Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:05, реферат
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.
Введение
Глава 1. Понятие трудового стажа
Глава 2. Виды трудового стажа
2.1 Страховой стаж
2.2Специальный стаж
2.3Непрерывный стаж
Глава 3. Порядок исчисления трудового стаж
3.1 Общие правила начисления трудового стажа
2.2 Начисление трудового стажа при переходе на другую работу и работы в странах СНГ
Заключение
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие трудового стажа
Глава 2. Виды трудового стажа
2.1 Страховой стаж
2.2Специальный стаж
2.3Непрерывный стаж
Глава 3. Порядок исчисления трудового
стаж
3.1 Общие правила начисления трудового
стажа
2.2 Начисление трудового стажа при переходе
на другую работу и работы в странах СНГ
Заключение
Список используемых источников
Введение
Одним из важнейших юридических фактов,
с которым законодатель связывает возникновение
большинства правоотношений в сфере социального
обеспечения, является трудовой стаж.
Его наличие существенно влияет на объем
прав нетрудоспособных граждан в сфере
социального обеспечения. Под трудовым
стажем понимается суммарная продолжительность
трудовой деятельности (работы, учебы)
и иной общественно полезной деятельности,
как оплачиваемой, так и не оплачиваемой.
Трудовой стаж, как особая мера величины
трудовой деятельности, имеет количественную
и качественную характеристику.
Количественной характеристикой трудового
стажа является его продолжительность;
качественная характеристика отражает
характер и условия, в которых протекает
трудовая деятельность (вредность, тяжесть,
опасность и пр.). В зависимости от качественной
и количественной характеристик выделяют
следующие виды трудового стажа:
а) общий трудовой;
б) специальный трудовой;
в) непрерывный трудовой;
г) страховой.
Глава 1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА
Трудовой стаж (франц. stage, от позднелат.
stagium — временное пребывание), время (продолжительность)
трудовой и иной общественно полезной
деятельности работника.
Трудовой стаж - продолжительность трудовой
или иной общественно полезной деятельности,
исчисляемая в установленном порядке
и порождающая определенные правовые
последствия: право на пенсию, на пособие,
льготы и т.д.
Обратимся теперь к легальному определению
трудового стажа, которое дается в Федеральном
законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002
г.)[1]. Трудовой стаж - учитываемая при определении
права на отдельные виды пенсий по государственному
пенсионному обеспечению суммарная продолжительность
периодов работы и иной деятельности,
которые засчитываются в страховой стаж
для получения пенсии, предусмотренной
Федеральным законом «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации».
В настоящее время институт трудового
стажа регулируется целым комплексом
нормативных актов, который можно представить
в виде упорядоченной иерархии законодательных
и подзаконных актов. Это:
Во-первых, международно-правовые акты.
Так, если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила подсчета
и подтверждения, например, страхового
стажа для установления трудовых пенсий,
применяются правила международного договора
Российской Федерации. Среди таких международных
актов можно, например, выделить Соглашение
о взаимном зачете в общий трудовой стаж
и выслугу лет службы в органах и учреждениях
прокуратуры в государствах-участниках
Содружества Независимых Государств (Москва,
25 ноября 1998 г.).
Во-вторых, это законодательные акты.
- Трудовой кодекс Российской Федерации
от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изм. и доп. от
24, 25 июля 2002 г.).[2] Однако в ТК РФ не урегулирован
ни порядок исчисления трудового стажа,
ни даже его определение.
Одна из немногих статей ТК РФ посвященных
вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет,
что порядок установления и исчисления
трудового стажа, необходимого для получения
гарантий и компенсаций, устанавливается
Правительством Российской Федерации
в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, ТК РФ отсылает к другим
нормативным актам, в частности Закону
РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях» (с изменениями
от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря
2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г.).
В третьих, это подзаконные нормативные
акты: Постановления Правительства РФ.
В четвертых, это десятки актов министерств
и ведомств.
Регулирование трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений,
в частности трудового стажа, в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами
осуществляется в том числе и конституциями
(уставами), законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
Итак, на правовое регулирование института
трудового стажа направлен целый комплекс
разноуровневых нормативных актов. Однако
это больше недостаток, чем достоинство.
В первую очередь такой недостаток проявляется
в том, что чем больше актов – тем больше
противоречий и «несостыковок». По-прежнему
продолжают действовать ряд устаревших
нормативных документов.
Во-вторых, большое количество нормативных
актов вызывают проблемы при применении
на практике. Сказывается это не только
на работе и деятельности судов, работников
юстиции, но, прежде всего на простых гражданах.
Как показал всеобщий опрос, до 90% опрошенных
респондентов (простых рядовых граждан)
не знают о том, что понятие «страховой
стаж» подменяется понятием «трудовой
стаж», не представляют порядок начисления
стажа. А ведь это напрямую связно с их
правами в социальном обеспечении. Большинство
опрошенных определили значение трудового
стажа, как основу для назначения пенсий.
Однако значение трудового стажа гораздо
шире, и заключается в том, что именно от
него поставлены в зависимость многие
виды социального обеспечения.
