так среди  задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы  обеспечить признание принципа общей  и одинаковой ответственности обоих  родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих  случаях законные опекуны несут  основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

 

Ст.20 определяет задачи общественного  воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие  учреждения по уходу за детьми. При  рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность  преемственности воспитания ребенка  и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

 

Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении  в другой стране: «усыновление в  другой стране может рассматриваться  в качестве альтернативного способа  ухода за ребенком, если ребенок  не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая  могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение  какого-либо подходящего ухода в  стране происхождения ребенка является невозможным».

 

Принципиальной в обеспечении  прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически  в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

 

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.


Информация о работе Конвенция ООН о правах ребенка