Легаты и фидеикомиссы, консесуальные контракты, заключение договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Первоначально римское право знало две разновидности завещательных отказов: легаты и фидеикомиссы. В отличие от легатов, фидеикомиссами признавались неформальные устные или письменные просьбы умирающего к наследнику, с тем, чтобы он исполнил что-либо в пользу третьего лица или лиц. Юридически такие просьбы были необязательны, исполнение их целиком зависело от добросовестности наследника. В юстиниановский период эти два вида завещательных отказов были уравнены.

Содержание работы

1. Легаты и фидеикомиссы.
2. Консесуальные контракты.
3. Заключение договора.

Файлы: 1 файл

Римское право!!!.docx

— 25.68 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российский Федерации

Филиал 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

дисциплина: Римское право

 

 

 

                                                               

                                                                                                             Выполнил

                                                                                                             № зачётной книжки

                                                                                                             Проверил

                                                                                     Оценка

 

 

 

 

 

 

2011

 

Вариант N 4.

1. Легаты и фидеикомиссы.

2. Консесуальные контракты.

3. Заключение договора.

 

Легаты  и фидеикомиссы

  1. Легат (legatum) - это такое распоряжение на случай смерти, в котором наследодатель безвозмездно предоставляет какому-либо лицу имущественную выгоду за счет оставляемого им наследства. Таким образом, посредством легата (завещательного отказа) устанавливается сингулярное правопреемство легатария (отказополучателя) в имуществе наследодателя. 
    Первоначально римское право знало две разновидности завещательных отказов: легаты и фидеикомиссы. В отличие от легатов, фидеикомиссами признавались неформальные устные или письменные просьбы умирающего к наследнику, с тем, чтобы он исполнил что-либо в пользу третьего лица или лиц. Юридически такие просьбы были необязательны, исполнение их целиком зависело от добросовестности наследника. В юстиниановский период эти два вида завещательных отказов были уравнены. 
    Отказ может содержаться в завещании или совершаться отдельно от него - в особом акте (кодицилии). Он мог совершаться и неформально, в устном или письменном заявлении. Предметом отказа могли быть любые вещи, а также всякое вообще имущество, предоставление которого возможно физически и допустимо юридически. Главное, чтобы размер отказа не превышал стоимости того имущества, которое передается наследникам. 
         Для того, чтобы предотвратить злоупотребления отказами в ущерб интересов наследников, в разное время принимались законы, ограничивающие размер имущества, передаваемого в качестве отказов. Наконец, в I в. до Р.Х. была установлена так называемая "фальцидиева четверть" (по имени инициатора принятия данного закона). В связи с этим ограничением, наследники имели право в любом случае сохранить за собой четверть наследственного имущества, следовательно, общая величина легатов данного наследодателя не могла превышать трех четвертей его имущества.

 
               Существовало несколько видов легатов. Основные: 
     "легат по виндикации" устанавливал право собственности легатария на определенную   вещь завещателя. Легатарий защищал свои права при помощи виндикационного иска;' 
"легат из обязательства" предоставлял легатарию обязательственное право требования от наследника исполнения воли завещателя. Он возникал, если на наследника было возложено обязательство передать что-то легатарию. При данном виде легата легатарий защищал свои права с помощью обязательственного иска к наследнику. 
          Легат приобретался в два этапа. 
Первый этап возникал после смерти наследодателя. Его значение заключалось в том, что если легатарий пережил наследодателя, то его право на получение легата само становилось способным переходить по наследству. Поэтому если легатарий умирал, не успев получить легата, то его право переходило к его наследникам. Второй этап — это момент принятия наследства наследниками.  
С этого момента легатарий или его наследники получали право требовать осуществления своих прав. При отказе наследников они могли подать соответствующие иски. 
       Фидеикомисс — это поручение наследодателя наследнику передать какое-либо имущество третьему лицу. Фидеикомиссом часто именовалось и само имущество, которое надлежало передать.  
      Фидеикомисс возникал в том случае, когда легат был составлен с нарушением норм   римского права, и, следовательно, не имел юридической силы (например, легат возлагался на наследника по закону, что не допускалось). В эпоху Республики * подобные распоряжения, в отличие от легатов, не пользовались юридической защитой и их исполнение целиком зависело* от доброй воли наследника. 
С эпохи принципата фидеикомиссы получили исковую защиту и стали во многом совпадать с легатами. Фидеикомисс имел ряд преимуществ перед легатом:  
• фидеикомисс мог быть возложен не только на наследника по завещанию, но и на наследника по закону;