Глава 2. Виды трудового стажа
Классически в теории социального обеспечения
выделяются несколько видов трудового
стажа. Среди них: общий (в настоящее время
– страховой), специальный и непрерывный.
Традиционное выделение различных видов
трудового стажа ставится напрямую со
специфическими юридическими фактами,
с возникновением которых законодатель
связывает те или иные виды социального
обеспечения.
Так, общий трудовой стаж определяется
как суммарная продолжительность работы
по трудовому договору, иной общественно-полезной
деятельности и других периодов, указанных
в законе, независимо от перерывов. При
этом общий трудовой стаж является юридически
значимым обстоятельством в сложном составе,
порождающем возникновение или изменение
правоотношений в связи с назначением
трудовых пенсий по старости, по инвалидности,
по случаю потери кормильца, а также некоторых
других правоотношений в социальном обеспечении.
Специальный трудовой стаж – уже из самого
определения понятно, что законодатель
ведет речь о специфической работе. Под
специальным трудовым стажем понимается
продолжительность работы в определенных
условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.),
на определенных должностях, в определенных
природно-климатических районах страны,
на территориях, подвергшихся радиоактивному
загрязнению и других периодов, с которыми
связано льготное (или по особым правилам)
обеспечение трудовыми пенсиями.
Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность
последней непрерывной работы, иной общественно-полезной
деятельности и других периодов, указанных
в законе.
Для каждого из трех видов трудового стажа
законодатель предусмотрел особый порядок
исчисления, утраты и т.д., которые будут
рассмотрены мною ниже.
2.1. Страховой стаж
С 1 января 2002 года действует Федеральный
Закон «О трудовых пенсиях в РФ», установивший
новый порядок пенсионного обеспечения.
В данном акте не фигурирует понятие общего
трудового стажа, но вводится новое понятие
– «страховой стаж – это учитываемая
при определении права на трудовую пенсию
суммарная продолжительность периодов
работы и (или) иной деятельности, в течение
которых уплачивались взносы в Пенсионный
фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых
в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых
пенсиях»).
Более короткое определение страхового
стажа дается в Законе «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного законодательства»,
где под страховым стажем понимается суммарная
продолжительность периодов трудовой
деятельности застрахованного лица в
течение его жизни, за которые уплачивались
страховые взносы.
Введение и укрепление понятия «страховой
стаж» полностью отражает суть современной
пенсионной реформы в Российской Федерации,
которая состоит в том, чтобы перевести
всю пенсионную систему на принципы страхования.
В предельно упрощенном виде это означает,
что на размер пенсии должен влиять не
стаж, не заработок, а только реально уплаченные
в Пенсионный фонд РФ страховые взносы.
В соответствии с п.1 ст.10 Закона «О трудовых
пенсиях», в страховой стаж включаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности,
выполнявшиеся на территории Российской
Федерации лицами, застрахованными в соответствии
с законодательством Российской Федерации
об обязательном пенсионном страховании
(далее именуются - застрахованные лица);
б) периоды работы и (или) иной деятельности,
указанные в подпункте «а» настоящего
пункта, выполнявшиеся застрахованными
лицами за пределами Российской Федерации,
в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации или международными
договорами Российской Федерации, либо
в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации при добровольном
вступлении в правоотношения по обязательному
пенсионному страхованию;
Наряду с вышеназванными периодами работы
и (или) иной деятельности, также засчитываются:
1) период прохождения военной службы,
а также другой приравненной к ней службы,
предусмотренной Законом Российской Федерации
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной
службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей»;
2) период получения пособия по государственному
социальному страхованию в период временной
нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за
каждым ребенком до достижения им возраста
полутора лет, но не более трех лет в общей
сложности;
4) период получения пособия по безработице,
период участия в оплачиваемых общественных
работах и период переезда по направлению
государственной службы занятости в другую
местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно
привлеченных к уголовной ответственности,
необоснованно репрессированных и впоследствии
реабилитированных, и период отбывания
наказания этими лицами в местах лишения
свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным
лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом
или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Периоды, предусмотренные выше, засчитываются
в страховой стаж в том случае, если им
предшествовали и (или) за ними следовали
периоды работы и (или) иной деятельности
(независимо от их продолжительности).
Принципиальным отличием новых законов
является то, что для получения права на
трудовую пенсию по старости достаточно
иметь только пять лет страхового стажа
(суммарной продолжительности периодов
работы и (или) иной деятельности), в течение
которых уплачивались страховые взносы
в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов,
засчитываемых в страховой стаж.
2.2. Специальный стаж
Специальный трудовой стаж - это суммарная
продолжительность трудовой деятельности
(независимо от количества и продолжительности
перерывов в ней) в определенных отраслях
народного хозяйства, в определенных профессиях,
должностях и в определенных местностях,
а также некоторые виды общественно полезной
деятельности. Такое определение содержал
ранее действующий Закон РФ от 20 ноября
1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях
в Российской Федерации».
