Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:07, курсовая работа
Понятие «легитимность» рассматривается в связи с государственной властью, поскольку это залог успешного управления государством. Легальность может быть соотнесена и с другими видами власти, а также и не только с властью. При этом:
легитимная государственная власть может быть нелегальной (национально-освободительные движения в колониальных странах);
легальная государственная власть может быть нелегитимной (это состояние предшествует всем революциям);
государственная власть может совмещать легальность и легитимность (состояние, соответствующее устойчивым общественным отношениям).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛЕГИТИМНОСТЬ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ 6
§1 Понятие легитимности государственной власти 6
§2 Виды и источники легитимности государственной власти 8
§3 Легитимация государственной власти 13
ГЛАВА 2. ЛЕГАЛЬНОСТЬ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ 19
§1 Понятие легальности (законности) государственной власти 19
§2 Легализация государственной власти 22
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ЛЕГАЛЬНОСТИ И ЛЕГИТИМНОСТИ 27
§1 Легитимность и легальность государственной власти 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
НОУ СПО «Самарский экономический техникум»
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Легитимность и легальность государственной власти»
Выполнила: |
студентка 2 курса |
группы ПСО-210 | |
|
специальность: «Право и организация социального обеспечения» |
Лисичкина Марина Игоревна | |
Проверил: |
преподаватель |
Симонова Н.А. |
г.Самара, 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛЕГИТИМНОСТЬ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ 6
§1 Понятие легитимности государственной власти 6
§2 Виды и источники легитимности государственной власти 8
§3 Легитимация государственной власти 13
ГЛАВА 2. ЛЕГАЛЬНОСТЬ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ 19
§1 Понятие легальности (законности) государственной власти 19
§2 Легализация государственной власти 22
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ЛЕГАЛЬНОСТИ И ЛЕГИТИМНОСТИ 27
§1 Легитимность и легальность государственной власти 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение
Государственная
власть играет ключевую роль в жизни
современного общества. Ее социальное
значение очевидно: в силу специфики
государственно-властных полномочий,
власть, в лице государственно-властных
органов обладает не только правом
издания предписаний, но и правом
применения принуждения за их неисполнение
или ненадлежащее исполнение. Посредством
данных полномочий, власть реализует
многочисленные механизмы взаимодействия
между государством и личностью.
Эти механизмы имеют различные
векторы направленности. С одной
стороны, мы наблюдаем процесс
Целью работы является изучение понятий легальности и легитимности государственной власти и их соотношение.
Задачей работы
– рассмотрение понятий легальности
и легитимности как правовой категории,
а так же этих понятий на основе
их соотношения. Так же хотелось бы
раскрыть понятия легализации и
легитимации государственной
С древнейших времен, в целях укрепления государственной власти, правителями использовались различные методы информационного, религиозного, ассоциативного и иного характера. Все эти методы, как правило, использовались для достижения двуединой цели:
- убедить
население в законности
- поддержать
веру населения в то, что эта
власть наилучшим образом,
Достижение этих целей, производится путем юридического узаконения и социального обоснования государственной власти, и предполагает, в этих целях, использование ресурсов самой власти. Такими ресурсами являются свойства легальности и легитимности государственной власти.
Проблема легальности и легитимности государственной власти является одной из наиболее актуальных не только в современной России, но и иных государствах мирового сообщества. Значимость указанной проблемы обуславливается в первую очередь, многообразием политических процессов, происходящих в современном мире, а также их разнородностью (тенденции государств к суверенизации их власти, процессы глобализации и одновременной интеграции государств в мировое сообщество). В связи с этим, важным и необходимым становится изучение свойств легальности и легитимности государственной власти, которые во многом определяют степень дееспособности государственной власти.
Проблема легитимности государственной власти довольно подробно исследовалась учеными начиная с конца XIX в. В трудах отечественных ученых, проблема легитимности стала широко освещаться в 90-х гг. XX в., в связи с возникновением кризисных тенденций, в государствах бывшего СССР и приобретением ими государственного суверенитета. Однако во всех этих исследованиях, легитимность получала наибольшее развитие, в то время как свойство легальности государственной власти, на сегодняшний день остается мало исследованным.1
Легитимность и легальность государственной власти – близкие по значению термины, которые, тем не менее, имеют различный смысл. Легитимность – это одобрение государственной власти, легальность – это соответствие государственной власти законам.
