Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:45, реферат
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» права автора можно подразделить на личные неимущественные и имущественные.
Также статья 982 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении этих результатов личные неимущественные и имущественные права.
Необходимость выделения в авторском праве прав личных неимущественных и прав имущественных обусловлена их различной правовой природой. Важнейшим различием между личными неимущественными и имущественными правами является их разное временное действие и их абсолютная или относительная принадлежность автору. Если право авторства как основное личное неимущественное право является неотчуждаемым и не может быть передано иным лицам (п. 3 ст. 982 ГК), то имущественные права могут быть переданы другим лицам. Кроме того, личные неимущественные права действуют бессрочно, тогда как имущественные права имеют ограниченный срок действия.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра гражданского права
Реферат
«Личные неимущественные права автора»
Выполнила:
Преподаватель:
Минск
2015
Личные неимущественные права автора
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» права автора можно подразделить на личные неимущественные и имущественные.
Также статья 982 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении этих результатов личные неимущественные и имущественные права.
Необходимость выделения в авторском праве прав личных неимущественных и прав имущественных обусловлена их различной правовой природой. Важнейшим различием между личными неимущественными и имущественными правами является их разное временное действие и их абсолютная или относительная принадлежность автору. Если право авторства как основное личное неимущественное право является неотчуждаемым и не может быть передано иным лицам (п. 3 ст. 982 ГК), то имущественные права могут быть переданы другим лицам. Кроме того, личные неимущественные права действуют бессрочно, тогда как имущественные права имеют ограниченный срок действия.
Личные неимущественные права исторически были первой категорией авторского права. Содержание этой категории постоянно изменялось и ее устоявшееся содержание отражено в Бернской конвенции. В соответствии с ней «независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора». Другими словами, Бернская конвенция признает только два личных неимущественных права авторов. Право авторства, т.е. право требовать признания своего авторства на свое произведение. Право на защиту репутации, т.е. право противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на свое произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.
В 1928 году Бернская конвенция признала личные неимущественные права авторов. Впервые на международном уровне было признано, что кроме имущественных прав автору принадлежат и личные неимущественные права. Эти права возникают потому, что произведение является отражением личности его автора, тогда как имущественные права отражают материальные потребности или интересы автора.
В соответствии со статьей 15 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права на произведение к другому лицу. Они не передаются и не отчуждаются. Личные неимущественные права действуют в течение всей жизни автора и после его смерти продолжают охраняться.
Первым из личных неимущественных прав автора является право авторства. Оно заключается в праве признаваться автором произведения и исключает признание авторства других лиц на это же произведение. Право авторства – одно из главных прав, возникающих у автора, создававшего произведение.
Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов.
Право авторства возникает в связи с созданием произведения и может осуществляться только автором. Оно не отчуждается и не передается ни по одному основанию. От данного права нельзя отказаться. Право авторства называется первым в перечне субъективных авторских прав. И это не случайно, ибо все остальные права на произведение, как неимущественные, так и имущественные, предоставляются автору вследствие признания его автором данного произведения.
Авторство всегда индивидуально, поэтому право авторства может принадлежать только физическому лицу. Это право не передается ни по договору, ни по завещанию, ни по какому-либо иному основанию, и сохраняется за автором даже в том случае, когда автор не приобретает или лишается (полностью или частично) права распоряжаться созданным произведением. Право авторства возникает с момента придания произведению объективной формы и существует независимо от того, было ли оно использовано или даже обнародовано или нет.
Следовательно, можно выделить следующие характеристики права на авторство:
Итак, право авторства - первичное правомочие авторов произведений науки, литературы и искусства. Только при его наличии и на основании данного права можно говорить о правах автора на имя, репутацию и других. Это – привилегия автора, отказ от которой невозможен, имеющая абсолютный характер и прекращающаяся лишь смертью автора, неотделимая от его личности и осуществляемая исключительно самим автором.
С правом авторства тесно связано право на авторское имя. Избирая один из способов обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при создании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения.
Право на имя позволяет автору использовать или разрешать использовать произведение под своим именем. Однако раскрывать свое авторство на произведение он не обязан. Автор может предпочесть, чтобы его произведение было использовано под псевдонимом или без обозначения имени, и пользователь обязан уважать его выбор. Если же лицо, использующее произведение, раскроет имя автора без его согласия, то тем самым оно совершит противоправное действие, нарушающее право автора на имя.
От использования произведения без указания имени отличается гетероним – автор пишет для другого лица, который выпускает в свет произведение от своего имени, фактически при этом между ними заключается договор. Однако, поскольку законодательство закрепляет принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав, такой договор является ничтожным, и истинный автор, совершенно законно, может объявить о своём авторстве и воспользоваться своими неимущественными правами. В отсутствии же договора имеет место незаконное присвоение авторства – плагиат. Принуждение к соавторству также является нарушением авторских прав.
Нарушением права на имя будет признано и искажение имени или фамилии автора при использовании произведения. Использование в произведении цитат без указания источника цитируемого текста также рассматривается как нарушение права на имя.