В обновленном законодательстве Законе
«О трудовых пенсиях»; Законе «О государственном
пенсионном обеспечении в РФ» и Законе
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних
дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей» понятие специальный
трудовой стаж фактически уже не фигурирует.
Однако, то, что в ранее действующем законодательстве,
называлось специальным трудовым стажем
сохраняется и в новом пенсионном законодательстве.
Но законодатель пошел по пути сокращения
льгот по пенсионному обеспечению. В этой
связи из нового законодательства исключены
пенсии по выслуге лет и льготный порядок
исчисления стажа. В новом законе сохранены
прежние правила исчисление специального
трудового стажа в связи с особыми условиями
работы, в том числе стаж по выслуге лет,
и в связи с особыми социальными условиями.
Предполагается, что в будущем он будет
регулироваться специальным законом о
профессиональных пенсиях.
С учетом специального трудового стажа,
т.е. суммарной продолжительности определенной
трудовой деятельности (службы), устанавливается
пенсия по старости в связи с особыми условиями
труда, работой на Крайнем Севере, а также
пенсия за выслугу лет.
Так, например, специальный трудовой стаж
учитывается при установлении:
- пенсии по старости в связи с особыми
условиями труда (в стаж включается время
инвалидности I и II групп вследствие профессионального
заболевания или увечья, связанного с
производством, на котором получено указанное
увечье или заболевание);
- времени начала выплаты пенсии в связи
с работой на подземных работах, на работах
с вредными условиями труда и в горячих
цехах (в таких случаях пенсия устанавливается:
мужчинам по достижении 50 лет и женщинам
по достижении 45 лет, если они соответственно
трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев
и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15
лет, а если не менее половины стажа приходится
на подземные работы, на работы с вредными
условиями труда и в горячих цехах, то
пенсия назначается с уменьшением возраста
на один год за каждый полный год такой
работы мужчинам и женщинам).
Законодательство предусматривает также
и другие случаи учета специального трудового
стажа.
Страховой и специальный трудовой стаж
неразрывно связаны с назначением пенсии;
момент назначения пенсии и ее размер
всецело зависят от продолжительности
этих видов стажа.
В специальный трудовой стаж включаются
очень ограниченные виды общественно
полезной деятельности. Порядок включения
периодов общественно полезной деятельности
в специальный трудовой стаж устанавливается
нормативными актами, предусматривающими
порядок исчисления выслуги лет тем или
иным категориям граждан.
Особым видом специального трудового
стажа является и выслуга лет. Но в отличие
от специального стажа, выслуга лет установленной
продолжительности служит юридическим
фактом, дающим право на пенсию независимо
от возраста при условии увольнения с
работы, в связи с которой назначается
пенсия.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию
за выслугу лет, довольно широк. В него
входят: работники, занятые на работах
с особыми условиями труда; работники
гражданской авиации; педагогические
работники; лица, занятые лечебной и иной
работой по охране здоровья населения;
артисты и другие категории творческих
работников; военнослужащие; государственные
служащие.
В настоящее время законодательство о
специальном стаже находится в процессе
реформирования. Реформа обязательного
пенсионного страхования предусматривает
переход на финансирование пенсий за выслугу
лет через профессиональные пенсионные
системы. С этого времени за каждого работника,
занятого в особых условиях труда, работодатель
обязан платить страховые взносы по повышенному
тарифу с учетом вредности, тяжести и других
факторов, повышающих производственный
риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся
на тяжелых и вредных работах, будет зависеть
от продолжительности страхового стажа
по дополнительной профессиональной системе.
2.3. Непрерывный стаж
Действующее законодательство не содержит
легального определения непрерывного
трудового стажа, однако анализ ряда нормативных
актов позволяет сделать вывод, что непрерывный
трудовой стаж - это продолжительность
последней непрерывной работы на одном
предприятии (в учреждении, организации)
или на нескольких предприятиях при условии,
что перерыв в трудовой деятельности не
превысил установленных законодательством
сроков.
Непрерывный трудовой стаж имеет ряд существенных
отличительных признаков от страхового
и специального стажа.
Во-первых, при определении размера пенсии
или момента начала ее выплаты непрерывность
стажа не учитывается.
Во-вторых, рассматриваемый вид трудового
стажа не должен иметь превышающих установленные
пределы промежутков времени, в течение
которых трудоспособный работник не осуществлял
трудовой деятельности и не предпринимал
действий к трудоустройству. Данное условие
является определяющим при установлении
непрерывности стажа.
Как верно отмечает С.Г. Кулюхин, непрерывный
трудовой стаж является самостоятельной
оценочной категорией трудовой деятельности
работника, характеризующей не общую продолжительность
времени работы, а конкретный промежуток
трудового стажа работника.
Юридическое значение непрерывного трудового
стажа заключается в том, что он является
основным критерием при определении размера
пособия по временной нетрудоспособности,
т.е. продолжительность непрерывного трудового
стажа влияет на размер пособия по временной
нетрудоспособности. В зависимости от
непрерывного стажа работы определяется
социальное обеспечение и в отношении
одиноких матерей. Действует особый порядок
выплаты пособий по уходу за больными
детьми. Так, пособие по уходу за больным
ребенком в размере от 60 до 100% (конкретный
размер которого как раз определяется
в зависимости от непрерывного стажа).