Термин «легитимность» относится, скорее, к социологии, психологии и некоторым другим общественным наукам; «легальность» - это, прежде всего, юридический термин. Если о легитимности можно рассуждать и приводить те или иные точки зрения, то легальность имеет чёткие границы: соответствует или не соответствует.
Понятие «легитимность» рассматривается в связи с государственной властью, поскольку это залог успешного управления государством. Легальность может быть соотнесена и с другими видами власти, а также и не только с властью. При этом:
Процессы обеспечения легитимности и легальности различны. Придание государственной власти легитимности называется легитимацией и происходит, прежде всего, в области идей, пропаганды, информации. Легальность обеспечивается принятием соответствующих законов и их исполнением.2
Исходя из
вышесказанного, в этой работе хочется
раскрыть более явно понятия легитимности
и легальности государственной власти
и их соотношение.
Глава 1. Легитимность как правовая категория
§1 Понятие легитимности государственной власти
Легитимность – характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения3.
Легитимность - сущностное свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть, самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существующие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно подчиняться. Такое обращение к мнению широких масс
проявляется и в определении, данном легитимности Липсетом, которую он характеризует как «способность системы создать и поддержать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных для общества»4
Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес Макс Вебер.
Согласно разработанной им и ставшей классической теории, легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании. 5
По мнению О.А.Широкова, легитимность - это явление, которое трудно измерить, но существуют критерии, показатели, определяющие ее степень и характер. Среди них выделяют:
1) способность
режима эффективно
2) степень
противодействия политической
3) проявление гражданского неповиновения;
4) роль и
место силовых структур в
5) отношение политического режима к правам и свободам граждан;
6) правопреемство власти;
7) самостоятельность
власти во внутренней и
8) соответствие целей и ценностей власти духу и букве закона;
9) степень участия граждан в выборах и референдумах;6
В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.7 Термин исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной. Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес Макс Вебер.
§2 Виды и источники легитимности государственной власти
Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:
Традиционная легитимность. Общество признает власть, благодаря привычке и традициям повиноваться власти и установленным ранее порядкам. Традиционная легитимность в большей степени характерна для монархий. Основана на вере в священность издревле существующих порядков и властей. Традиционная власть была характерна для восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы.
Харизматическая
легитимность. Харизма – это качества
человека, дарованные ему природой
и выделяющие его среди остальных.
Исторически харизматическая
Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от власти, сколько от веры масс в особые качества вождя-лидера и преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию», поэтому требует поддержки и послушания. Но если раньше понятие «харизма» применялось лишь по отношению к небольшому количеству лидеров, то в современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.
Разновидностью
харизматического типа легитимности является
вождизм, характерный для нединамичных,
авторитарных и тоталитарных обществ.
Общим для всех видов вождизма
является то, что требуется личная
преданность нижестоящих
Легальная или
рационально-правовая легитимность. Легальная
власть основывается на признании добровольно
установленных юридических
В условиях легальной власти всегда существует опасность превращения бюрократии из слуг общества в своеобразную замкнутую касту, стоящую над ним. Чтобы этого не произошло, следует осуществлять контроль со стороны общества над всеми уровнями чиновничества. Все это предполагает высокую политическую культуру населения.9
Типология, разработанная Вебером, была успешно применена во многих исторических исследованиях: «Начиная с Вебера, мы неустанно относили явления легитимности к той или иной из предложенных им трех категорий, показывая, как харизматическая власть превращается во власть традиционную, которая в свою очередь преобразуется в рационально-законную власть»10
Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.
Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы. Ушли в прошлое монархические режимы времен Вебера. Современные монархии, хотя и продолжают олицетворять единство нации, сколько-нибудь существенной политической роли не играют (исключение составляют исторически переломные моменты, как это было в нашем веке в Испании или Бельгии), закончился и период широкого распространения харизматических лидеров. Исторический опыт убедительно показал, что харизматические вожди очень быстро перерождаются в тиранов, а их харизма - в хорошо организованный культ возвеличивания лидера,
Информация о работе Легитимность и легальность государственной власти