Проявлением права на имя является установленный соавторами порядок указания их имен при использовании произведения. По соглашению между соавторам произведение может быть использовано под именем одного или нескольких из них.
Издатель обязан указать имя и фамилию автора, если он того требует. Если автор выбирает псевдоним, то издатель обязан уважать его выбор. Раскрывая вопреки воле автора его подлинную фамилию при опубликовании под псевдонимом одного из произведений автора, издатель совершает виновное действие и посягает на моральное право заинтересованного лица. Издательский договор не может продолжать действовать после подобного нарушения, так как утеряно доверие, которое присуще самому характеру этого договора.
Автор имеет право подписать или не подписать произведение. Иногда он предпочитает не подписывать его по самым различным причинам. Таким образом, право на авторское имя тесно связано с правомочием авторства. Данная категория включает в себя права авторов произведений использовать собственное имя, псевдоним или воздержаться от упоминания своего имени (представить произведение анонимно). Искажение имени или фамилии, использование цитат без обозначения автора считаются нарушением данного личного права авторов. Все способы обозначения авторства обязательны к применению в строгом соответствии с волей автора.
Право на неприкосновенность произведения, то есть право, обозначающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений. Исключение из этого правило установлено в п.6 ст.17 Закона «Об авторском праве и смежных правах»: наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации.
Автор вправе возражать против всякого искажения своего произведения, а также любого другого посягательства на произведение, способных нанести ущерб чести или достоинству автора. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании.
К числу личных неимущественных прав относится и право на обнародование. Произведение считается обнародованным, если оно с согласия автора опубликовано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые доведено до всеобщего сведения. Сущность права на обнародование заключается в юридически обеспеченной возможности автора публично огласить свое произведение.
Помимо категории «право на обнародование» используется также понятие «выпуск в свет». В юридической литературе отмечалось, что содержание права на выпуск произведения в свет сводится к праву автора решить вопрос о достаточной зрелости своего произведения и о передаче его обществу для ознакомления и оценки. Решающим фактором для признания произведения выпущенным в свет должна являться воля автора ознакомить общество со своим произведением. То есть право на выпуск в свет и обнародование представляются тождественными.
Обнародование произведения не сводится лишь к конкретным действиям, направленным на обеспечение всеобщего доступа к произведению. Оно включает в себя волеизъявление автора. Без разрешения автора его произведение не может быть выпущено в свет.
М.В. Гордон полагал, что право на обнародование произведения не прекращает своего существования и после того, как это произведение уже обнародовано. Это положение было подвергнуто критике в юридической литературе. После обнародования произведение приобретает иной правовой режим: с момента обнародования произведения начинают действовать предусмотренные законом ограничения имущественных прав автора.
Не требуется, чтобы произведение было непременно доведено до сведения третьих лиц. Достаточно, чтобы эти лица имели реальную возможность ознакомиться с произведением.
Однако сообщение произведения определенному кругу лиц не считается обнародованием произведения. Не считается обнародованием произведения информация о произведении с изложением его содержания.
Право на обнародование может быть реализовано не только автором произведения, но и его наследниками. Ученые не имеют единого мнения по вопросу о природе права наследников на обнародование произведения.
В.А. Чертков указывал, что правомочия наследников личных авторских прав – категория авторского, а не наследственного права с его имущественной основой, пределами и сроком ответственности.
И.В. Савельева указывала, что право наследников на выпуск в свет не опубликованного произведения не следует считать авторским, так как оно имеет иную природу, назначение и объем, и предлагала решение вопроса об опубликовании произведения после смерти автора предоставить лицу, специально выбранному автором при назначении исполнителя завещания, и лишь при его отсутствии – наследникам автора.
Принудить автора обнародовать созданное им произведение или дать разрешение на его обнародование не может никто. Это правило относится и к нанимателям, и к лицам, заключившим с автором договор заказа на создание произведения. Отказ автора разрешить обнародование служебного или заказанного произведения может служить основанием для привлечения его к ответственности по правилам трудового законодательства или за нарушение условий договора, однако заставить автора разрешить использование произведения невозможно.
Таким образом, право на обнародование представляет собой возможность автора опубликовать, публично показать или исполнить, поручить передать по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые довести до всеобщего сведения. Стоит заметить, что при этом круг лиц, до которых доводится произведение, обязательно должен быть неограниченным, то есть заранее не определенным. Обнародование произведения также может именоваться выпуском его в свет. Сущность данного права раскрывается как юридически обеспеченная способность автора публично огласить объект его интеллектуальной собственности. Обнародование возможно исключительно при условии соответствующего волеизъявления автора (или его наследников) и его разрешения. Выпуск произведения в свет возможен только единственный раз, после оно приобретает иной правовой статус. Никакое принуждение к согласию на обнародование не допускается, даже если автор состоит в отношениях подчинения с лицом, желающим обнародовать произведение. В таком случае будет иметь место ответственность, связанная с субординацией, однако принуждение недопустимо ни при каких обстоятельствах.