В зависимости от непрерывного стажа определяются
«северные надбавки».
В настоящее время действует целый комплекс
разноуровневых нормативных актов регулирующих
порядок исчисления непрерывного трудового
стажа.
Непрерывный трудовой стаж у работника,
уволенного в связи с истечением срока
трудового договора, по общему правилу,
сохранится, если перерыв между датой
увольнения и датой поступления на новую
работу не превысит одного месяца. Например,
если работник уволен 5 января (последний
день его работы), то его трудовой стаж
не прервется, если он поступит на работу
не позднее 6 февраля.
Согласно п.п.2-10 Правил непрерывный трудовой
стаж сохраняется:
1) При увольнении после 1 сентября 1983 г.
по собственному желанию без уважительных
причин непрерывный трудовой стаж сохраняется
при условии, что перерыв в работе не превысил
трех недель. Причины, признаваемые уважительными
при увольнении по собственному желанию,
определяются Государственным комитетом
СССР по труду и социальным вопросам и
ВЦСПС.
2) Если перерыв в работе не превысил двух
месяцев в случае:
- поступления на другую работу лиц, работавших
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, после увольнения с работы
по истечении срока трудового договора;
- поступления на работу в Российской Федерации
после освобождения от работы в учреждениях,
организациях и на предприятиях Российской
Федерации за границей или в международных
организациях;
- поступления на работу в Российской Федерации
граждан, переселившихся из стран, с которыми
Россия заключила соглашения или договоры
о социальном обеспечении, после освобождения
от работы в учреждениях, организациях
и на предприятиях этих стран (двухмесячный
период в этом случае исчисляется начиная
со дня приезда в Россию).
3) Если перерыв в работе не превысил трех
месяцев в случае:
- поступления на работу лиц, высвобождаемых
с предприятий, из учреждений и организаций
в связи с их реорганизацией или ликвидацией
либо осуществлением мероприятий по сокращению
численности или штата работников, а также
при поступлении на работу рабочих и служащих,
увольняемых из частей, учреждений, организаций
из предприятий Вооруженных Сил Российской
Федерации в связи с проведением мероприятий
по сокращению их в соответствии с решениями
Правительства РФ;
- поступления на работу после окончания
временной нетрудоспособности, повлекшей
в соответствии с действующим законодательством
увольнение с прежней работы, а также при
поступлении на работу после увольнения
с работы в связи с инвалидностью либо
после увольнения инвалидов по другим
основаниям (кроме оснований, не обеспечивающих
сохранение непрерывного стажа), по которым
не установлены более льготные условия
сохранения непрерывного трудового стажа
(трехмесячный период в этих случаях исчисляется
начиная со дня восстановления трудоспособности,
дня вынесения заключения об этом врачебно-консультационной
комиссией (ВКК) либо дня, по который была
установлена инвалидность);
- поступления на работу после увольнения
вследствие обнаружившегося несоответствия
работника занимаемой должности или выполняемой
работе по состоянию здоровья, препятствующему
продолжению данной работы (согласно медицинскому
заключению, вынесенному в установленном
порядке);
- поступления на работу учителей начальных
классов общеобразовательных школ, освобожденных
от работы в школе в связи с переводом
4-х классов на систематическое преподавание
основ наук и временным сокращением числа
учащихся начальных классов.
4) Независимо от продолжительности перерыва
в работе в случае:
- поступления на работу после увольнения
по собственному желанию в связи с переводом
мужа или жены на работу в другую местность;
- поступления на работу после увольнения
по собственному желанию в связи с уходом
на пенсию по старости либо после увольнения
пенсионера по старости по другим основаниям,
кроме оснований, не обеспечивающих сохранение
непрерывного стажа (это правило распространяется
также на пенсионеров, получающих пенсии
по другим основаниям, например за выслугу
лет, если они одновременно имеют право
на пенсию по старости).
У работников, которые увольняются в связи
с переходом на пенсию по старости, при
последующем поступлении на работу продолжительность
перерыва в трудовом стаже не имеет значения
для исчисления непрерывного стажа. Стаж,
имевшийся у них к моменту увольнения,
сохраняется и присоединяется к стажу
по новому месту работы.
Согласно действующему законодательству
непрерывный стаж у работника прерывается,
если он в течение года дважды увольняется
по собственному желанию без уважительных
причин. Если работник уволился по собственному
желанию первый или (и) второй раз по уважительной
причине, непрерывный стаж у него не прервется,
если перерывы между днем увольнения и
днем поступления на новую работу не превысили
установленных сроков, в течение которых
непрерывный стаж сохраняется.
В соответствии с данным нормативным актом
трудовой стаж суммируется независимо
от сроков перерыва в работе и мотивов
прекращения трудовых отношений, за исключением
увольнения за виновные действия.