фидеикомисс мог быть установлен в любой форме и необязательно в самом завещании (например в виде письма, приложения к завещанию и т. д.); 
• фидеикомисс мог быть установлен ранее или позднее самого завещания. Первоначально фидеикомисс, как и легат, приводил к сингулярному правопреемству. Это было невыгодно наследникам, так как именно они оставались ответственными по долгам умершего, несмотря на то что передавали часть наследственного имущества по фидеикомиссу третьему лицу. В связи с этим было установлено, что если лицо получило в качестве фидеикомисса не отдельное право, а определенную долю наследства, оно в соответствующей доле становилось ответственным за долги наследодателя. С этого времени фидеикомисс мог приводить и к универсальному правопреемству (универсальный фидеикомисс). В праве Юстиниана сохранились только универсальные фидеикомиссы. Фидеикомиссы, которые приводили к сингулярному правопреемству, были объединены в одну группу с легатами. 
Легаты широко использовались в Древнем Риме, и нередко завещатели устанавливали столько легатов, что наследникам почти ничего не доставалось из наследственного имущества. В интересах наследников были введены ограничения легатов. Первоначально запретили назначать легаты размером свыше 1000 асов каждый и при этом установили, что ни один легатарий не должен был получить больше, чем наименее получивший наследник. Данного ограничения оказалось недостаточно, так как наследственное имущество могло быть существенно уменьшено путем назначения большого числа мелких легатов. 
В связи с этим законом Фальцидия (I в. до н.э. более жесткие ограничения:  
наследник получил право не выдавать в качестве легатов более трех четвертей полученного им наследства',  
четверть наследства, оставшегося после погашения долгов наследодателя, должна была поступить наследнику (Фальиидиева четверть).

 

 

 

Консесуальные контракты.

К разряду консенсуальных контрактов относились: договор купли-продажи, договор найма, договор поручения, договор товарищества. 
Договор купли- продажи это мена, основанная вначале на простом то-варообмене,а затем на обмене посредствам денег. Одна сторона – продавец – обязуется предоставить другой стороне – покупателю вещь, товар, а другая сторона – покупатель – обязуется уплатить продавцу за проданную вещь опре-деленную денежную сумму, цену. Товаром может быть телесная вещь (res corporales) , но возможна продажа и нетелесных (res incorporalis) вещей (напри-мер, продажа права требования). Иногда товаром могли быть не свои, а чужие вещи или даже будущие вещи (например, зерно будущего урожая). Другой су-щественный элемент купли – продажи – цена – должна быть определенной; нельзя продавать товар по неопределенной цене. Однако цена может меняться в зависимости от рыночных условий. 
Договор найма существовал в трех различных формах: 1)наем вещей; 2)наем услуг; 3)наем работы, или подряд. 
Наймом вещей, называется такой договор, по которому одна сторона (наемодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) одну или несколько определенных вещей для временного пользования, а эта другая сто-рона (наниматель) обязуется уплачивать за пользование этими вещами опреде-ленное вознаграждение и по окончании пользования вернуть вещи в полной со-хранности наймодателю. Предметом найма могут быть любые вещи, кроме не-которых предметов потребления (например, пищи) . Наймодатель может сдать в наем и чужую вещь или некоторые права (например, сервитут). Вознагражде-ние может быть выплачено и деньгами, и в натуре. Срок не являлся обязатель-ным элементом договора найма вещей. Наймодатель обязан в течение всего времени обеспечить нанимателю возможность спокойно пользоваться вещью; наниматель же несет ответственность за сохранность вещи и возмещает ущерб наимодателю в случае повреждения вещи по вине нанимателя. 
Наем услуг – это такой договор, по которому одна сторона – наймода-тель – принимает на себя обязательство исполнять в пользу другой стороны – нанимателя – определенные услуги, а наниматель, в свою очередь, обязуется платить за эти услуги определенное вознаграждение. Наймодатель ставит себя в зависимость от нанимателя. Содержанием договора были обычно повседнев-ные домашние работы. Договор мог быть заключен и на определенный срок и без указания срока. Оплата за услуги могла быть и сдельной, и повременной. 
Наем работы (подряд) – такой договор, по которому одна сторона – под-рядчик – принимает на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны – заказчика – определенную работу, а заказчик обязуется уплатить за эту рабо-ту определенное денежное вознаграждение. Договор подряда означает, что подрядчик должен дать законченный результат работы, притом работу выпол-нить качественно и в срок; поэтому всякое нарушение договора в части качест-ва работы и выполнения срока влечет за собой ответственность подрядчика. Обязанность же заказчика – уплатить установленное вознаграждение за сде-ланную работу. 
Договор поручения – это договор, по которому одно лицо (доверитель) поручает другому лицу (поверенному) безвозмездное исполнение каких - либо действий в пользу доверителя, а это другое лицо (поверенный) обязуется ис-полнить эти действия. Содержанием договора поручения могут быть юридиче-ские действия (совершение сделок) и другие различные действия. Поверенный выполняет эти действия безвозмездно, однако, за добросовестные услуги дове-ритель может сделать поверенному подарок (honor); отсюда впоследствии воз-ник термин «гонорар». Кроме того, расходы на выполнение самого поручения (на поездки, переговоры и т.д.) также берет на себя доверитель. Однако, если договор не исполнен или исполнен плохо, поверенный обязан возместить дове-рителю понесенные убытки. 
Договор товарищества – это такой договор, по которому два или не-сколько лиц объединяются для достижения какой-либо общей (хозяйственной) цели, не противоречащей праву. Особенно был распространен договор, по ко-торому члены товарищества объединяют как свое имущество для определенной промышленной деятельности, так и все (и положительные, и отрицательные) результаты этой деятельности. Договор предполагает пропорциональность вкладов каждого из участников и пропорциональность получения прибылей и убытков. Срок не являлся в договоре товарищества необходимым условием. Но товарищество прекращало свое существование в случае достижения совмест-ной цели деятельности или в случае прекращения доверия и согласия его членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение договора.