Работа по договору подряда выполняется
в рамках гражданско-правового договора,
заключаемого в соответствии с правилами
гл. 37 ГК РФ «Подряд». Работа же, о которой
идет речь в Правилах, предполагает выполнение
работником трудовых функций по трудовому
договору (контракту), заключаемому в соответствии
со ст. 56 ТК РФ. Что касается иных видов
деятельности, перечисленных в Правилах
и засчитываемых в непрерывный трудовой
стаж, то работа по договору подряда также
не включена в указанный перечень.
Таким образом, работа по договору подряда
не включается в непрерывный трудовой
стаж для назначения пособий по государственному
социальному страхованию.
Глава 3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ТРУДОВОГО
СТАЖА
3.1 Общие правила начисления трудового
стажа
Как правило, общий, специальный и непрерывный
трудовой стаж исчисляются по фактической
продолжительности, за исключением специальных
правил исчисления общего трудового стажа
и выслуги лет. Льготный порядок исчисления
трудового стажа для назначения пенсии
по старости, в том числе в связи с особыми
условиями труда, а также для пенсии по
инвалидности предусматривает ст. 94 Закона:
за полный год работы:
- работа в течение полного навигационного
периода, полного сезона на предприятиях
и в организациях сезонных отраслей промышленности.
Перечень сезонных работ и сезонных отраслей
промышленности, работа на которых независимо
от их ведомственной принадлежности в
течение полного сезона засчитывается
в стаж для назначения пенсии за период
работы, утвержден постановлением Совета
Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. №381;
в полуторном размере:
- работа в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностям;
в двойном размере:
- работа в лепрозориях и противочумных
учреждениях;
- работа, служба во время Великой Отечественной
войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением
работы в районах, временно оккупированных
неприятелем;
- проживание в блокадном Ленинграде, нахождение
в концлагерях в период Великой Отечественной
войны;
- военная служба по призыву;
в тройном размере:
- работа, служба в воинских частях, учреждениях,
входящих в состав действующей армии,
партизанских отрядах, соединениях, а
также время нахождения в лечебных учреждениях
вследствие военной травмы;
- работа в период блокады г. Ленинграда
(с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);
- время содержания под стражей, пребывания
в местах заключения и ссылке лиц, необоснованно
привлеченных к уголовной ответственности,
необоснованно репрессированных и впоследствии
реабилитированных.
Календарно исчисляется трудовой стаж
лицам, которым назначается пенсия по
старости в связи с работой на Крайнем
Севере (ст. 14 Закона).
Порядок исчисления непрерывного трудового
стажа, а также допустимая продолжительность
перерывов в трудовой деятельности определяются
Правилами исчисления непрерывного трудового
стажа рабочих и служащих при назначении
пособий по государственному социальному
страхованию, утвержденными постановлением
Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г.
№ 52. В соответствии с Правилами непрерывный
трудовой стаж определяется исходя из
продолжительности последней непрерывной
работы на предприятии, в учреждении, организации.
Время предыдущей работы или иной деятельности
засчитывается (суммируется) при определенных
условиях и зависит, прежде всего, от оснований
увольнения с работы.
По общему правилу, непрерывный трудовой
стаж сохраняется при переходе с одной
работы на другую при условии, что перерыв
в работе не превысил одного месяца, если
иное не установлено правилами или другими
нормами действующего законодательства.
При увольнении после 1 сентября 1983 г. по
собственному желанию без уважительных
причин непрерывный трудовой стаж сохраняется
при условии, что перерыв в работе не превысил
3 недель (21 календарный день).
Непрерывный трудовой стаж сохраняется,
если перерыв в работе не превысил двух
месяцев:
а) при поступлении на работу лиц, работавших
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, после увольнения с работы
по истечении срока трудового договора:
б) при поступлении на работу после освобождения
от работы в учреждениях, организациях
и на предприятиях СССР (РФ) за границей
или в международных организациях;
в) при поступлении на работу в СССР (РФ)
граждан, переселившихся из стран, с которыми
СССР (РФ) имеет соглашения или договоры
о социальном обеспечении (исчисляется
со дня приезда в СССР (РФ)).
Непрерывный трудовой стаж сохраняется,
если перерыв в работе не превысил трех
месяцев:
а) при поступлении на работу лиц, высвобождаемых
в связи с реорганизацией или ликвидацией
либо осуществлением мероприятий по сокращению
численности или штата работников;
б) при поступлении на работу после окончания
временной нетрудоспособности или снятия
инвалидности. Это правило применяется
в тех случаях, когда длительная временная
нетрудоспособность явилась основанием
для увольнения. Для инвалидов причина
увольнения с предыдущей работы не имеет
значения;
в) при поступлении на работу после увольнения
вследствие обнаружившегося несоответствия
работника занимаемой должности или выполняемой
работе по состоянию здоровья, препятствующему
продолжению данной работы (согласно медицинскому
заключению, вынесенному в установленном
порядке);
г) при поступлении на работу учителей
начальных классов общеобразовательных
школ, освобожденных от работы в связи
с сокращением числа учащихся.
При расторжении трудового договора беременными
женщинами или матерями, имеющими детей
(в том числе усыновленных или находящихся
под опекой или попечительством) в возрасте
до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте
до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется
при условии поступления на работу до
достижения ребенком указанного возраста.
Причем в этот период женщина может неоднократно
поступать и увольняться с работы, при
этом все периоды работы также будут включаться
в непрерывный трудовой стаж. Законом
РФ "О предупреждении распространения
в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ предусматривается
сохранение непрерывного трудового стажа
за одним из родителей или иным законным
представителем ВИЧ-инфицированного -
несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет
в случае увольнения по уходу за ними при
условии поступления на работу до достижения
несовершеннолетним 18-летнего возраста.
Непрерывный трудовой стаж сохраняется
в случае, если перерыв между днем увольнения
и днем поступления на работу (учебу) не
превысил одного года, за полномочными
представителями Президента РФ (Указ Президента
РФ «О внесении изменений и дополнений
в Указ Президента РФ от 5 февраля 1993 г.
№ 186 "О представителе Президента Российской
Федерации в крае, области, автономной
области, автономном округе, городах Москве
и Санкт-Петербурге"»); за главами администрации
(Указ Президента РФ от 3 октября 1994 г. №
1969 "О мерах по укреплению системы исполнительной
власти в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 10 и 22 Закона РФ от
22 января 1993 г. № 4339 "О статусе военнослужащих"
в непрерывный стаж работы, учитываемый
при выплате пособий по государственному
социальному страхованию, время нахождения
граждан на военной службе по контракту
засчитывается (включается в непрерывный
трудовой стаж) из расчета: один месяц
военной службы за один месяц работы, а
на военной службе по призыву - один месяц
военной службы за два месяца работы, если
перерыв между днем увольнения с военной
службы и днем поступления на работу (на
учебу) не превысил одного года. Независимо
от продолжительности перерыва непрерывный
трудовой стаж сохраняется:
а) при увольнении по собственному желанию
в связи с переводом супруга в другую местность;
б) при увольнении в связи с уходом на пенсию
по старости. Это правило распространяется
также на пенсионеров, получающих пенсию
по другим основаниям (за выслугу лет),
если они одновременно имеют право на
пенсию по старости.
Согласно ст. 89 Закона РФ от 20.11.90 N 340-1 “
О государственных пенсиях в Российской
Федерации” В общий трудовой стаж включается
любая работа в качестве рабочего, служащего
(в том числе работа по найму до установления
Советской власти и за границей), члена
колхоза или другой кооперативной организации;
иная работа, на которой работник, не будучи
рабочим или служащим подлежал государственному
социальному страхованию; работа (служба)
в военизированной охране, в органах специальной
связи или горноспасательной части, независимо
от ее характера; индивидуальная трудовая
деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Особый порядок пенсионного обеспечения
установлен для граждан государств –
участников СНГ. Он определен Соглашением
о гарантиях прав граждан государств –
участников СНГ в области пенсионного
обеспечения, заключенным правительствами
этих государств 13 мая 1992 г. в Москве. Участники
СНГ: Россия, Республика Армения, Беларусь,
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан,
Узбекистан, Украина. При назначении пенсии
гражданам указанных государств учитывается
трудовой стаж, приобретенный на территории
любого из этих государств, а также на
территории бывшего СССР, до вступления
в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения).
3.2. НАЧИСЛЕНИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА ПРИ ПЕРЕХОДЕ
НА ДРУГУЮ РАБОТУ И РАБОТЫ В СТРАНАХ СНГ
В настоящее время вопросы исчисления
продолжительности непрерывного трудового
стажа определяются Правилами исчисления
непрерывного трудового стажа рабочих
и служащих при назначении пособий по
государственному социальному страхованию,
утвержденными постановлением Совета
Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252. В
соответствии с Правилами непрерывный
трудовой стаж при определении размера
пособия по государственному социальному
страхованию исчисляется ко дню наступления
нетрудоспособности. Непрерывный трудовой
стаж определяется продолжительностью
работы без перерыва в данной организации.
Вместе с этим допускаются определенные
исключения: к примеру, при увольнении
по ст. 80 Трудового кодекса РФ (расторжение
трудового договора по инициативе работника)
непрерывный трудовой стаж не прерывается,
если перерыв в работе не превысил 3 недель.
Для сохранения непрерывности трудового
стажа при увольнении в связи с истечением
срока трудового договора, перерыв в работе
не должен превышать 1 месяца, а при увольнении
по ст. 81 ТК РФ (расторжение трудового договора
(контракта) по инициативе работодателя)
3 месяцев. Срок перерыва в работе начинается
со дня, следующего за днем увольнения,
и до дня поступления на новую работу.
Отдельным вопросом является перевод
с одной работы на другую по соглашению
сторон при изменении места жительства.
При этом допускается перерыв в трудовой
деятельности на время, необходимое для
переезда к новому месту жительства. Также
особым случаем является перерыв в работе
при временной нетрудоспособности: в срок,
позволяющий сохранить непрерывный трудовой
стаж, включается срок перерыва, т.е. общий
срок увеличивается на число дней нетрудоспособности.