Определение договора в римских  юридических документах не дается. но из определения отдельных договоров можно установить, что всякий договор предполагает прежде всего соглашение двух сторон, с которым связываются юридические последствия. Договоры поэтому надо отличать от действий, в ко-торых выражена воля одной стороны (например, завещание). 
Договор, как одно из оснований обязательственных отношений, имеет место только тогда, когда воля сторон, вступающих в договор, направлена на установление обязательственных отношений. 
В римском праве существовали договоры строгого права и договоры, основанные на доброй воле. В договорах строгого права существовал культ бу-квального текста договора. В договорах, основанных на доброй воле, главную роль играло не формальное толкование договора, а его смысл. 
Договоры также делились на односторонние и двухсторонние (синал-лагматические). Односторонними договорами назывались такие, в которых од-на сторона брала на себя все или подавленную часть обязательств, а другая сто-рона не брала (или почти не брала) никаких обязательств. Двусторонними до-говорами были те, когда обе стороны брали на себя достаточно заметные обяза-тельства. Причем среди двусторонних договоров выделялись равноценные (ко-гда обязательства сторон были примерно одинаковы) и неравноценные (когда одна сторона брала на себя более существенные обязательства, чем другая). 
Существовали три главных условия действительности договоров: 1) со-гласная воля обеих сторон к заключению договора; 2) законность содержания договора; 3) способность лиц, заключающих договор, вступать в договорные обязательства. 
Содержание договора должно быть достаточно определенным. Не могли получить силы обязательства, обладающие полностью неопределенным содер-жанием. При всем этом договорные обязательства в римском праве делились на определенные и неопределенные. При определенных обязательствах всегда указывалось с полной ясностью и точностью содержание обязательства. При неопределенных обязательствах в договоре указывался только критерий, с по-мощью которого можно установить содержание обязательства. 
Основанием (каузой) договора являлась ближайшая цель, ради которой договор заключался. Более отдаленные цели для заключения договора не имели значения. Сделки, имеющие определенную цель, назывались каузальными. Но бывали и такие сделки, из которых не было видно, какая цель лежит в их осно-вании. Такие сделки назывались абстрактными. 
Процесс заключения договора в Риме различался в зависимости от того, о каком договоре идет речь. Заключение договора через представителей рим-ское право обычно не практиковало. Правда, бывали и исключения: например, допускалось заключение договора займа через представителя, да и то лишь в позднейший период истории Рима. 
По способу своего заключения (и в связи с этим по их юридической зна-чимости) договоры делились на две большие группы: пакты и контракты. 
Пактом называлось неформальное соглашение не пользовавшееся иско-вой защитой. Контрактом признавался договор, признанный цивильным правом и снабженный исковой защитой. Контракты, в свою очередь, делились на сле-дующие основные виды: вербальные контракты, литтеральные контракты, ре-альные контракты и консенсуальные контракты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

 


Информация о работе Легаты и фидеикомиссы, консесуальные контракты, заключение договора