Кроме этого в ряде случаев непрерывный
трудовой стаж не прерывается вне зависимости
от срока перерыва в работе, например,
при увольнении в связи с переводом мужа
(жены) на работу в другую местность. Вместе
с этим необходимо учитывать, что стаж
работы не сохраняется при увольнении
работников, совершивших виновные действия,
за которые законодательством предусмотрено
увольнение с работы (п.п. "а" - "з"
пункта 7 Правил исчисления непрерывного
трудового стажа рабочих и служащих при
назначении пособий по государственному
социальному страхованию). Согласно ст.
89 Закона РФ от 20.11.90 N 340-1 “ О государственных
пенсиях в Российской Федерации” В общий
трудовой стаж включается любая работа
в качестве рабочего, служащего (в том
числе работа по найму до установления
Советской власти и за границей), члена
колхоза или другой кооперативной организации;
иная работа, на которой работник, не будучи
рабочим или служащим подлежал государственному
социальному страхованию; работа (служба)
в военизированной охране, в органах специальной
связи или горноспасательной части, независимо
от ее характера; индивидуальная трудовая
деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Особый порядок пенсионного обеспечения
установлен для граждан государств –
участников СНГ. Он определен Соглашением
о гарантиях прав граждан государств –
участников СНГ в области пенсионного
обеспечения, заключенным правительствами
этих государств 13 мая 1992 г. в Москве. Участники
СНГ: Россия, Республика Армения, Беларусь,
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан,
Узбекистан, Украина. При назначении пенсии
гражданам указанных государств учитывается
трудовой стаж, приобретенный на территории
любого из этих государств, а также на
территории бывшего СССР, до вступления
в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения)
При назначении практически всех
видов пенсий (по возрасту, по возрасту
с особыми условиями труда, за выслугу
лет, в некоторых случаях - по инвалидности,
в связи с потерей кормильца) учитывается
продолжительность общего трудового стажа.
Основным документом, подтверждающим
стаж работы для назначения пенсии, является
трудовая книжка. Но возникают ситуации,
что подтвердить трудовой стаж бывает
затруднительно. Например, трудовая книжка
утеряна, либо в содержащихся в ней записях
допущены неточности. Такие обстоятельства
влекут за собой определенные неприятности,
например, назначение пенсий меньшей,
чем та, на какую гражданин рассчитывал.
В соответствии со ст. 117 Закона РФ "О
государственных пенсиях в РФ" от 20
ноября 1990 г. № 340-1 в действующей редакции
органами, осуществляющими пенсионное
обеспечение граждан, являются органы
социальной защиты населения. Правила
обращения за пенсией, ее назначения и
организации выплаты, ведения пенсионной
документации, подтверждения стажа работы
по свидетельским показаниям утверждаются
Правительством РФ. Восстановление записей
в трудовых книжках, в частности, регулируют
такие нормативные акты, как Постановление
СМ СССР "О порядке подтверждения трудового
стажа для назначения пенсий" от 24 августа
1990 г. № 848, Положения о порядке подтверждения
трудового стажа для назначения пенсий,
утвержденное Приказом Минсоцобеспечения
РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190, Порядок подтверждения
трудового стажа для назначения пенсий,
утвержденный Постановлением Госкомтруда
СССР от 12 сентября 1990 г. № 369-16-52, Порядок
установления стажа работы при утрате
документов в результате чрезвычайных
ситуаций, утвержденный Постановлением
Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. № 50 и др.
Согласно перечисленным нормативным актам,
если трудовая книжка отсутствует, или
в ней содержатся неправильные или неточные
записи, или не содержатся записи об отдельных
периодах работы, трудовой стаж устанавливается
на основании иных документов, содержащих
сведения о периодах работы, выданных
с места работы или вышестоящими организациями
той же системы, где трудился человек,
а также архивными учреждениями. Это могут
быть различные справки, выписки из приказов,
лицевые счета и ведомости на выдачу заработной
платы, удостоверения, характеристики,
письменные трудовые договоры и соглашения
с отметкой об их исполнении, трудовые,
послужные и формулярные списки, членские
книжки кооперативных промысловых артелей
и кооперативных артелей инвалидов и др.
При отсутствии указанных документов
в качестве доказательства трудового
стажа принимаются расчетные книжки и
членские билеты профсоюзов, учетные карточки
члена профсоюза. При этом расчетные книжки
подтверждают периоды работы только за
время, за которое есть отметки о выплате
зарплаты, а членские билеты профсоюзов,
либо учетные карточки члена профсоюза
- за время, за которое имеются отметки
об уплате членских взносов с зарплаты.
При отсутствии документов или невозможности
их получения ввиду чрезвычайных обстоятельств
(ведение военных действий, стихийные
бедствия и др.), или полной ликвидации
предприятия, учреждения, организации
либо отсутствия архивных данных трудовой
стаж может быть установлен на основании
показаний не менее двух свидетелей, знающих
заявителя по совместной работе или работавших
в одной системе и располагающих документами
о своей работе за время, в отношении которого
они подтверждают работу заявителя. В
отдельных случаях установление трудового
стажа по свидетельским показаниям возможно
и до наступления условий, дающих право
на пенсию, - при наличии просьбы самого
заявителя или представителя предприятия,
учреждения, организации по месту последней
работы заявителя.
В случаях, когда утрата документов о стаже
работы произошла в результате стихийных
бедствий, аварий, катастроф или других
чрезвычайных ситуаций, подтверждение
трудового стажа устанавливается комиссиями
по установлению стажа, создаваемыми органами
исполнительной власти субъектов РФ. В
состав таких комиссий включаются представители
работодателей, профсоюзов, иных уполномоченных
работниками представительных органов
и заинтересованных организаций. Если
работник до поступления на данное предприятие
ранее уже работал, комиссия принимает
меры к получению документов, подтверждающих
этот факт. По результатам работы комиссии
составляется акт, в котором указываются
периоды работы, профессия (должность)
и продолжительность трудового стажа
каждого работника. Администрация предприятия
на основании такого акта выдает работнику
дубликат трудовой книжки.
В других случаях стаж работы подтверждается
комиссиями по назначению пенсий, создаваемыми
при органах социального обеспечения.
К их компетенции относится правовая оценка
содержания и надлежащего оформления
документов, представленных для подтверждения
трудового стажа (при необходимости комиссия
может принять решение о проведении проверки
обоснованности их выдачи); установление
стажа работы по свидетельским показаниям;
вынесение в необходимых случаях решений
о зачете или исключении из продолжительности
стажа отдельных периодов трудовой деятельности.
Решение комиссии оформляется протоколом
и заносится в специальный журнал регистрации
таких решений.
Документы, представляемые для подтверждения
трудового стажа, должны быть подписаны
руководителями предприятий, организаций
(кадровых служб) и заверены печатью. Если
в представленном документе о стаже указаны
только годы без обозначения точных дат,
за дату принимается 1 июля соответствующего
года, а если не указано число месяца, то
им считается 15 число соответствующего
месяца.
Если в трудовой книжке нет полных данных
о факторах, определяющих право на пенсию
на льготных условиях или за выслугу лет,
установленное для отдельных категорий
работников, то в подтверждение специального
трудового стажа комиссия по назначению
пенсий принимает уточняющие справки
предприятий, в которых должны быть указаны:
период работы, засчитываемый в специальный
стаж; профессия или должность; характер
выполняемой работы; в какой раздел, подраздел,
пункт, наименование списков или их номер
включается работа в этот период; первичные
документы, на основании которых выдана
данная справка.
В подтверждение трудового стажа принимаются
только те сведения о периодах работы,
внесенных в трудовые книжки на основании
предъявленных документов. Списки о периодах
работы должны содержать основание их
выдачи. Справки, выданные работнику при
увольнении с работы, в которых не указано
основание их выдачи. Справки, выданные
работнику при увольнении с работы, в которых
не указано основание их выдачи, также
могут приниматься в подтверждение трудового
стажа.
Суммарная запись об общем стаже, внесенная
в трудовую книжку на основании представленных
документов, является доказательством
трудового стажа. При этом в отношении
периода работы после 14 декабря 1962 г., в
трудовую книжку должны быть внесены конкретные
записи о том, на каком предприятии, в какое
время и на каких должностях работал заявитель
до поступления на предприятие, выдавшее
рудовую книжку. Если помимо трудовой
книжки заявитель представляет отдельный
документ о работе за период до заполнения
трудовой книжки, к котором относится
суммарная запись, то весь стаж, записанный
общим итогом, должен быть подтвержден
документами или свидетельскими показаниями.
Но если в трудовой книжке не содержится
сведений о видах трудовой деятельности,
которые должны были вноситься отдельной
строкой (служба в армии, учеба, работа
в артели промысловой корпорации и т.д.),
то периоды такой деятельности, подтвержденные
дополнительным документом, принимаются
наряду с суммарной записью без ее расшифровки.
Стаж работы, установленный по свидетельским
показаниям, учитывается как при определении
права на пенсию, так и при исчислении
ее размера в зависимости от продолжительности
трудовой деятельности. Однако при наличии
документов об общем трудовом стаже характер
работы, дающих право на пенсию на льготных
условиях и за выслугу лет, по свидетельским
показаниям не устанавливается. Продолжительность
трудового стажа, установленного по свидетельским
показаниям, в случаях, когда не имеется
подтверждающих документов и нет возможности
получить их в связи с полной ликвидацией
предприятия и отсутствием данных архива
(по обстоятельствам, не связанным с чрезвычайными
ситуациями), не должна превышать половины
стажа, требуемого для назначения пенсии
(в настоящее время для мужчин 12,5 лет, для
женщин - 10 лет).
В тех случаях, когда периоды работы принимаются
в зачет трудового стажа на основании
показаний свидетелей, один из которых
подтверждает работу заявителя за больший
период, чем другой, установленным считается
период, подтвержденный обоими свидетелями.
Органы социального обеспечения могут
вызвать свидетелей для дачи личных показаний
или ограничиться рассмотрением письменных
показаний при условии, что они заверены
нотариально.
Список используемых источников:
Информация о работе Льготное исчисление общего трудового стажа